​Сюрприз за каждой шторкой

Чтобы открыть тайну счастья, театр молодежи призвал на помощь мистику

20 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3921 (57) от 20 апр. 2016

О том, что в Приморском театре молодежи появится новая – малая – сцена, «В» рассказывал еще в прошлом году. Публика с нетерпением ждала этого события. И вот 23 и 24 апреля на малой сцене состоится долгожданная премьера. Спектаклем по святочной истории Чарльза Диккенса «Сверчок за очагом» театр обещает заворожить зрителя.

Отвлекитесь от девайсов

– Я и самого себя спрашивал, почему же Диккенс, – улыбается главный режиссер театра молодежи Юрий Гончаров. – Во-первых, пришла пора вернуть в театр зарубежную классику. Более десяти лет не появлялись у нас такие произведения в классическом варианте постановки, то есть с костюмами в духе той эпохи, прическами, музыкой, лишь в начале 2000-х на сцене театра молодежи шел «Кукольный дом» Ибсена. Во-вторых, Диккенс – это школьная программа и пусть «Сверчка за очагом» не проходят в школе, но этот писатель известен подросткам, а значит, может быть им интересен. И самое главное, святочная история «Сверчок за очагом» – это не просто классика, а классика актуальная. Очень актуальная.

Огромная проблема современности в том, что люди разучились жертвовать чем-то ради любимых, стали немного эгоистами, смотрят не друг на друга, а куда-то в сторону. Они ведут жизнь в социальных сетях, уткнувшись в разные девайсы, а домашнее общение, к сожалению, даже в благополучных семьях сводится к тому, что, придя домой, все разбегаются кто куда – к компьютеру, телевизору. Это грустно. И мы хотим сказать зрителям: нужно обратиться лицом друг к другу, вспомнить, что такое семья.

Жанр «Сверчка за очагом» – сказка о семейном счастье. И мы хотим показать свою версию того, в чем же оно – семейное счастье.

А насколько богат ваш язык?

Работа над постановкой, по словам актеров и режиссера, оказалась нелегкой. Пьесу по истории Диккенса написал более ста лет назад, в 1914-м, знаменитый русский актер Борис Сушкевич для школы-студии театра МХАТ (в ней играли Михаил Чехов и Евгений Вахтангов!). Разумеется, Сушкевич очень бережно обращался с произведением великого британца и сохранил его богатый, красивый и непривычно сложный для современного уха язык.

– И мы не стали осовременивать спектакль, – рассказывает Юрий Гончаров. – Но скажу честно: и мне, и актерам было крайне непросто войти в эту стилистику, проникнуть в материал – в костюмы, прически, язык. Но мы решили окунуть зрителя в ту эпоху – в Англию позапрошлого века. Разве нельзя сделать спектакль актуальным, если он выдержан в классическом стиле? Можно!

– Особая сложность – язык пьесы, который так не совпадает с ритмом современной жизни, так не похож на нынешний «эсэмэсный» сленг. Нужно перестроить себя, чтобы легко, как дышать, говорить на таком языке, – подтверждает актриса Анастасия Федосеева. – Хорошо, что существуют определенные приемы, позволяющие войти в такие сложные речевые обороты, как в этой постановке. И кстати, именно речь позволяет плотнее вжиться в логику и образ мыслей женщины того времени.

Вообще, такие классические постановки очень полезны и для молодых артистов, и даже для актеров с опытом. На таком материале актер растет. И это замечательно. Должна сказать, что «Сверчок за очагом», на мой взгляд, – это спектакль, который сегодня просто жизненно необходим в репертуаре театра, ведь в нем столько добра, любви, семейного счастья…

От сказки до детектива – один шаг

«Сверчок за очагом» – спектакль многонаселенный. Святочную, удивительно теплую историю о любви и чудесах воплотили актеры Дмитрий Штанько (Джон Пирибингль), Анна Проскокова и Евгения Серебрянская (Мэри, жена Джона), Олег Демчук (Калеб) и Анастасия Ларионова (его дочь Берта), Валерия Самарина и Мария Стратулат (воспитанница Пирибинглей), Александр Стрелков (Тэкльтон, фабрикант), Елена Андреева и Анастасия Кошарнова (его невеста Мэй), Лариса Постернак и Анастасия Федосеева (Мистрис Фильдинг), Анатолий Мягких (слуга), а также студент 4-го курса академии искусств Герман Авеличев (Незнакомец).

– Мне было очень интересно и в то же время непросто входить в спектакль, – признается Герман. – Но такие работы – своего рода вызов для актера. И с ним нужно справиться…

На небольшой сцене, в двух шагах от зрителей, артисты разворачивают перед публикой немного мистическую (как же без мистики в святочной истории!), чуть детективную и в то же время очень красивую сказку. А создать соответствующую атмосферу им помогает сценография.

– Начинали мы работу над оформлением этой постановки с Виктором Шматком, – говорит Юрий Гончаров. – К сожалению, Виктор Кузьмич не так давно ушел из жизни. Но несколько эскизов, которые он успел создать к спектаклю, мы использовали. А продолжил работу над сценографией владивостокский неформальный художник Алексей Филатов.

Нашей целью было максимально функционально и интересно освоить малую сцену. Поэтому во время спектакля буквально за каждой шторкой на сцене зрителя будет ждать сюрприз.

Спектакль рассчитан на подростков и взрослых. Я уверен, что им всем, а также молодым людям от 18 и старше, которым только предстоит создать семью, удастся найти в этой истории что-то свое, актуальное и важное.

      

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