Первые наброски города мечты

Эксперты рассказали, каким видят Владивосток-2030

6 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3913 (49) от 6 апр. 2016

Будущее приморской столицы приобретает реальные очертания: первый, аналитический этап актуализации стратегического плана развития Владивостока до 2030 года подходит к концу. 

В конце минувшей недели в рамках работы совета по стратегическому развитию при администрации Владивостока представители власти, бизнеса и науки собрались на площадке ДВФУ за круглым столом, чтобы обсудить всевозможные варианты видения столицы Приморья, ее ресурсов, прорывных проектов и того, как в сложившихся условиях город может стать успешным и эффективным.

Время меняется – меняются и задачи

Напомним, что «Стратегию и стратегический план развития города Владивостока» до 2020 года разработали по заказу администрации краевого центра и приняли Думой города в 2011 году. С тех пор многое изменилось в жизни города и края: масштабные изменения внесли подготовка и проведение во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС. В 2014 году было подписано соглашение о создании Владивостокской агломерации, в конце того же года был принят федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития, а с октября 2015-го вступил в действие федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Работа по актуализации стратегии и теперь ведется по заказу администрации Владивостока.

– Сегодня выносим на обсуждение первый этап работы – стратегическое исследование социально-экономического развития Владивостока за пятилетний период, – открыла заседание совета начальник управления экономики и развития предпринимательства администрации города Марина Кузьменко. – Это ключевой этап для понимания и систематизации проблем в развитии города. Мы хотели бы видеть, в какой точке экономического развития находится столица Приморья сейчас и какой путь нами пройден. Мы, как администрация города, много внимания уделили интеграционной роли Владивостока в АТР. Нам нужно знать, какие внутренние и внешние факторы оказывают влияние на краевой центр, также интересно оценить возможность участия наших муниципальных программ в госпрограммах Российской Федерации и Приморского края для того, чтобы понимать, есть ли у нас возможность увеличения финансового баланса Владивостока за счет неохваченных сегментов.

Как оказалось, помимо девальвации рубля и санкций со стороны США, на состояние экономики города также влияет рост экономик стран Северо-Восточной Азии и Индии, развитие северо-восточных провинций Китая и т.д.

По словам представителей администрации Владивостока, им бы хотелось видеть пути реформирования городской структуры, реорганизацию промышленной структуры, стратегию развития экономики с позиции международной открытости. Итогом проделанной работы должен стать пакет конкретных прорывных стратегических проектов.

Где-то в середине

Заказ на актуализацию стратегии получил в ходе конкурса ДВФУ. Пять месяцев напряженной работы не прошли даром: на совет был представлен серьезный документ, содержавший более тысячи страниц.

– Владивосток является имиджевым центром тихоокеанской политики России, а проведение здесь саммита АТЭС, Восточного экономического форума закрепили за ним статус Тихоокеанского центра России, – взял слово директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР ДВФУ Александр Абрамов. – Здесь находится крупнейший интеллектуальный потенциал: ученые Дальневосточного отделения Российской академии наук, высших учебных заведений, прежде всего Дальневосточного федерального университета. Ключевыми направлениями в этой области мы считаем развитие радиоиндустрии, робототехники, биотехнологий, медицинских технологий т.д.

Произошли интересные изменения в структуре инвестиций. Так, финансирование из федеральных источников уменьшилось, зато существенно увеличились инвестиции собственников, что является хорошим показателем для Владивостока.

Также в рамках актуализации стратегии приморскую столицу по набору определенных критериев сравнили с крупными российскими городами: Хабаровском, Новороссийском, Архангельском, Астраханью, Мурманском, Сочи, Таганрогом и другими. Выяснилось, что по ряду критериев Владивосток находится где-то в середине списка городов, имеющих экономический потенциал. Так, среди очевидных преимуществ нашего города перед другими признана высокая предпринимательская активность населения и загруженность терминалов порта, достаточно интенсивный грузооборот. Слабыми же позициями признаны низкая доля земельных участков, которые являются объектами налогообложения, что приводит к недополучению доходов, невысокая доля многоквартирных домов, расположенных на участках, стоящих на кадастровом учете, а также высокий уровень потребления энергоресурсов в многоквартирных домах. Это то, над чем придется еще поработать.

