Фото маршала на память об… арестованном майоре
«Решил рассказать в рамках вашей акции «Свидетельство истории» о своих встречах с замечательным фотожурналистом и фотохудожником Николаем Назаровым. Мне повезло: я был не только знаком с ним, но и учился у этого мастера.
Познакомился я с Николаем Алексеевичем в конце 1950-х годов на одной из его фотовыставок во Владивостоке, когда я только начал публиковать некоторые свои снимки в местных газетах. В 1961-м я поступил на работу на антарктическую китобойную флотилию «Советская Россия» и по рекомендации Николая Алексеевича послал несколько негативов в ТАСС. Они там были приняты, и я в 1964–1965 годах стал как бы внештатным корреспондентом ТАСС. В те годы я бывал у Николая Алексеевича в его фотолаборатории, устроенной в его квартире на улице Ленинской (ныне Светланской).
В 1966 году я прекратил работу на китобойной флотилии и обосновался на берегу. Часто встречался с мастером, так как участвовал в городских фотовыставках, в состав жюри которых входил Николай Алексеевич. У меня сохранилось несколько грамот, заработанных на этих фотовыставках, с характерной подписью Николая Назарова.
Однажды в газете «Красное знамя» была опубликована фотография маршала Василия Блюхера, сделанная Николаем Назаровым в октябре 1937 года. А в те дни, когда были сделаны фотоснимки Блюхера, мой отец, майор Красной армии Федор Павлович Веревкин, был арестован (к слову, я родился 4 октября, в день ареста отца). Во время очередной встречи с Николаем Алексеевичем я попросил его по возможности сделать мне такую же фотографию Блюхера в память о тех далеких трагических днях. Через некоторое время Николай Алексеевич сказал мне, что фотографии он отпечатал, и пригласил меня к себе домой. Тогда он жил в доме напротив гостиницы «Приморье». Кстати, у Николая Алексеевича дома я увидел подлинную картину кисти Верещагина.
Таким образом, у меня появились две, можно сказать, исторические фотографии маршала Василия Блюхера, сделанные Николаем Назаровым 6 октября 1937 года. Одну из них я и хочу показать всем: задумчивый Василий Константинович сидит за столом президиума III Приморской областной конференции ВЛКСМ в клубе Ильича.
Эти бесценные фотографии я храню как дорогие реликвии, напоминающие мне о драматическом прошлом нашей страны и нашей семьи, и как память о замечательном человеке, сделавшем эти фотографии и сумевшем их сохранить (это тоже своего рода подвиг) в сложные годы.
Направляю в адрес редакции также снимок самого Николая Алексеевича Назарова с коллегами. Пусть память об этом прекрасном человеке сохранится на страницах газеты.
Владимир Веревкин, почетный член Общества изучения Амурского края, профессор МГУ имени адмирала Г. И. Невельского, Владивосток»