От свободного порта до субботника

Глава Владивостока провел традиционный двухчасовой эфир на радио «Лемма»

6 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3913 (49) от 6 апр. 2016
2285f2db4fa5a53970122618ce9100b2.jpg

В ходе общения с ведущими и радиослушателями глава приморской столицы Игорь Пушкарев осветил самые острые и обсуждаемые темы последних дней. Свободный порт Владивосток: чего ждать жителям от режима порто-франко? Транспортные перспективы: какую нишу займет Владивосток в мировом грузообороте? Туризм: какие козыри есть у Владивостока, чтобы привлечь искушенных иностранных гостей, которых сложно чем-то удивить? И, конечно, дела текущие. В том числе и нововведения, которые ждут общественный транспорт.

Резонно, что беседа началась с перспектив приморской столицы. Резонно потому, что стремительно приближается главное международное событие на Дальнем Востоке – Второй Восточный экономический форум. А вместе с этим становятся чаще рабочие визиты высокопоставленных лиц.

Так, в марте во Владивостоке с рабочей поездкой побывал вице-премьер и полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев. Основное внимание заместитель главы правительства уделил экономике региона. По его словам, гости форума должны видеть динамику процессов, начатых год назад. Визит Юрия Трутнева продолжался несколько дней. Под его руководством был проведен ряд совещаний по развитию международных транспортных коридоров, по территориям опережающего развития и свободному порту Владивосток (СВП). В частности, он возглавил заседание Наблюдательного совета СВП, на котором было одобрено еще 29 инвестиционных проектов. И Владивостоку, как столице региона, предназначена серьезная роль.

О свободном порте

Для инвесторов, которые пришли с проектами в свободный порт Владивосток, есть два основных критерия: объем инвестиций (он должен составлять не менее 5 миллионов рублей) и срок вложений (три года).

– Из одобренных 29 проектов были и такие, что подразумевали инвестиции в 65 миллиардов, и такие, где сумма вложений составляла 20 миллионов рублей. Проекты затрагивают совершенно разные сферы деятельности: от производства термобелья до переработки рыбы и строительства новых портовых сооружений. На данном этапе важно количество успешных историй. Чем их больше, тем сильнее заинтересуются другие инвесторы, – отметил глава Владивостока.

По первоначальным расчетам, за год должно было появиться более тысячи резидентов. Сейчас их пока 36. Но и не все профильные нормы, касающиеся налогового режима и безвизового восьмидневого пребывания, уже заработали. Работа над развитием и совершенствованием закона о СВП не завершена.

– Как только все технические вопросы будут улажены, когда откроются и покажут результат первые предприятия и производства, бизнес активизируется, – подчеркнул Игорь Пушкарев.

Тем временем инвесторы уже принялись за реализацию проектов. Например, в порту Владивостока готовится к строительству новая холодильная установка. Устаревший холодильник уже не выполняет своей функции. Рыбу предприятию приходится хранить в порту корейского города Пусана.

– Теперь порт готовится снести неработающее здание и построить новый объект, направить туда на хранение рыбу, которая затем здесь же будет перерабатываться, а готовая продукция отправится и в Россию, и на экспорт. Главное, что добавленная стоимость продукции останется на нашей территории, – рассказал глава Владивостока.

О транспортных коридорах

Что для обычного жителя значит международный транспортный коридор?

– Сегодня мы боремся за увеличение объема перевалки грузов через приморские порты. Эти грузы привели бы за собой инвестиции в дороги, мосты, развязки, портовую инфраструктуру, а это, в свою очередь, новые рабочие места, увеличение налогооблагаемой базы, развитие социальной инфраструктуры и в конечном счете повышение уровня доходов населения, – объяснил Игорь Пушкарев. – Например, в порту Владивостока работают около 4 тысяч человек. При этом еще как минимум 15 тысяч рабочих мест создано для того, чтобы их обслуживать. Вклад в экономику не только города, но и края и всего Дальнего Востока огромный.

По словам главы приморской столицы, владивостокский транспортный узел дает более половины суммы от всех таможенных поступлений на Дальнем Востоке.

