Наша точка на золотой карте

Владивосток на время обменяется со столицей шедеврами живописи

27 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3925 (61) от 27 апр. 2016

Приморская картинная галерея в этом году отмечает 50-летний юбилей. На такие праздники принято и приятно дарить подарки. Но еще приятнее, когда подарок может порадовать (да как порадовать!) не только юбиляра, но и тысячи людей. Именно такой дар прибудет во Владивосток из Москвы.

Сокровища повсюду

– Нынешний год юбилейный не только для нас, но и для Государственной Третьяковской галереи: ей исполняется 160 лет, – рассказывает директор Приморской картинной галереи Алена Даценко. – А из истории формирования коллекции нашей галереи мы знаем, что произведения искусства, которые сегодня составляют ее гордость, поступали в Приморье в 1930-е годы как раз из фондов Третьяковки, Русского музея. Согласно актам передачи из Третьяковки поступило ровно сто произведений: живопись и графика русских мастеров, несколько икон – весьма солидное собрание.

И вот, когда совпали два юбилея, мы решили принять участие в проекте, который уже не первый год реализует Третьяковка. Он называется «Золотая карта России», и суть его в том, что специалисты этого ведущего музея страны внимательно изучают коллекции музеев региональных и выставляют их лучшие экспонаты на своих площадках. Цель проекта – показать, какие интересные, уникальные коллекции есть в музеях по всей стране. Ведь, правда, мало кто знает, какие сокровища хранятся в провинции, да и количество посетителей любого регионального музея и Третьяковки просто несравнимо. Я сама, будучи в командировке в Москве, была на таких выставках, где знакомилась с коллекциями музеев из разных регионов России. И всегда, замечу, специалисты Третьяковки находили наилучшие решения: что показать, как и что подчеркнуть, какую изюминку выделить…

Из дальневосточных музеев в проекте участвовал только Якутск. И мы решили, что наши коллекции тоже достойны того, чтобы показать их в столице.

Мы понимали, что участие в проекте будет непростым и по транспортировке, и по страховке экспонатов, и по осторожности обращения с ними во время перевозки, но это нас не пугало. И мы добились своего: лучшие картины из собрания Приморской картинной галереи впервые будут представлены в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке Москвы! Столичным музейным завсегдатаям выпадет шанс увидеть те экспонаты, которые более полувека назад покинули фонды Третьяковки. И тут нам есть чем похвастать.

Ну здравствуй, «Казачка»

– Но это еще не все, – продолжает рассказ Алена Алексеевна. – Когда мы вели переговоры с Третьяковкой об участии в «Золотой карте России», мы одновременно предложили ее руководству еще одну идею. Ведь если мы снимаем из залов большую часть коллекции, чтобы показать в Москве, то, в свою очередь, могли бы принять что-то, тем более в юбилейный год, правда? И было бы логично, если бы к нам в те же сроки приехала выставка из Третьяковской галереи и порадовала наших посетителей. К предыдущим юбилеям галереи Третьяковка устраивала у нас небольшие экспозиции, но это были две-три работы, а большой выставки из этого всемирно известного музея в нашем крае еще не было.

Это предложение в Третьяковке одобрили. Уже в сентябре жители Владивостока смогут увидеть в залах Приморской галереи большую выставку из фондов Третьяковской галереи под названием «Городской романс». Она представит 44 живописных произведения – картины русских художников XIX – начала XX века, связанные с музыкой, музыкальными салонами, артистами.

– Это очень внушительное тематическое собрание, – отмечает Алена Даценко. – Но мы все же попросили руководство Третьяковской галереи усилить выставку работами мастеров первого уровня. И мы очень благодарны Третьяковке, которая пошла нам навстречу: в сентябре жители Владивостока и края увидят знаменитую «Снегурочку» Васнецова, «Осень. Сокольники» Левитана, «Казачку» Сурикова и портрет Рубинштейна кисти Репина. При этом в основном собрании выставки будут работы Коровина, Тропинина, других известных художников. Таким образом, мы познакомим приморцев с творчеством великих мастеров, дадим возможность увидеть их картины вживую. Ведь не у всех есть возможность поехать в столицу и погулять по залам Третьяковки… Выставка будет работать с 9 сентября по 29 января.

Романс в зеленых тонах

– Какие же наши сокровища поедут в Москву на проект «Золотая карта России»?

– В августе прошлого года к нам приезжали коллеги из Третьяковки, осматривали наши коллекции, фонды. Было приятно, как они сразу отметили, что все картины в отличной сохранности. Это правда, у нас, я не устаю это повторять, просто прекрасные реставраторы! В итоге москвичи отобрали произведения Боровиковского, Рокотова, Тропинина, Поленова, Сомова, Серова, Нестерова – наши визитные карточки, 53 работы, которые представляют русскую живопись XIX и начала XX века. Большинство этих полотен в свое время поступило именно из Третьяковки.

