Дорога длиною в век

Мой отец, Иван Семенович Ткаченко, родился ровно сто лет назад, 23 февраля 1916 года, в крестьянской семье в селе Юнаковка Юнаковской волости Сумского уезда Харьковской губернии Российской империи (ныне Сумская область на востоке Украины).

6 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3913 (49) от 6 апр. 2016

«С интересом читаю на страницах «В» воспоминания детей войны, участников Великой Отечественной. Решил рассказать вам о моем отце и его судьбе. Надеюсь, вам и читателям газеты его воспоминания покажутся интересными.

Борис ТКАЧЕНКО, ведущий научный сотрудник Института истории ДВО РАН, Владивосток»

Учеба спасла от голода

В 1931-м отец окончил школу-семилетку и поступил работать и учиться на токаря в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Сумском машиностроительном заводе имени Фрунзе. В то время была такая форма практического образования: один день учатся по специальной школьной программе, а затем один день практически осваивают получаемую специальность, работая на производстве. Полный курс учебы-работы соответствовал девяти классам средней школы-десятилетки и давал право поступить на третий курс рабфака, окончание которого соответствовало получению полного среднего образования, то есть десяти классам средней школы. После рабфака можно было поступать в вуз.

В 1932–1933 годах в селах на Украине свирепствовал голод, но учеба в школе ФЗУ позволила моему отцу и выжить, и получить профессию. Фэзэушников три раза в день неплохо кормили в заводской столовой (платили ребята за это 3 рубля в месяц из стипендии в 30 рублей), дополнительно выдавали по хлебной карточке ежедневно 700-граммовый паек хлеба, который отец относил в село родителям.

После окончания школы ФЗУ он четыре года работал токарем на заводе имени Фрунзе и на машинно-тракторной станции в родном селе, а в ноябре 1937-го был призван в армию и попал с Украины во Владивосток, в морскую пограничную охрану.

Под началом дяди будущего президента

Службу отец проходил в 62-м Владивостокском морском пограничном отряде войск НКВД СССР. В то время морские пограничники служили четыре года, военные моряки – пять лет, а все остальные военнослужащие срочной службы – три года.

Надо полагать, что служил Иван Ткаченко добросовестно и успешно, поскольку в 1938 году был поощрен командованием погранотряда – сфотографироваться с винтовкой под знаменем части. На обороте той фотографии написано: «Отличнику-краснофлотцу тов. Ткаченко. В день 21-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции».

К слову сказать, начальником 62-го погранотряда был Иван Иванович Шеломов – родной дядя (старший брат матери) Владимира Путина, нынешнего президента России. Иван Шеломов командовал этим отрядом с 1937 по 1940 год.

Отряд, где служил мой отец, патрулировал побережье Приморского края от границы с Кореей и далее по морю до мыса Лопатка (южная точка Камчатки). Время было неспокойное, поскольку японцы постоянно нарушали морскую государственную границу СССР, заходили на рыболовных судах в территориальные воды и под видом рыбной ловли занимались шпионажем. Военные комиссары (так в то время назывались политработники) воспитывали у пограничников представление о какой-то особой хитрости и коварстве японцев: они, мол, тебе улыбаются, а за спиной нож держат.

До увольнения в запас оставалось каких-то четыре месяца, но началась война с фашистской Германией. Великую Отечественную отец встретил во Владивостоке. Он вспоминал: поначалу настроение командиров было радужное, комиссары вывесили карты с красными флажками, чтобы показывать успешное продвижение Красной армии. Предполагалось, что воевать будем малой кровью и на чужой территории. Вышло, однако, по-другому.

С-56 готова к бою

Обстановка на Дальнем Востоке была фактически военная, и к войне готовились – ждали нападения Японии в любой момент. Японцы вели себя нагло и провокационно.

В этих условиях в январе 1942 года 62-й Владивостокский морской пограничный отряд был передан с личным составом и материальной частью в состав Тихоокеанского флота.

В период войны отец занимался военным судоремонтом, в частности участвовал в подготовке подводной лодки С-56 и других кораблей к дальнему походу в условиях ледовой обстановки на Северный флот для участия в боевых действиях на Западе против фашистов. Через много лет после войны С-56 была возвращена во Владивосток и установлена на пьедестал возле штаба ТОФ на Корабельной набережной в качестве мемориального корабля-музея.

В 1942 году отец был награжден Почетной грамотой Народного комиссариата Военно-морского флота СССР за отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники.

После победы – в Порт-Артур

День Победы отец встретил во Владивостоке. Но на Дальнем Востоке все понимали, что война не окончена и предстоит схватка с Японией. Еще до окончательного разгрома Германии многие наши части не продолжали наступление дальше на Запад по Польше и Германии, а скрытно перебрасывались на Дальний Восток, причем эшелоны двигались по железной дороге в ночное время.

В одной из таких частей после взятия Кенигсберга прибыл в Приморье старший брат отца Василий. Он был участником освободительного похода в сентябре 1939 года на Западную Украину, оккупированную Польшей в 1920-м, и трех войн: с Финляндией, Германией (где он, в частности, будучи первым номером противотанкового ружья, участвовал в кровопролитной битве 1943 года на Курской дуге) и Японией. Так впервые после восьмилетней разлуки в июле 1945 года братья Ткаченко встретились в районе Манзовки (ныне Сибирцево).

В это время отец по-прежнему занимался ремонтом кораблей Тихоокеанского флота, но на этот раз в условиях боевых действий. Окончание войны он встретил во Владивостоке в должности старшего мастера судоремонтной группы и в воинском звании главного старшины. Его гордость – боевые награды: орден Красной Звезды и орден Отечественной войны 2-й степени, а также медали «За боевые заслуги» и «За победу над Японией».

И в награду – медаль от Мао

В ноябре 1945 года отец был уволен в запас и направлен на 102-й военно-морской завод в Порт-Артуре, где располагалась военно-морская база СССР. Там он проработал почти четыре года. Всего же судоремонту Иван Ткаченко отдал 65 лет, в том числе на 178-м судоремонтном заводе во Владивостоке, и вышел на пенсию он только в 2010 году, на 96-м году жизни.

Его трудовые заслуги тоже были отмечены – грамотами, медалями, нагрудными знаками, в том числе «За трудовое отличие», «Ветеран труда», медалью Жукова, медалью «300 лет российскому флоту». Среди его наград есть и медаль «Китайско-советская дружба», которой в СССР награждались лучшие советские специалисты, оказывавшие дружественную помощь Китаю в 1950-е годы. Интересно, что наградной документ на красном шелке (удостоверение к медали) был подписан Председателем Китайской Народной Республики Мао Цзэдуном.

Сегодня отцу сто лет. Об отношении к войне, прошлой и настоящей, он говорит вполне определенно и однозначно: в войне нет ничего героического и привлекательного, война – страшное дело, поскольку гибнут люди, главным образом молодые мужчины. И ответственность за любую войну несут безумные и подлые политики, которые сами не воюют, а посылают на бойню других…