Кто должен платить за лифт?

На этот и другие актуальные вопросы горожан отвечает эксперт в области ЖКХ Наталья Войновская

20 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3921 (57) от 20 апр. 2016

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства вряд ли когда-нибудь можно будет вычеркнуть из списка самых злободневных тем, волнующих россиян. Как никогда не иссякнут и связанные с ними вопросы. Поэтому очередную прямую линию газета «Владивосток» посвятила именно этой теме. А в качестве эксперта пригласила председателя Совета независимой общественной организации «Домовой контроль», создателя муниципальной школы «Управдом» Наталью Александровну Войновскую.

«Нет такой должности – старшая по дому. Легитимным органом является совет дома»

Лифт необходим, но это так дорого…

– Добрый день. В нашем доме по адресу: Кузнецова, 53 три подъезда. В третьем подъезде очень долго не работал лифт (он сгорел), но недавно управляющая компания установила новый. Сейчас идут пусконаладочные работы, и в мае он должен заработать. А жильцы всего дома в течение трех месяцев должны будут выплачивать дополнительно по 1800 рублей. Сразу среди жильцов пошли разговоры: якобы УК фальсифицировала протокол, а люди не давали согласия на установку лифта. Самое интересное, что платить не хотят даже жильцы подъезда, где этот самый лифт установили. Они считают, что если УК не согласовала с ними вопрос установки лифта и протокол собрания составила задним числом, то и платить нет необходимости. Поэтому у меня вопрос: должны ли мы, жильцы остальных подъездов, платить за этот лифт? И если УК действительно сфальсифицировала протокол, имеем ли мы основание «повесить» эти расходы на УК?

– Хочу отметить, что в городе работает муниципальная программа, благодаря которой в многоквартирных домах устанавливаются лифты за счет преимущественного финансирования муниципалитета (70 % из городского бюджета против 30 % средств собственников). Честно говоря, многие горожане желают, чтобы их дома попали в эту программу, и готовы внести свою часть платы.

Платить ли всем? Если такое решение приняло общее собрание, то оно распространяется абсолютно на всех собственников. Лифт – часть общей собственности, и материальную ответственность за него несет каждый собственник жилья.

Понятно недовольство жителей других подъездов, но эта проблема извечная: живущим на первых двух этажах не нужен лифт и неинтересна протекающая кровля, а проживающим на верхних этажах неинтересны проблемы, связанные с подвалом, – сырость, неприятный запах, пар. Поэтому Жилищным кодексом и предусмотрено подобное решение таких вопросов. Вам необходимо самим разобраться, сфальсифицирован ли протокол: запрашивать и проверять информацию.

Что касается отказа жильцов платить в случае, если будет доказана фальсификация протокола, и их желания переложить расходы на управляющую компанию – таких прецедентов еще не было. Обычно УК правильно оформляют протоколы, так как понимают всю ответственность этого действия.

– Здравствуйте. Обязанность по страхованию лифтов касается всех жильцов. Почему же те, кто платит страховые взносы, должны уговаривать менее добросовестных соседей? Почему нельзя эту плату включить в квитанцию?

– Оплата страховых взносов входит в обязанности вашей управляющей компании. И чтобы избежать описанной вами ситуации, нужно решение общего собрания о том, что вы страхуете лифт. И тогда эти платежи будут идти в обязательном порядке, как прочие коммунальные платежи.

– Площадь моей трехкомнатной квартиры 76 квадратных метров, мы в ней живем вдвоем с мужем. Соседи в двухкомнатной квартире площадью 56 квадратов живут вчетвером. За лифт мы платим из расчета площади своих квартир. По-моему, это несправедливо…

– Универсального метода расчета платы за услуги ЖКХ, в том числе за пользование лифтом, в стране нет, поэтому плату за лифт принято рассчитывать исходя из метража квартиры. Этот норматив прописан в Жилищном кодексе.

Без совета дома уже не обойтись

– Добрый день, обращаются к вам жильцы дома на Ватутина, 4. Мы хотим создать совет дома, чтобы навести порядок. Подскажите, пожалуйста, с чего начинать.

– Самое главное, что вам нужно для создания совета, – это желание. Необходимо собрать инициативных граждан – тех, кто хочет порядка в доме. После чего инициировать собрание и на нем выбрать совет.

Если дом большой, скорее всего, вам не удастся организовать очное собрание (хотя попытаться стоит), поэтому, рассчитывая на заочное собрание, вы должны правильно составить уведомление, подготовить необходимое количество протоколов (по числу всех собственников жилья). Если вам необходимы консультации, документы, информация, вы можете обратиться за помощью в НП «Домовой контроль» (телефон – 8 (423) 254-52-77).

– Сейчас мы организовываем совет дома, и я, по всей вероятности, стану его председателем. Знаю, что председателям ТСЖ положена заработная плата. А председателям домовых советов?

– Оплачивать труд председателей советов домов законодательно разрешено, но этот вопрос, так же как и размер оплаты, нужно обсуждать на общем собрании. Есть разный опыт: где-то размер оплаты составляет 100 рублей с квартиры, где-то высчитывают сумму с квадратного метра. Повторюсь, это решают собственники. Самый оптимальный вариант – производить оплату через управляющую компанию, для этого вам с УК нужно оформить гражданско-правовой договор. В некоторых домах предпочитают обходиться без посредничества УК. Но в таком случае возможны побочные эффекты в виде разговоров среди жильцов о ваших доходах. Кроме того, не забывайте о налоговых отчислениях. Между тем управляющая компания сможет взять на себя функцию вашего налогового агента.

