Торнадо у острова Русского

«Посылаю вам фото торнадо, который прошел рядом с островом Русским 20 сентября 1997 года. Этот снимок я сделала еще на пленочный фотоаппарат, а позже оцифровала.

6 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3913 (49) от 6 апр. 2016

Смотрю на него – и вспоминаю… Мне тогда было нужно для журнала «Океанские вести» снять парусные соревнования, регату, посвященную памяти известного ученого Филиппа Староса. Он занимался исследованиями в области искусственного интеллекта на базе новой микроэлектронной технологии (в конце 70-х работал в Институте автоматики и процессов управления ДВНЦ), а еще был хорошим яхтсменом. Его знали и ученые, и спортсмены, его любили. Скончался Филипп Георгиевич в 1979 году.

Итак, регата «Мемориал Ф.Г. Староса» 20 сентября 1997 года. Добираясь со Второй Речки до набережной Спортивной гавани, я опоздала на судейский катер, который должен был взять меня на свой борт. Стала думать, что же делать, к какой бы яхте пристроиться, и вдруг увидела яхту «Аякс», которая должна была вот-вот отойти от берега. Я попросила, чтобы меня взяли.

Капитан яхты Виталий Вольтер согласился, но с условием, что довезет только до судейского катера. И что вы думаете? Когда мы дошли до катера, главный судья, припомнив байку про «женщину на борту», отказался меня принять. И я осталась на «Аяксе».

Утро было пасмурным, прохладным, видимость плохая, штормило, яхту сильно качало уже приличным ветром – на палубе лучше не сидеть. Но внизу сильно пахло дизельным топливом, и я предпочла сидеть на палубе. Прятала свой «Зенит» от морских брызг, мерзла…

Все надеялись, что к обеду распогодится, появится солнышко и все будет хорошо. Но вопреки нашим ожиданиям поднялся ветер, яхту стало подкидывать, еще сильнее заморосил дождик. И в этот момент раздался выстрел ракетницы, оповестивший о прекращении соревнований. Всем яхтам было велено срочно вернуться на стоянки в гавань. Разочарование, конечно, было полнейшее. Что-то я, пока сидела на борту «Аякса», нащелкала, но все это было совсем не то, чего хотелось. Не было главных кадров о регате.

Расстроенная, я спустилась вниз, складываю свои «фотоприбабахи» и вдруг с палубы слышу, что зовут меня, да как! Кричат: «Скорее, скорее, снимайте! Посмотрите в сторону Русского!» Нехотя выползла я на палубу, глянула – и глазам не поверила: торнадо! Да-да, тот самый торнадо, который часто видела в телекадрах из какого-нибудь Техаса. И вот – торнадо у берегов Владивостока! Смерч двигался на фоне острова Русского, закручиваясь и изгибаясь, и, скоротечно меняясь, поднимался ввысь к небу и исчезал.

Из-за плохой видимости, тумана и мороси он казался настоящим миражом. Он был огромным, красивым и в то же время наводил страх. Я со скоростью звука выхватила фотоаппарат из кофра и успела сделать несколько кадров.

А вскоре начался уже настоящий проливной дождь, ветер был сумасшедшим. В тот день во Владивостоке непогода натворила немало бед. Но я запомнила 20 сентября 1997-го как один из самых необычных дней своей жизни: я видела смерч! Необыкновенное зрелище. Иногда, вспоминая тот день, думаю, какой же климат в нашем городе необыкновенный, порой уникальный…

Я потом подарила по снимку владивостокского торнадо каждому члену экипажа яхты «Аякс», они были довольны. А через несколько лет по работе попала на строительную выставку в Хабаровске, там вместе с информационными буклетами в пакеты вкладывали карманные календарики на 2003 год одной машиностроительной фирмы. И на этих календариках я, к своему удивлению, обнаружила свой снимок торнадо. Оказалось, что ребята с «Аякса», которым я подарила это фото, отсканировали его и поместили в Интернет, а некий предприимчивый рекламщик растиражировал «бесплатный кадр» в своих интересах. Но это уже совсем другая история…

Людмила КОНОПЛЕВА, Владивосток»