Чемодан без ручки

Участки для многодетных: и дом не построить, и землю не продать

13 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3917 (53) от 13 апр. 2016

Пять лет назад, в 2011-м, сначала федеральный закон, а следом и краевой гарантировали многодетным семьям право на получение бесплатных земельных участков для строительства жилья. Как результат, к началу 2016 года почти две тысячи владивостокских многодетных семей числились счастливыми землевладельцами.

Теперь дело за строительством самих домов. Однако из этого числа землевладельцев за четыре года работы программы только четыре семьи смогли построить себе жилье на предоставленных участках. И дело, как вы понимаете, не в желании или нежелании людей строиться. Дело в сетях – дорожных и инженерных. Вернее, в их отсутствии. Ведь без дороги ни стройматериалы к будущей стройке не подвезти, ни самим подъехать…

О солидарности и прерогативах

В мае 2012 года вышел указ президента РФ № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем…», обязывающий региональные и муниципальные власти обеспечить участки, выделенные многодетным, подъездными путями и инженерными коммуникациями. В декабре того же года вышло постановление администрации Приморского края № 398-па (см. также постановления № 133-па и № 134-па от 14.04.2014), согласно которому определено софинансирование расходов по проектированию строительства дорожной сети в следующих пропорциях: край – 70 %, муниципалитеты – 30 %. Это же касается и проектирования и строительства инженерной инфраструктуры: доля региональных средств – 80 %, муниципальных – 20 %.

Принцип солидарности в данном случае объясняется просто. Строительство любой инфраструктуры относится к полномочиям муниципалитетов. Но, с другой стороны, поскольку речь идет о земле и, соответственно, инфраструктуре для многодетных семей, в приоритете социальная ответственность. А это уже прерогатива властей региона.

Ребус: как провести сети за 750 тысяч?

Из года в год в бюджет края закладываются деньги и на строительство дорог, и на строительство инженерных сетей. Вот только муниципалитеты заявки на эти суммы не подают. Более того, по причине невостребованности средств в июле прошлого года 100 млн рублей, предусмотренных для строительства инженерных сетей, были перенаправлены Приморскому ипотечному агентству.

Со стороны ситуация, согласитесь, выглядит более чем странно: деньги на коммуникации вроде бы есть, почему же тогда муниципальные власти не спешат их осваивать? Да просто денег этих катастрофически мало!

Дело в том, что софинансирование идет не на основе реальных затрат, а исходя из утвержденного краевой администрацией норматива. Так, согласно расчетам департамента по тарифам администрации Приморского края краевая субсидия (80 % от всех затрат!) на строительство инженерной инфраструктуры (электросетей, водовода, канализации) к одному участку составляет 600 тысяч рублей. Получается, что все работы по подведению сетей к участку с учетом муниципального вклада должны обойтись в 750 тысяч рублей. Но эта сумма несопоставима с реальными рыночными ценами! Любой, у кого есть опыт индивидуального жилищного строительства, подтвердит: одно лишь подключение к электросетям стоит как минимум 1-1,5 млн рублей.

Схожая ситуация и с дорогами. Согласно расчетам администрации края на строительство дороги к одному участку (даже невзирая на заключение государственной экспертизы о сметной стоимости строительства) краевая субсидия составляет 180 тысяч рублей (а это, напомним, целых 70 % от общей стоимости строительства). И если подведение всех инженерных сетей (повторимся: электросетей, водопровода, канализации) к одному участку, по подсчетам экспертов, обойдется в 2,1 млн рублей, то стоимость строительства дорожной инфраструктуры также к одному участку составляет 3,46 млн рублей. А в бюджете края на этот год на всю «инженерку» заложено всего 25 млн рублей…

Нереальные задачи не имеют решения

Почему же у департамента по тарифам сложились именно такие числа, нам выяснить, к сожалению, не удалось. Остается только догадываться.

Возможно, все дело в том, что разные муниципалитеты обладают совершенно разными стартовыми возможностями. Например, земельные массивы, выделенные многодетным в Арсеньеве, расположены на окраине города, но дорога к ним уже подведена. Минимальны здесь затраты и по подведению электросетей. Схожая ситуация и в Уссурийске: к одному из массивов уже проложена дорога, другой стал продолжением обжитого микрорайона. Во Владивостоке же выделенные участки находятся в приличном отдалении от обжитых районов, в зонах со сложным рельефом. Дело в том, что в приморской столице с ее дефицитом земли участки выдавали там, где их удавалось сформировать.

– С самого начала работы программы мы обращались к краевым властям с просьбой провести градацию между сельскими поселениями, городами и Владивостоком, – комментирует сложившуюся ситуацию председатель краевого совета многодетных родителей Ирина Медведева. – Ведь понятно: десяток участков рядом с уже сложившейся инфраструктурой и с плоским рельефом – это одни деньги, тысячи участков, разбросанных на владивостокских сопках, – совершенно другие. Однако позиция властей региона в этом вопросе непоколебима.

Именно поэтому уже третий год средства краевого бюджета остаются не востребованными муниципалитетами: получив эти деньги, муниципальные власти обязаны отчитаться о созданной инфраструктуре, причем в объемах, соответствующих установленным краем нормативам, которые выполнить нереально. И, по всей вероятности, администрация края осознает нереальность поставленных перед муниципалитетами задач. Иначе зачем бы она в середине финансового года корректировала бюджет, передавая деньги, запланированные на инфраструктуру для многодетных семей, ипотечному агентству?

– Сложность ситуации заключается еще и в том, – рассуждает Ирина Петровна, – что нет главного ответственного за реализацию программы. Так, за дорожную сеть отвечают департамент дорожного хозяйства и курирующий его работу вице-губернатор Василий Усольцев. За инженерные сети – департамент ЖКХ и курирующий его деятельность вице-губернатор Евгений Вишняков. А поскольку в итоге речь идет о жилищном строительстве, то свою долю ответственности несет и курирующий эту сферу деятельности вице-губернатор Олег Ежов. А координации между департаментами, к сожалению, нет…

В поисках выхода

Какие же перспективы именно у владивостокских семей? На нынешний год в бюджете города на строительство дорог заложено почти 11 млн рублей. На сколько участков хватит этих средств? Как пояснили в управлении дорог и благоустройства администрации Владивостока, точное число можно будет назвать, только когда станет известно, какую сумму на эти цели выделит краевой бюджет. К слову, на выделенные городом в прошлом году 8,8 млн рублей и краевые 27,5 млн были построены дороги к 26 участкам, расположенным в районе садового товарищества «Лиман».

Кроме того, как сообщил на одном из последних совещаний заместитель главы администрации города – начальник управления по вопросам ТЭК Александр Юров, для электроснабжения 115 земельных участков на улицах Ломаной, Курильской, 60, Анучинской и в с/т «Лиман» заключены договоры на технологическое присоединение. Работы планируется провести уже в этом году. Как отмечают специалисты, для снабжения электроэнергией будущего поселка в бухте Лазурной необходимо строительство новой подстанции.

Есть перспективы и по подведению воды к участкам в районе бухты Лазурной: рядом проходит центральный водовод, так что водоснабжение поселка здесь может быть обеспечено достаточно оперативно и за умеренные бюджетные средства. По остальным участкам вопрос требует более сложной проработки и серьезных финансовых вложений. Поэтому в целях экономии средств городские власти заинтересовались предложением руководства Примводоканала об организации локальных сетей. Действительно, учитывая утдаленность массивов, выделенных многодетным семьям, от центральных магистралей и возможности региональной и муниципальной казны, автономное водоснабжение и септики – пожалуй, единственная реальная возможность обеспечить участки водой и канализацией.

А стоит ли дом строить?

Между тем, по признанию той же Ирины Медведевой, количество желающих строиться с годами стремительно падает. Если в самом начале работы программы свой дом хотели построить 40 % многодетных, то сейчас таких осталось 15 %.

– Очень обидно видеть, как рушатся мечты, – сокрушается Ирина Петровна. – Представьте: люди получили все разрешительные документы, заказали проект дома. Проект этот висел у них в квартире на самом видном месте вместо картины, как украшение… В итоге люди вынуждены все свои накопления, которые они планировали потратить на строительство дома, пустить на покупку квартиры в ипотеку. И их можно понять: семье нужно жилье, причем сейчас. Понятно и то, что, рассчитываясь за кредит, о строительстве дома уже не думаешь. Проще продать участок, вложить деньги в ипотеку и жить сегодняшним днем, а не планами далекого будущего.

Впрочем, по поводу продажи земли Ирина Петровна немного погорячилась. Оказывается, продать эти участки не так-то легко.

– Вопреки нашим ожиданиям участки многодетных, выставленные на продажу, практически не изменили ситуацию на рынке, – отметил один из владивостокских риелторов. – Из-за того, что в числе их собственников есть несовершеннолетние, правила продажи довольно жесткие. В том числе и обязательное нотариальное удостоверение сделки, и цена не ниже кадастровой стоимости, рассчитанной в соответствии с площадью надела. Поэтому и нет желающих покупать землю по цене 1,5-2 млн рублей вдали от социальной инфраструктуры и с появлением дорог и инженерных сетей в очень-очень далекой перспективе.

А ведь, по идее, конечная цель программы – обеспечить многодетные семьи жильем: если люди строиться не захотят, то, продав землю, они могли бы купить себе квартиру. Опять не получается…

Зато налог на землю многодетные платят исправно. Правда, с этого года владивостокские депутаты приняли решение сократить для них выплаты на 50 %. И все равно обидно платить налог на имущество, которым ты даже пользоваться не можешь…

  

Автор: Анжелина ШИЛАН