– Мы выбираем новую управляющую компанию. И теперь нам необходимо определиться с тарифами. Вы не могли бы подсказать УК с наиболее адекватными тарифами?

– Вы можете посоветоваться с НП «Домовой контроль», они дадут контакты председателей советов домов, которые довольны своими тарифами и управляющими компаниями. Но хочу заметить, что тариф для каждого дома индивидуален и зависит от того, что вы хотите в нем сделать. Во Владивостоке большинство домов пользуется муниципальным тарифом. но те собственники, которые планируют провести значительные работы по текущему ремонту, либо установить детскую площадку, либо еще как-то усовершенствовать свой дом, корректируют свой тариф, и совет дома его принимает. Обычно управляющие компании, заходя на дом, представляют расчеты тарифов. Если ваша УК вам такой расчет не представила, вы можете проконсультироваться со специалистами «Домового контроля» насчет актуальности вашего тарифа на содержание и текущий ремонт дома.

– У нас есть дворник, уборщица, которые должны выполнять определенный объем работ, рассчитанный согласно нормативам. Не выполняют! А представители УК на наши вопросы отвечают: дворник придет, когда хочет, мусоросборщик придет, когда ему будет удобно, а уборщица может вообще не прийти. Что нам делать?

– Между собственниками и управляющей компанией должен быть заключен договор управления, в котором в том числе прописывается и режим работы персонала. Но контроль все же обеспечивает совет дома. Поэтому вам нужно его выбрать.

– А старшая по дому не может эти контрольные функции выполнять?

– Нет такой должности – старшая по дому. А вот совет дома считается вполне легитимным органом. Настолько, что его председатель может представлять интересы дома в суде.

Коммуналка – одно разорение

– Здравствуйте, я обращаюсь от имени жильцов печально известного дома на Ладыгина, 2д. У нас тариф на электроэнергию – пять рублей за кВт/час, так как город дом еще не принял. Мы в ГЖИ обращались – они ничего сделать не могут. Но проблема еще и в том, что председатель нашего ТСЖ заставляет нас платить и за 2014 год, несмотря на то что мы въехали в квартиры только в мае 2015-го. Он аргументирует это тем, что в 2014 году мы уже являлись собственниками своих квадратов. Так вот, мы хотим создать совет дома, чтобы противоборствовать этому председателю. Есть у нас такая возможность?

– Пока дом не примут, пока он не будет считаться жилым, к сожалению, ваше ТСЖ будет расплачиваться с ресурсоснабжающими организациями как юридическое лицо, то есть по повышенному тарифу.

По поводу совета дома: выбирать его могут только собственники жилья. Если в вашей собственности больше половины площади (по квадратным метрам), имеющейся в доме, тогда вы можете собрать кворум. А для того чтобы защитить свои интересы, помимо ГЖИ обращайтесь в прокуратуру и «Домовой контроль».

– Самая дорогая платежка из всех, что мы получаем за жилищно-коммунальные услуги, – за отопление и горячую воду. Так еще и выставляют ОДН, хотя в доме нет общего счетчика горячей воды. Из месяца в месяц выходит одна фиксированная сумма – 9,08 рубля. Законны ли действия ресурсников в данном случае?

– К сожалению, действия эти законны, так как ОДН, если нет общедомового прибора учета, выставляют по нормативу. Поэтому, кстати, и выходит одна и та же сумма. Норматив утверждается департаментом по тарифам администрации Приморского края в рамках федерального закона. ОДН выставляется на электроэнергию, холодную и горячую воду.

Какие льготы положены ветеранам?

– Я ветеран войны, мне 85 лет. Мне присылают квитанцию на капитальный ремонт. Но я слышала, что люди в возрасте 80 лет полностью освобождаются от платежей за капремонт.

– Совершенно верно. Но компенсацию льготы для 70–80-летних граждан регулирует краевой закон. Пока краевые депутаты его не приняли. Но даже после того, как закон заработает, компенсация будет начисляться только по факту оплаты. То есть вы платите ежемесячный взнос за капремонт в полном объеме, и только после этого вам на этот платеж начисляется компенсация (в зависимости от возраста льготника).

– Здравствуйте, у меня вопрос о льготах на оплату услуг ЖКХ. Мы с супругой льготники. Я – инвалид, моя жена – ветеран труда. Раньше у нас не было проблем с получением льготы, так как на всех жировках, что мы получали за электроэнергию, воду и тепло, был указан наш статус (например ветеран труда) и прописан соответствующий размер льготы, который и высчитывался при оплате. И никаких вопросов у нас не возникало. Сейчас, с выходом нового закона, вопросов появилось много. Нам непонятно: когда будет перерасчет, какой будет перерасчет и, самое главное, будет ли он вообще. Ведь, насколько я понял, если даже одна организация, которой мы платим, не подтвердит факт оплаты, не подаст данные, мы льготу вообще не получим. Получается, по новому закону мы очень сильно потеряли в деньгах… Как это можно исправить?

– Да, с введением этих изменений несколько уменьшился размер компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг у некоторых граждан. Дело в том, что изменился механизм компенсации льгот на уровне федерального законодательства.

Я вам обещаю: в одном из ближайших номеров газеты «Владивосток» я дам подробные разъяснения по этому вопросу, причем совместно со специалистами департамента охраны труда и социальной политики администрации края…

Поскольку прямая линия была ограничена одним часом, естественно, не все желающие успели задать интересующие их вопросы. Но мы их обязательно опубликуем на страницах «В» вместе с ответами Натальи Войновской.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО