Криминальная логистика

Бывший депутат переквалифицировался в контрабандиста

13 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3917 (53) от 13 апр. 2016

В Приморье передано в суд уголовное дело об изъятии из незаконного оборота 11 тысяч бутылок импортного алкоголя. Вся продукция была без акцизных марок и ввезена в Россию нелегально. Противозаконную деятельность бутлегеров пресекли сотрудники УФСБ России по Приморскому краю вместе с коллегами из отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) УМВД России по городу Владивостоку.

Данную партию контрабандного спиртного изъяли без малого полтора года назад. Тогда же по факту «приобретения, хранения, перевозки и сбыта товаров без маркировки в особо крупном размере» было возбуждено уголовное дело и проведены обыски у членов организованной преступной группы (ОПГ), специализирующейся на торговле нелегальным алкоголем. И пока шло следствие, информация об этой спецоперации была закрытой.

Имена и фамилии некоторых персонажей этой истории изменены.

Чего ему не хватало?

26 декабря 2014 года около 11 часов ночи на внутреннем рейде залива Петра Великого, юго-западнее мыса Абросимова, бросил якорь теплоход «Porenuta». И хотя иностранный гость бороздил моря и океаны под флагом западноафриканского государства Сьерра-Леоне и был приписан к порту Фритаун, его капитан – Александр Калашевич – был гражданином России. Как и остальные шесть человек команды судна.

На запрос по рации сотрудника службы по регулированию движения судов во Владивостоке «Трафик», нет ли на борту какого-либо груза, Калашевич ответил отрицательно. Мол, я пустой, цель захода в порт – смена экипажа. Капитан солгал, трюм теплохода был забит картонными коробками со спиртными напитками: водкой, виски, ликерами, коньяком. Всего 1200 коробок, или 11418 бутылок. Их общая рыночная стоимость на конец декабря 2014 года – 18001404,66 рубля. Коробки были плотно обмотаны пакетами из черного полиэтилена и перетянуты скотчем. На случай, если вдруг груз придется бросать за борт, а потом доставать со дна моря.

Больше вопросов к капитану «Porenuta» у сотрудника службы «Трафик» не было. Калашевич решил, что от него отстали и можно начинать выгрузку. Опытный морской волк, с судимостью в биографии, знал, что везет контрабанду. Он сам в этом признается на следствии. Но в тот момент Калашевич даже не мог предположить, что рейс «Porenuta» за спиртным в Пусан был под колпаком чекистов и все его переговоры с берегом записываются. Впоследствии эти записи станут частью доказательной базы противоправной деятельности группы бутлегеров, сформированной, по версии следствия, Летягиным Леонидом Олеговичем, 1975 года рождения, жителем Владивостока. Между прочим, отцом троих малолетних детей.

В России бытует меткая и всем понятная поговорка – жадность фраера сгубила. Так это стопроцентно о гражданине Летягине. У него было все, что необходимо для безбедной счастливой жизни: здоровье, статус в обществе, связи с нужными людьми, деньги. В разные годы он занимал высокие должности в органах государственной власти. К примеру, с 2002 по 2006 год Леонид Олегович был депутатом Законодательного собрания Приморского края, затем работал в Министерстве экономического развития и торговли РФ, в Управлении по Приморскому краю Министерства промышленности и торговли РФ. Он сделал карьеру в политике, возглавив во Владивостоке региональное отделение известной политической партии. Но занятие политикой не помешало экс-депутату, ныне обвиняемому, заниматься контрабандой спиртного. Наверное, гражданину Летягину не хватало адреналина в крови для полного счастья. Теперь, когда впереди судебный процесс, который неизвестно чем закончится, адреналина у него предостаточно.

Хан в доле

Старший следователь УМВД России по городу Владивостоку подполковник юстиции Алена Болотова, которая вела это уголовное дело вместе со следователем УМВД России по городу Владивостоку капитаном юстиции Мариной Даценко, характеризует Летягина как человека властного, волевого, обладающего непререкаемым авторитетом среди своих подельников.

Это он, по версии следствия, разработал криминальную логистику с закупом и доставкой немаркированного спиртного из Южной Кореи во Владивосток. И для реализации задуманного создал ОПГ, где у каждого члена была своя роль. Правой рукой босса был Владимир Ионин, который арендовал катера, машины и складские помещения для перевозки и хранения товара, нанимал грузчиков и подыскивал оптовых покупателей. Члены группировки, общаясь между собой по телефону, применяли для конспирации только им понятные термины. Летягин в приемке, выгрузке и реализации товара непосредственного участия не принимал. Он всегда был в тени, но держал под контролем весь процесс – от закупки товара до его реализации.

– Имея финансовые возможности и определенные связи за границей, Летягин утвердил и оплатил «заявку» на различную алкогольную продукцию. В ноябре 2014 года он перевел примерно 150 тысяч долларов США корейскому партнеру по имени Хан. На тот момент это соответствовало 6 млн 918 тысячам рублей. Когда Хан получил деньги, Летягин приказал Ионину начать погрузку немаркированного алкоголя на судно «Porenuta», находящееся в порту Пусан. В свою очередь, Ионин передал данный приказ по спутниковой связи капитану судна Калашевичу, – говорит подполковник юстиции Алена Болотова.