Опираясь на концепцию «сетевой экономики», Александр Абрамов выделил основные тенденции развития города, обнаруженные в ходе проведенного анализа, которые, по его мнению, могут служить основанием разработки конкретных стратегических решений. К таковым представитель ДВФУ отнес: становление города как общероссийского центра генерации товаров и услуг; развитие Владивостокского транспортного узла как международного грузового авиационного и морского хаба; формирование города как сервисного центра востока России и Восточной Азии; вхождение города в единую сеть IT-потоков Восточной Азии и всего мира; закрепление места города и ДВФУ как неотъемлемой части сети научных, образовательных и общегуманитарных объединений; становление Владивостока как туристического, игорного и культурно-развлекательного центра в общемировом туристическом и культурном пространстве и т. д.

В ходе доклада были упомянуты и основные городские проекты, которые призваны дать новый импульс развитию Владивостока. Среди них ВКАД и трансграничная транспортная сеть с новым маршрутом Фэньшуйлин – Барабаш – Владивосток (так называемый транспортный коридор «Приморье-3»), которые позволят полноценно включить приморскую столицу во вновь формирующуюся современную экономическую и транспортную систему АТР и Северо-Восточной Азии. Также в списке и конгресс-выставочный комплекс ВЛАДЭКСПО – будущий «дом» ВЭФ.

Транспорт развивающий

Следующая составляющая, которая определяет будущее Владивостока, – транспортные связи и коммуникации.

Как подчеркнул начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ Михаил Холоша, столица Приморья сохраняет свою роль одного из главных дальневосточных портов. При этом основная часть грузов из порта в порт перевозится железнодорожным транспортом и лишь 20 процентов – автомобильным. Так как Владивосток остается главным дистрибутивным (распределительным) центром края, нужно не просто развивать железные дороги в районе портов, но и заниматься расширением пропускной способности магистральной части железной дороги и, конечно же, выстраивать иную – современную – логистику движения грузового автотранспорта на городских дорогах.

– Грузы перевозятся через туристический, деловой и исторический центр, что мешает развитию Владивостока, – рассказывает заведующий кафедрой математики и моделирования ВГУЭС Лев Мезелис. – Чтобы решить этот вопрос, необходимо эффективное зонирование городских территорий и транспортно-логистической инфраструктуры не только внутри города, но и вне его.

Порт Владивосток – это часть Транссибирской магистрали, и именно она долгое время являлась нашим единственным внешнетранспортным каркасом, потому как все другие грузопотоки в сравнении с Транссибом являлись мизерными. Нужно понять, как изменить эту ситуацию и сделать Владивосток логистическим узлом, на который замыкаются потоки Китайского шелкового пути, Евразийской Южнокорейской инициативы (проект развития Южной Кореей совместно со странами Евразии единой транспортной, энергетической, торговой сети) и транспортные коридоры Монголии. Эти проекты предполагают увязывание евразийского пространства в единую транспортную сеть. Мы считаем, что Приморье может стать поясом притяжения и привлечения инвестиционных интересов.

Сейчас перед Владивостоком стоит задача – спроектировать такой внешний транспортный каркас, который бы полноценно включил город в современные региональные транспортные связи, был бы востребован как российскими потребителями, так и зарубежными. И в этом ракурсе эксперт подтвердил: строительство нового трансграничного маршрута «Приморье-3» с мостом через Амурский залив – один из самых перспективных проектов.

