Герострат возвращается
Главный драмтеатр Приморья подарит зрителю в новом сезоне и премьеры, и свою обновленную классику, заставив плакать и смеяться
На сцене Приморского академического театра имени Горького полным ходом идут репетиции – к премьере 15 и 16 апреля готовится, можно сказать, основной проект сезона – спектакль «Забыть Герострата?» по пьесе Григория Горина.
Селфи с Тиссаферном
Как уже писал «В», главный режиссер театра Ефим Звеняцкий решил вернуть публике эту постановку (напомним, что впервые спектакль был поставлен в 2000 году и шел на сцене около семи лет) по многим причинам.
– В моей жизни и жизни театра Григорий Горин занимает особое место, – рассказывает Ефим Семенович. – Я не встречал в жизни лучшего российского комедиографа, чем он. И постановкой «Забыть Герострата?» я хотел напомнить зрителям, что есть драматическое искусство более высокого плана, чем милые, но все же слишком легкие комедии или опустошающие кинофильмы.
«Забыть Герострата?» – это не восстановление спектакля, а совершенно новая постановка, с новыми декорациями, костюмами, новым светом. Даже вопросительный знак, появившийся в названии спектакля, говорит о многом. Ефим Звеняцкий решительной рукой смешивает в постановке античный антураж и отсылки к современности: герои говорят по мобильным телефонам, пользуются планшетами, компьютерами и прочая, и прочая… Но от того, что меняется «фантик», не меняется суть: в центре спектакля все те же серьезные моральные дилеммы, непростой выбор между выгодой и законом, ложью и правдой…
– Да, я ставлю новый спектакль, сохранив в главных ролях прежний состав: Александра Славского, Владимира Сергиякова, Николая Тимошенко, Александра Запорожца, – признается Ефим Звеняцкий. – Правда, ввел и несколько молодых актеров. Так, Александра Аубекерова будет играть Клементину, в прежней постановке ее роль исполняла Светлана Салахутдинова. Спустя 16 лет после первого спектакля понимаю, что «Забыть Герострата» – это пьеса о возрасте, о познании, о том, что умножает скорби… Но, повторюсь, это будет совсем другая постановка. К примеру, не обойдется на сцене без селфи. Или тот факт, что Клементина очень молода, а ее муж – «папик» за 60, тоже весьма современен – как вам кажется?
Да и актеры за эти годы изменились, конечно же, изменились предлагаемые обстоятельства, я требую от них другого, и потому это будут уже другие Герострат, Клеон, Криссип. Неизменным, возможно, останется только Тиссаферн. Потому что это Закон, он всегда один и одинаков.
В новом спектакле мы будем использовать много световых и видеоэффектов. Специально для работы над постановкой к нам приедет художник по свету из Москвы Сергей Скорнецкий. Вы уже видели, как он работал в «Сирано де Бержераке». Он получил «Золотую маску» за работу со светом! Кстати, этот художник будет сотрудничать с нами и в спектакле «Заповедник» по Довлатову.
В «Заповедник», а потом и дальше
Постановка по произведению Сергея Довлатова станет следующей после «Забыть Герострата?». К работе над ней приступил режиссер Вадим Данцигер (знакомый зрителям по таким спектаклям, как «Женитьба» и «Один день из жизни Мордасова»).
– Это будет многонаселенный спектакль, – рассказывает Вадим Данцигер. – В нем заняты 23 актера. Пьесу по мотивам повести я написал сам. Сначала думал про инсценировку, но потом понял, что такой благодатный материал отлично уместится в пьесу. В нашем спектакле будет сохранена атмосфера застоя 70-х годов прошлого века в СССР, мы стараемся собрать для этого необходимый антураж. Раскрою секрет: на сцене зритель увидит Александра Сергеевича Пушкина – своего рода alter ego главного героя! Главную роль я поручил Сергею Коврижиных.
– Мой персонаж – это творческая, мятущаяся личность, художник, который ищет ответ на вопрос, тем ли он занимается в жизни, верный ли путь выбрал, – подчеркивает Сергей Коврижиных. – Это вечная история, главное – правильно ее показать.
Талантливый семейный подряд
«Заповедник» зритель увидит в мае, затем театр порадует поклонников премьерой «Дамы с камелиями» по роману Александра Дюма, которая завершит сезон в июне. К концу календарного года публика увидит спектакль «12 стульев», а юным зрителям вернут любимую «Снежную королеву», но в обновленном виде.
Интересно, что в «12 стульях» в главных ролях занята одна семья: Александр Запорожец сыграет Кису Воробьянинова, его сын Валентин Запорожец – Остапа Бендера, а жена Валентина, Валерия Запорожец, – мадам Грицацуеву.
– Я волнуюсь просто ужасно, – делится Валентин Запорожец. – Ведь столько прекрасных Остапов нам уже подарили и театр, и киноэкран: Арчил Гомиашвили, Андрей Миронов, Сергей Юрский (кстати, для меня именно созданный им образ – идеальный). Моя задача – сыграть своего Остапа, никого не копируя и в то же время не стараясь изобрести велосипед. Это совсем непросто, и пока я весь в терзаниях, в раздумьях над образом…
В общем, театр имени Горького не сбавляет обороты, несмотря на то что кризисное время вносит свои коррективы в любые планы.
– Мы также не теряем надежды все же реализовать совместный с греческими актерами проект «Царь Эдип», ищем меценатов, обращались в разные фонды, но пока не слишком успешно. Небогата нынче Россия спонсорами, – вздыхает Ефим Звеняцкий. – В этом году театр не поедет на гастроли даже по краю, поскольку программа «Мастера культуры – жителям Приморья» не получила бюджетного финансирования. Вряд ли сцена театра имени Горького будет принимать и гастролеров из центральной России. Например, из-за финансовых трудностей не смогли состояться в нашем городе гастроли театра «Современник», теперь под большим вопросом недельные гастроли театра имени Маяковского…
Но тем не менее на сцене идут репетиции, до премьеры остались считаные дни, и можно не сомневаться: публика полюбит «старого нового» Герострата.
– Мы работаем, и это главное, – говорит Ефим Звеняцкий. – Я не собираюсь удивлять. Этого слова нет в моей жизни и в моей работе. Я исследую русский психологический театр и живу в нем. Так что выпадаю из категории «удивлять»…