Парад накануне подвига

Роты советских снайперов маршировали в приграничном городе на глазах у японцев, чтобы те знали: Красную армию никому не одолеть

4 май 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3928 (64) от 4 май 2016

«Уважаемая редакция! Очень приятно было узнать, что газета «Владивосток» начала на своем сайте акцию «Спасибо за Победу!». Увы, мой возраст не позволяет мне дружить с продвинутыми технологиями и записать видеопоздравление. Но я – участник Великой Отечественной войны и своими воспоминаниями хочу поделиться со всеми.

1942 год был для нашей страны особенно тяжелым, можно сказать, катастрофическим. Вопрос стоял ребром: быть или не быть…

Меня призвали в ряды Красной армии в том самом году. Тогда во Владивостоке призывали молодых парней 1923, 1924 и 1925 годов рождения.

Трое суток наш эшелон был в пути, и вот мы прибыли на место, на станцию недалеко от Благовещенска. Тишина до звона в ушах. Строгая светомаскировка, приказ говорить вполголоса. Рядом – граница.

Начались занятия по боевой подготовке. Первым начальником у нас был полковник Никитин – старый кавалерист. Он нам сказал: «Из вас, ребята, создается секретная воинская часть – стрелков снайперской подготовки». Было нас 2560 человек, 16 рот.

Вскоре был назначен новый начальник школы, фронтовик, раненный под Сталинградом, – полковник Диасамидзе. Он часто повторял знаменитые суворовские слова: «Тяжело в учении, легко в бою». Объяснял нам: война стала другая, много используется техники, надо учиться воевать по-сталинградски. Темпы обучения усилились, никаких послаблений, мы уставали, но все понимали…

30 апреля 1943 года на плацу полковник Диасамидзе объявил, что 1 Мая в честь праздника всех трудящихся в Благовещенске будет проведен военный парад, в котором примем участие и мы.

Мы строем шли 12 километров до Благовещенска пешком, и вот в 8 утра колонна снайперских стрелков длиной более километра выстроились на центральной улице города – Ленинской, она шла вдоль Амура. И на том берегу, где сейчас китайский город Хэйхэ, на нас в бинокли, в стереотрубы смотрели японцы, под чьей оккупацией тогда был Китай. Нам с нашего берега было видно, что они волновались, постоянно перебегали с места на место. Наблюдение японцами велось непрерывно…

Увидев солдат, рядом с нами стали собираться жители Благовещенска: женщины с детьми, старики. Женщины плакали от радости и говорили о том, что впервые с начала войны увидели столько военных, что они были уверены, будто их тут, на берегу Амура, бросили на волю судьбы…

За разговорами время пролетело, и вот в 10 утра поступила команда готовиться к параду. Мы пошли строевым шагом, четко, красиво, но… Женщины подбегали к правофланговым, плакали, обнимали ребят и шли рядом, почти бежали. Старушки голосили.

Что было у нас на душе – словами не описать. Нам ведь было по 17-18 лет, совсем мальчишки. Не могли мы оттолкнуть женщин, так и шли в обнимку…

Через 15 дней наша учеба закончилась, мы разъехались по разным фронтам… Сколько ребят погибло – не перечесть. На Ленинградском фронте сложил голову Василий Бобренок, на 2-м Украинском – Анатолий Крамаренко, на Карельском погиб Андрей Герасимов, пропал без вести Андрей Кравченко…

В дни 40-летия Победы мы, кто вернулся с войны живым, решили найти своих боевых товарищей. И в 1985 году откликнулось на наши поиски 119 человек из 2560…

Евгений АБИНОЧКА, Владивосток».

От редакции. Так получилось, что, готовя материалы в рубрику «Колонна победителей», мы узнали, что автор письма, которое мы публикуем на этой странице, – фронтовик Евгений Лукич АБИНОЧКА – стал еще и одним из героев нашей первой статьи. Отправляя письмо в адрес редакции, ветеран не знал, что его придут поздравлять. Но, что поразительно, его воспоминания совсем не повторяются: гостям, которые пришли с поздравлениями, он рассказал о своем боевом пути, а в письме описал один лишь случай времен войны. И этот пронзительный, до мурашек и слез пробирающий рассказ мы не могли оставить без внимания. Поэтому решили: дадим слово солдату Победы дважды. Он это заслужил.