Показательно, что в Москве будет напечатан каталог нашей выставки и в январе, когда картины вернутся, мы представим его. К выставке «Городской романс» мы здесь, во Владивостоке, также издаем каталог, все желающие смогут его купить во время посещения выставки и потом разглядывать, чтобы освежить воспоминания.

Мы, скажу честно, просто счастливы и свои фонды в Москве показать, и принять такое богатое собрание в наших залах.

– Чтобы «Городской романс» разместился достойно, вероятно, оставшимся картинам придется потесниться?

– Да, временно. Мы уже продумали схему размещения выставки. Уберем всю экспозицию западноевропейского искусства, начиная с зеленых залов, уберем зал маринистики, за исключением Айвазовского. Это очень большая картина, но думаю, она органично дополнит шедевры Третьяковки. Остальные работы, которые не уедут в Москву, будут убраны в запасники, ведь «Городской романс» нужно разместить как нечто цельное, единое, продуманное. Конечно, мы готовим большую программу: концерты, лекции, занятия, музыкальные и литературные вечера. Она будет работать на всем протяжении выставки.

Если зритель любопытен

– В последнее время Приморская картинная галерея вообще активизировала работу с программами, дополняющими выставки, у вас постоянно проходят лекции, детские мастер-классы, концерты. С чем это связано?

– Выставка сама по себе стоять просто так не может. Конечно, есть люди, которым достаточно прийти, посмотреть на произведение, восхититься и уйти. Но на самом деле современный зритель очень любознательный, он хочет получить разнообразную информацию. И это нельзя игнорировать. Ведь мы сможем ярче раскрыть тему выставки, показать ее с разных сторон, если организуем сопутствующие программы – от экскурсий, вечеров разных направлений до детских и взрослых квестов. В искусстве всегда преобладает синтез разных жанров, поэтому программы так органично смотрятся в рамках любой выставки.

Видели бы вы, с каким интересом малыши принимают участие в мастер-классах в рамках выставки «Портрет боярышни». Они сначала слушают рассказ о боярской культуре, смотрят выставку, а потом им предлагают расписать своими узорами сапожки или кокошники. И дети делают это с удовольствием! А взрослых мы приглашали на лекции о творчестве братьев Маковских, о знаменитом историческом бале в Зимнем дворце… Мы считаем, что каждая выставка должна дать зрителю максимум информации, и намерены продолжать такую работу.

Эрмитаж скучать не даст

– Многих наших читателей интересует, как обстоят дела со строительством центра «Эрмитаж-Владивосток».

– В настоящее время все документы проходят экспертизу, мы уже получили несколько замечаний, сейчас проектировщики устраняют их. Как известно, здание, в котором расположится центр, является памятником архитектуры. Меж тем современные требования, которые предъявляются к выставочному пространству, включают в себя и особую вентиляцию, и климат-контроль, и охранную сигнализацию. Все это – коммуникации, установки охлаждения, которые нужно куда-то прятать, при этом сохраняя уникальную лепнину, плафоны. Но это задачи решаемые, и я уверена, что после реставрации центр «Эрмитаж-Владивосток» станет украшением приморской столицы.

Мы решаем также вопросы с постройками в прилегающем сквере, например, с центром вакцинации, который примыкает к морскому фасаду нашего здания и уродует его, при этом он не функционирует, а сама постройка исторической ценности не представляет. Кстати, вход в центр будет со стороны моря, мы планируем все там расчистить, обустроить изрядно заросший сквер, мечтаем даже (можно же помечтать!) о небольшом фонтане…

Не так давно мы встречались с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который пристально следит за работой над всеми тремя организуемыми в России центрами этого музея, устраивает видеоконференции. Очередная прошла 30 марта, на ней присутствовали и проектировщики, и представители всех ведомств, мы обсуждали вопросы текущей работы и стратегического планирования.

В преддверии открытия центра в приморской столице пройдет несколько программ, разработанных коллегами из Петербурга. Во второй половине сентября мы проведем фестиваль «Дни Эрмитажа во Владивостоке». Целую неделю будут проходить лекции, показы, образовательные программы, особый мастер-класс по графике устроят специалисты реставрационного отдела Эрмитажа.

А совсем скоро, в конце мая, в галерее откроется выставка из фондов Эрмитажа, посвященная японской художнице Рин Ямасита. Она была иконописцем и первой японской православной художницей, учившейся в России, в Новодевичьем монастыре, а еще крестной дочерью священника Николая Японского. Написанная ею икона Воскресения Христова была преподнесена в дар цесаревичу Николаю во время его визита в Японию. Представляете, эта икона покинет запасники Эрмитажа и будет представлена в наших залах! Мы же усилим экспозицию произведениями Рин Ямасита, которые собрала специально для нас Японская епархия Русской православной церкви. Выставка продлится до конца сентября и станет частью фестиваля «Дни Эрмитажа». 

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