А отсыпались во время шторма…
Читательница «В» вспоминает о том, как в далеких 1950-х работали и жили приморские краболовы
Есть письма, обладающие невероятной душевной теплотой. Возьмешь их в руки, пробежишь глазами – и словно нахлынет какая-то добрая волна. Именно такое послание пришло в редакцию от нашей читательницы Тамары Ивановны Гревцевой. Она решила написать нам, прочитав статью, посвященную китобоям. Ведь все труженики моря гордятся своей работой, а их воспоминания полны ярких деталей.
Добрые морские работяги
«В номере «В» за 9 марта прочитала письмо Валерия Королькова о работе китобоев, и мне захотелось, чтобы многие читатели вспомнили еще и о старых плавзаводах-краболовах, ходивших в море в далекие 50-е годы, – рассказывает Тамара Ивановна. – Это добрые морские работяги «Менжинский», «Чернышевский», «Коряк», «2-й краболов», «Микоян», «Алма-Ата».
Они уходили в рейс в марте, а возвращались в ноябре. И все эти месяцы трудились в открытом море. Связь с берегом осуществлялась через суда-снабженцы. Обычно на борту плавзавода находилось около 500 человек. Все молодые, здоровые, разных национальностей, собравшиеся со всех уголков страны. Ребята в основном после службы в армии, девчата – из сел и деревень.
На одной из фотографий вы видите мотоботы. Это маленькие катера – 12 м в длину и 2,7 м в ширину. На каждом команда из десяти человек: старшина мотобота, моторист и восемь ловцов. Они ставили в море сети и вынимали их, полными краба. Таких катеров в штате плавзавода было восемь штук. Представьте эти скорлупки в открытом море…
На другом снимке видны стропы с крабами уже на борту плавзавода. Здесь осуществлялась полная обработка добычи – от варки до укладки в баночки. Все делалось вручную. Краб шел на экспорт, и требования к технологическому процессу были очень жесткими.
Мы работали по 12–14 часов в смену. Обычно последними из цеха выходили укладчицы, а к тому времени к борту уже причаливали новые мотоботы с новыми стропами краба…»
Никаких бабьих склок, только соцсоревнование
«В море плавзавод жил полной жизнью, ничем не уступая береговым предприятиям, – продолжает рассказ Тамара Ивановна. – Жизнь, работа, быт, отдых – все было прекрасно налажено. В том большая заслуга наших наставников: профсоюза, комсомола, партийной организации.
Нам никогда не забыть нашего капитан-директора Ивана Филипповича Страхова. Он был истинным отцом для всего коллектива. К нему шли с любым вопросом, обращались за советом. Часто после полуночи капитан проходил по цехам, напутствовал нас добрым словом, и у всех уставших тружеников словно открывалось второе дыхание.
Нельзя забывать и роль первых помощников капитана. Это были боевые офицеры, прошедшие Великую Отечественную войну: Дмитрий Иванович Чесноков, Филипп Никифорович Кашко. Последний, кстати, был командиром батареи «катюш». Они, как бывало в бою, и в мирной жизни учили нас, делились жизненным опытом.
На старых плавзаводах только команда корабля жила в каютах. Остальные ютились в кубриках. Был женский кубрик на 120 человек с койками в два яруса, отдельно – мужской. И был семейный, где каждая семья отгораживалась от других ситцевой занавеской.
Хочу сказать, что в рейсе весь коллектив смело можно было называть одной семьей. На первом месте всегда было уважение друг к другу и терпение. У нас не возникало ссор по пустякам, не слышались банальные бабьи склоки. Бывало, что мамы учили своих девчат, которые приходили со смены или уходили на нее, стараться не потревожить сон остальных, кто еще может подремать до следующей смены.
Хорошо налаженное соцсоревнование внутри каждого технологического процесса помогало в тяжелой работе. Как радовались те, кто на доске показателей плавзавода по выпуску баночек краба видел себя на первом месте. Мы знали, что своим трудом помогаем стране восстанавливаться после войны. Все работали с полной отдачей.
Ну а если отдых, то от души: танцы, кино, викторины, библиотека, самодеятельность. Молодость брала свое. Отсыпались во время шторма. И дружили, и влюблялись. После рейса каждый раз создавались новые семьи. Те, кто тогда вместе съел не один пуд соли, давно уже отпраздновали изумрудные свадьбы. Им есть что рассказать внукам, правнукам. Вот и мы уже стали частью истории…»
Что ж, Тамара Ивановна, спасибо большое за такой подробный рассказ. Мы уверены, что и все наши читатели будут благодарны вам за эти теплые воспоминания.
Кстати
Мало кто знает, но развитию в СССР крабового производства способствовала политика. До 1928 года единственным крупным поставщиком крабовых консервов на мировой рынок была Япония. Чтобы потеснить ее, необходимо было создать собственный крабовый флот.
Начав в 1928-м добычу и консервирование крабов, СССР сделал этот продукт частью своей экспортной политики. Для этого в Токио было куплено подходящее судно и оборудование крабоконсервного завода. Но своих специалистов в то время в стране не было и приходилось нанимать на плавзавод японцев. Благодаря этому качество советских консервов почти не уступало японской продукции. Весь товар отправлялся на экспорт, но наши консервы продавались дешевле японских, что, конечно, японцам не нравилось.
Постепенно на плавзаводах полностью отказались от японской рабочей силы. Но взамен нанимали неквалифицированных работников (часто это были сбежавшие из колхозов крестьяне), что сильно сказалось на качестве продукции. Этим воспользовались японские конкуренты. В 1931-м в иностранной прессе была организована кампания по дискредитации советской крабовой продукции.
Но СССР не хотел терять такой выгодный рынок сбыта. Началась борьба за качество. Рабочих на краболовы стали принимать по комсомольским путевкам, началось ударническое движение, повысился контроль качества.
Постепенно проблема была решена, и советские крабовые консервы вернулись на мировой рынок.
К слову, в конце 1930-х, на плавзаводах появились и женщины-промработники (нынче – матросы-обработчики): выяснилось, что качество крабовых консервов неизмеримо возрастает, если укладкой занимаются чуткие женские руки.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