– Хотя мы переваливаем в год всего 15 миллионов тонн грузов, – подчеркнул Игорь Пушкарев. – Для сравнения: во всем Приморье переваливается 104 миллиона тонн. Разница связана с тем, что к нам приходят дорогие контейнерные грузы и эффект от них намного выше. Наша задача – максимально интегрировать город в Азиатско-Тихоокеанский регион. Когда мы говорим о портах, то 104 миллиона тонн грузов – это много или мало? Если сравнить с Советским Союзом, то в лучшие советские годы максимум перевалки грузов в Приморье достигал 70 миллионов тонн. В то же время порт Пусана переваливает ежегодно 500 миллионов тонн, а Шанхая – 700 миллионов. Во всем Китае за день переваливают около 25 миллионов тонн. Четыре дня работы – и годовой оборот Приморского края. В современном мире скорость прохождения груза исчисляется уже не неделями и днями, а часами. Поэтому мы прорабатываем вопросы удобства и сокращения сроков прохождения контейнеровозов, чтобы они не выходили на оживленные улицы, не стояли в пробках, не курсировали через центр города, чтобы удобнее и быстрее было въехать в порт и выехать из него.

Как отметил глава Владивостока, необходимо создать такой маршрут, чтобы грузы с максимальной скоростью доставлялись во Владивосток с китайской границы. Речь идет о строительстве Владивостокской кольцевой автодороги, идущей вдоль Амурского залива, и о мостовом переходе на мыс Песчаный. Дальше существует как минимум два маршрута: либо автотранспортом в сторону поселка Барабаш и от него – на Китай, либо железной дорогой грузы пойдут на Славянку и Зарубино.

Более того, новые возможности для приморской столицы связаны с развитием Северного морского пути.

– Все слышали про Северный морской путь, но не многие представляют себе, при чем здесь Владивосток, – отметил глава города. – Приморская столица – конечный пункт Транссибирской магистрали. Когда-то здесь осуществлялся северный завоз – снабжение северных территорий товарами, продуктами, оборудованием. И до сих пор грузы, идущие на север, распределяются здесь. Наш город развивается в этом направлении. Иностранным компаниям выгодно отправлять свою продукцию Северным морским путем и, как следствие, через Владивосток. Те же японские автомобили и запчасти идут через Тихий или Индийский океан около 50 суток, при этом проходят небезопасный Суэцкий канал. Северный морской путь занимает две недели. То есть почти в три раза быстрее. И безопаснее, ведь пиратов в Северном Ледовитом океане нет.

Семь часов до Пекина

В марте на Всекитайском собрании бывший мэр Хуньчуня, который сейчас является депутатом этого собрания, выступил с докладом о скоростных китайских железных дорогах, подведенных к самой границе с Приморьем. По ним от Хуньчуня до Пекина можно добраться за шесть часов. В качестве предложения прозвучала идея продлить скоростную дорогу до Владивостока.

– Сейчас разговоры о том, что скоростной поезд свяжет Владивосток и Пекин и можно будет за семь часов оказаться в столице Поднебесной, звучат фантастически, – заметил Игорь Пушкарев. – Но эта идея вошла в концепцию развития железнодорожной сети Китая, и реализация масштабных планов во многом зависит от нашей подготовки, возможностей и заинтересованности.

Еженедельно трассой Хуньчунь – Пекин пользуются 150 тысяч человек. Это колоссальные возможности для нас. Мы – европейский город и этим интересны. Если появится дорога, по которой за 40 минут можно добраться до китайской границы, то это приведет к обоюдной выгоде. Жителям Владивостока можно будет на выходные съездить в Китай, а нашим соседям, наоборот, посетить столицу Приморья. Появятся маршруты выходного дня.

Географически прямой путь до китайской границы около 40 километров. Ближе, чем до аэропорта. Если будет построен соответствующий транспортный коридор, то проект из жанра фантастики переместится в новостной репортаж. Притом что интерес иностранцев к нам велик. За восемь лет число интуристов во Владивостоке выросло в восемь раз.

– По статистике, в прошлом году город посетило 400 тысяч туристов. Это отличная цифра, потому что каждый турист приносит деньги в нашу экономику, – сообщил глава Владивостока. – Но цифры следует смотреть в сравнении. Например, рядом с Хабаровском есть небольшой китайский город. Его администрация придумала, как привлечь к себе людей. Так как это самая восточная часть Поднебесной, они предложили соотечественникам такую услугу: первыми встретить солнце в Китае. И теперь ежегодно 10 миллионов китайских туристов посещают этот город. Нам тоже есть что показать.

Интерактивная история

Среди туристических фишек приморской столицы выделяется Владивостокская крепость. Правда, на данный момент внимание туристов привлекают лишь единицы из сотни с лишним объектов крепости. Их можно пересчитать по пальцам одной руки: Безымянная и Назимовская батареи, форт Цесаревича. Не так давно объекты крепости были переданы в собственность муниципалитета. Однако полностью и в короткий срок отремонтировать более сотни объектов для городской казны – непосильная задача.