Дело по зубам

После того как основные положения документа вкратце были озвучены, эксперты не преминули высказать замечания. Так, директор группы компаний ДНС Дмитрий Алексеев выразил удивление, что Стратегия развития Владивостока формируется в условиях большой неопределенности – при отсутствии стратегий развития Приморского края и Дальневосточного федерального округа.

Замечание участника совета прокомментировала Марина Кузьменко, отметив, что администрации Владивостока действительно хотелось бы реализовать ключевые позиции Стратегии на благо развития города, а потому очень важной является работа ДВФУ по встраиванию в проекты будущих стратегий развития Приморского края и ДВФО направлений стратегического развития Владивостока.

Генеральный директор ОАО «ДНИИМФ» Ярослав Семенихин согласился со спикерами в отношении того, что действительно необходимо строить новые портовые мощности. Однако дело это дорогостоящее, и, прежде чем браться за него, нужно все тщательно просчитать.

– Владивосток должен быть организатором судоходной деятельности, ведь чем больше судоходных компаний будет зарегистрировано в краевом центре, тем больше мы получим средств в бюджет, – объяснил Ярослав Николаевич. – Крупные судоходные компании сделают выбор в пользу Владивостока лишь в том случае, если здесь будут созданы соответствующие условия.

Также директор ДНИИМФ отметил, что уже сейчас необходимо определяться с тем, какой продукт может предложить приморская столица своим партнерам, ведь именно материальное производство, по его словам, является основой благополучия любого хозяйства, будь то дом, город или страна.

Помимо прочего, эксперты высказали пожелание включить в аналитический документ тенденции развития Артема, Находки, Уссурийска и других крупных городов юга Приморья.

Советник главы Владивостока Владимир Соколов указал на то, что в обсуждаемом тексте Стратегии описательность преобладает над аналитикой, определенная избыточность не позволяет читателю сконцентрировать внимание на главном, а также отсутствуют логически выверенное повествование и четкие выводы по каждому разделу. Первый этап работ отчетливо демонстрирует, что необходимо усилить их практико-ориентированный характер. Пока же существует серьезный разрыв между концептуальным и операциональным уровнями.

Поскольку текст выполненного стратегического исследования является результатом дискуссии многочисленных экспертов, то очевидно, что его изъяны обусловлены недостаточным вниманием исполнителя к специфике муниципального управления. Для исправления этой ситуации желательно расширить долю участия специалистов из ДВФУ в составе исследовательской группы, поскольку у них, безусловно, имеется больше возможностей, чем у тех, кто находится за пределами приморской столицы.

Заключительное слово взял глава Владивостока Игорь Пушкарев. Он поблагодарил разработчиков документа за труд и отметил, что ему приятно видеть, что ученые прислушиваются к замечаниям и работают в заданном направлении.

– Мы являемся свидетелями новейшего этапа в развитии города, – подчеркнул мэр. – Еще пять лет назад Владивосток имел совсем иной масштаб, и сейчас, когда у нас есть столько возможностей, нужно учесть все тенденции развития, которые только могут быть. Понятно, что в дальнейшем Владивосток будет меняться и, когда появится мост, предположим, на мыс Эгершельда, торговый порт будет развиваться иначе.

Также глава города подчеркнул, что Стратегия будет дорабатываться в рамках поступивших предложений, однако затягивать с дискуссиями не стоит, нужно уметь вовремя остановиться и принять какое-то решение.

Итак, работа над актуализацией Стратегии развития Владивостока и повышением ее качества продолжается. Отметим, что полная версия первого этапа актуализации Стратегии размещена на сайте администрации города www.vlc.ru в разделе «Социально-экономическое развитие». С ней может ознакомиться каждый неравнодушный житель Владивостока и направить свои предложения в управление экономики и развития предпринимательства. Стратегия развития нашего города будет инструментом для повседневной практики управления администрации Владивостока на долгие годы, поэтому постановка правильных целей – ключевой момент.

   

Автор: Катерина МАТВЕЕВА