Сделка под контролем

...27 декабря 2014 года. Внутренний рейд залива Петра Великого, юго-западнее мыса Абросимова. Теплоход «Porenuta» начали разгружать в экстренном режиме в полной темноте. Опасаясь береговой и пограничной охраны, капитан Калашевич приказал отключить на борту все осветительные приборы. Эта уловка не осталась незамеченной дежурным службы «Трафик». Выйдя в эфир, он поинтересовался: «Что случилось?» – «Лампочки перегорели. Сейчас все исправим».

Тем временем к борту сухогруза один за другим швартовались маломерные суда, быстро загружались алкоголем и исчезали в ночи. На одном из катеров находился Владимир Ионин, он следил за перегрузкой и безопасностью операции. И когда береговая охрана, заподозрив неладное, попыталась приблизиться к теплоходу, Ионин нагло перерезал им путь и отвлекающими маневрами увел катер береговой охраны от «Porenuta». Погоня проходила зимой, во льдах. Почти как в кино.

Контрабандный товар с катеров выгружали на пирс в районе бухты Улисс. Здесь коробки перебрасывали на грузовики Hino и Nissan Diesel. Контрабандисты не догадывались, что весь процесс, включая переговоры бутлегеров по телефону, проходил под контролем не только «смотрящего» Ионина, но и сотрудников правоохранительных органов. Перегрузка коробок продолжались с полуночи до половины девятого утра. Одна фура с товаром ушла на улицу Татарскую, на склад, расположенный на территории рыбного комбината. Несколько коробок увезла перекупщица на автостоянку на улице Адмирала Кузнецова. Третья машина с контрабандным спиртным укатила на автостоянку на улице Флотской, 56а. По месту прибытия нелегальный груз поджидали не только биндюжники...

Кстати, эксперты таможенной службы установили, что все изъятое спиртное соответствует и даже превышает требования ГОСТ.

Утопить спиртное в море

Члены ОПГ полагали, что бояться им нечего – у босса такие связи в правоохранительных и властных структурах… Так что задержание немаркированного алкоголя стало для них настоящим шоком. Именно тогда Ионин впервые «засветил» Летягина, связавшись с ним по телефону и попросив помощи...

Владимир Ионин был задержан и доставлен в следственный изолятор № 1 во Владивостоке, где провел 8 месяцев. Чтобы облегчить свою участь, он стал активно сотрудничать со следствием. Леонид Летягин попытался укрыться от полиции сначала в обычной больнице, затем в... клинической психиатрической, что на улице Шепеткова, с диагнозом «острая депрессивная реакция на стресс, обусловленная расстройством с суицидальными высказываниями». Правда, лежал он не в общей палате с простыми смертными, а в отдельной, со всеми удобствами, индивидуальным питанием и под защитой медперсонала. А почему бы и нет, если у человека есть деньги? Как рассказала «В» подполковник юстиции Алена Болотова, когда правоохранители пришли в диспансер за беглым бутлегером, здешние врачи и медсестры встали стеной на его защиту, категорически отказываясь выдавать дорогого «больного». И только предупреждение, что в случае сопротивления бойцы СОБР вышибут двери и разнесут психушку по кирпичику, заставило Летягина сдаться. Скандал бывшему депутату был не нужен.

Следствие установило, что кроме Владимира Ионина и Александра Калашевича в преступную группу Летягина входили еще несколько человек. Двое из них, Владислав Гуревич и Денис Семенович, также попали на скамью подсудимых. В данный момент Летягин и Ионин, дожидаясь суда, находятся под домашним арестом, их подельники – под подпиской о невыезде.

По словам подполковника юстиции Алены Болотовой, это уголовное дело обречено попасть в анналы судебной практики Приморского края. До этого случая уголовные дела по части 4 пунктов «а», «б» статьи 171.1 УК РФ не возбуждались. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет с выплатой штрафа в размере до одного миллиона рублей.

Но это еще не финал. Как стало известно «В», Летягину и Ионину светит судебное разбирательство по факту мошенничества, совершенного группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере. Бутлегеры «кинули» московскую компанию на 13524000 рублей. Злоумышленники гарантировали генеральному директору этой фирмы, с которым, кстати, были знакомы, поставку спецодежды из Китая в Москву. Для этого они открыли расчетный счет в одном из банков Приморья, сняли с него деньги, перечисленные заказчиком, и... помахали ему ручкой.

Кстати, Летягина и компанию могли задержать еще прошлым летом, когда они доставили во Владивосток очередную партию контрабандного алкоголя. Но они успели утопить в море несколько коробок со спиртным. Чтобы их не взяла с поличным береговая охрана. Тогда был выписан административный протокол: объем изъятого груза не тянул на уголовное дело. Впоследствии утопленные коробки достали водолазы, нанятые бутлегерами.

 

Автор: Сергей КОЖИН