– Мы предлагаем предпринимателям взять объекты в аренду, – сообщил Игорь Пушкарев. – Понятно, что это памятники истории и в них действуют серьезные ограничения. Арендатор не вправе что-то капитально переделывать, надстраивать и менять. Но использовать их под офисы, склады, туристические объекты – это закон позволяет сделать.

Еще один серьезный центр притяжения туристов готовится к открытию уже в ближайшие месяцы.

– Я нахожусь под огромным впечатлением от недавнего посещения океанариума на острове Русском, – рассказал Игорь Пушкарев. – Он уже почти готов к сдаче в эксплуатацию. Его открытие ожидается летом. И, поверьте, туда следует сходить каждому жителю Владивостока, прийти с семьей, с детьми, и не единожды. Я бывал во многих океанариумах: в Сингапуре, Китае, Корее. Наш без преувеличения круче.

Кроме того, по словам главы Владивостока, военные проектируют на острове Русском в районе Ворошиловской батареи интерактивный центр, где посетителям можно будет прыгнуть с парашютом, проехать на бронетранспортере, пострелять из разного вида оружия. Таким образом, преследуется сразу несколько целей: патриотическое воспитание молодежи, ознакомление с современным и историческим вооружением. И одновременно возникнет колоссальный интерес у иностранных гостей.

– Сейчас мы готовимся ко Второму Восточному экономическому форуму. Одна из точек приложения усилий – это развитие сферы обслуживания, – подчеркнул Игорь Пушкарев. – В современной экономике развитых стран в сфере обслуживания занято около 80 процентов населения. Услуги – это очень хороший вид экспорта, неисчерпаемый ресурс в отличие от нефти, газа и леса. И здесь у нас огромный потенциал. Мы становимся центром международного общения, площадкой для проведения многочисленных форумов и выставок. Люди приезжают сюда не только за тем, чтобы посмотреть на город.

Стратегическое мышление

Новые экономические возможности будут учтены и включены в Стратегию развития Владивостока до 2030 года. Сейчас этот документ готовится, идут работа экспертов и общественные обсуждения.

– В 2008 году мы приняли подобную стратегию, и за восемь лет она себя оправдала, – рассказал Игорь Пушкарев. – При ее создании многие скептики говорили, что мы рисуем несбыточные планы, которые не имеют связи с реальностью. Жизнь показала, что стратегия была объективной. Мы в 80 процентах случаев оказались правы, и те направления, которые казались нам тогда потенциально выгодными и перспективными, нашли свое подтверждение.

По словам Игоря Пушкарева, новая стратегия должна учитывать развитие не только Владивостока, но и Приморского края, Дальнего Востока, экономики соседних стран.

Тьма, пришедшая с фуникулера

От перспектив разговор перешел к текущим вопросам. Здесь также накопилось немало событий, стоящих внимания. Но не все со знаком плюс. Так, например, многие горожане успели заметить, что ночью участок дороги от фуникулера до улицы Суханова остается без освещения.

– Когда началось строительство Золотого моста, участок земли, включающий спуск от фуникулера к улице Суханова, был передан из муниципальной собственности в краевую, – пояснил Игорь Пушкарев. – Сейчас он по-прежнему находится в ведении краевой администрации, и ответственность за него несет профильный департамент. Мы решаем вопрос о том, чтобы эту дорогу либо передали нам обратно, либо содержали ее должным образом. К сожалению, это не городское имущество и у нас нет права на то, чтобы проводить там какие-либо работы.

Более того, мы просим вернуть в собственность Владивостока территорию улицы Пушкинской со сквером, расположенным прямо под мостом. Земля там также была передана в ходе строительства объекта. Как только это произойдет, мы проведем работу по реставрации памятника Пушкину, ремонту и содержанию сквера и всей улицы.

Деньги в кассу

Еще одна важная тема, которая всегда на острие внимания горожан, – транспорт. Тем более что ее актуализирует завершение этапа плановых проверок транспортных компаний, которые заявились на обслуживание городских маршрутов.

– Сегодня во Владивостоке на городские линии выходит около 700 автобусов, – отметил мэр. – Этого количества достаточно, чтобы обеспечить потребности в городских перевозках с учетом пиковых нагрузок. Особое внимание уделяется состоянию автопарка. Наша задача – сделать транспорт таким, чтобы человек, стоя перед выбором, сесть ему за руль личного автомобиля или воспользоваться автобусом, выбрал второе. Есть профильный муниципальный правовой акт, по которому одним из важнейших критериев отбора перевозчика на маршрут является техническое состояние его автобусов. Побеждает та компания, которая набирает больше баллов. Чем больше внимания организация уделяет обновлению автопарка, чем современнее ее автобусы, тем выше балл она получает.

Если у горожан работа общественного транспорта вызывает нарекания, они могут обратиться как в управление транспорта администрации Владивостока (все автобусы оборудованы информационными табло с телефонами управления), так и в общественную приемную. Также действует диспетчерская служба, которая в режиме онлайн отслеживает любые сбои на маршруте.

По словам Игоря Пушкарева, в ближайшее время начнется массовая установка в муниципальных автобусах специальных валидаторов – кеш-боксов.

– Наша задача – отделить водителей от наличных средств, – подчеркнул он. – Во-первых, не дело человека, управляющего транспортом и отвечающего за безопасную перевозку пассажиров, заниматься сбором платы. Он не должен отвлекаться. Во-вторых, это оберегает выручку от злоупотреблений.

Вместе с кеш-боксами муниципальный транспорт также будет оборудован средствами видеофиксации.

– Три камеры установят внутри салона и две – снаружи, – рассказал глава города. – Все, что происходит внутри салона и за его пределами, будет записываться и транслироваться в режиме онлайн в диспетчерский центр. Таким образом, мы не только усилим безопасность перевозок, но и сможем собрать объективную информацию о том, сколько человек автобус перевозит в день, какие маршруты пользуются большей популярностью, в какие часы пиковая нагрузка. Эти сведения необходимы для анализа. Мы сможем сделать общественный транспорт эффективнее и более оперативно принимать решения, на какие линии добавить машины, на каких заменить вместительные автобусы на небольшие. Все это в итоге позволит если не снизить, то сдержать рост тарифов, а транспортным предприятиям – активно развиваться, повышать зарплаты водителям, обновлять автопарк и т.д.

О памятнике спортсмену

Не обошли в ходе разговора вниманием и новость об установке памятника борцам дзюдо во Владивостоке.

– Жители и гости приморской столицы должны знать, что дзюдо и самбо в нашу страну пришли именно из Владивостока, – подчеркнул Игорь Пушкарев. – В 1914 году во Владивосток из Японии приехал Василий Сергеевич Ощепков, который организовал первую в стране секцию дзюдо. А уже в 1917-м здесь состоялись первые в мире международные соревнования по этому виду спорта. Здание, в котором проходило мероприятие, сохранилось. Оно расположено у набережной Цесаревича. Сегодня там находится спортивный клуб министерства обороны. Совместно с военными было выработано решение вместо бетонного ограждения разбить сквер с памятником Василию Ощепкову, основателю дзюдо Дзигиро Кано, который вручает ему черный пояс, и господину Томабеци, который в 1917 году привез и возглавил на соревнованиях во Владивостоке делегацию японских спортсменов. Отмечу, что в последнее время установка памятников во Владивостоке ведется через внебюджетные фонды, благодаря спонсорам и меценатам. Так, семья Томабеци – самурайский клан, которому уже более 800 лет, – примет материальное участие в установке памятного объекта.

Два месяца на уборку

С 4 апреля во Владивостоке стартует санитарный двухмесячник. Ежегодно его проводят для того, чтобы привести город в порядок после «зимней спячки». До 29 мая предприятия и управляющие компании будут чистить дороги, парки, скверы и придомовые территории.

В рамках двухмесячника 23 апреля пройдет общегородской субботник. Уже сейчас администрация города призывает жильцов в этот день навести порядок возле своих домов.

– Это традиционный двухмесячник чистоты, который проводится в городе уже несколько десятков лет. Наша задача – мобилизовать граждан. Дело в том, что есть инициативные люди, которые в эти дни выходят и убирают лесополосы, зоны пляжей. Без усилий активистов мы не имеем возможности привести в порядок эти места. Коллектив компании «Кока-кола», например, каждый год выбирает пляж и очищает его. Это очень удобно: можно и убрать, и пикник на природе провести. В общем, я призываю горожан спланировать такие мероприятия, – заявил глава города.

К слову, не дожидаясь начала санитарного двухмесячника, городские предприятия уже сейчас приступили к весенней уборке. Дорожные службы наводят порядок на дорогах и тротуарах, моют остановки общественного транспорта, в скверах и парках убирают мусор и старую траву на клумбах и газонах, проводят работы по санитарной обрезке деревьев.

      

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