На сцене – полный зингшпиль. А публика смеется…

Пасторальная опера с диалогами очаровала приморских зрителей

24 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3906 (42) от 24 март 2016
605608d0494c9ec460ea17fdaf266abd.jpg

Красивое и не совсем поначалу понятное слово «зингшпиль» теперь хорошо известно и понятно зрителям, посетившим премьеру комической оперы «Бастьен и Бастьенна» на Приморской сцене Мариинского театра. 

Зингшпиль – это в буквальном смысле «пьеса с пением», особый жанр, который был некогда весьма распространен в Европе. В 1768 году венский меценат Франц Антон Месмер заказал одному своему знакомому композитору написать зингшпиль на тему пасторали. Композитор с блеском выполнил задание, вручив заказчику «Бастьена и Бастьенну» – пасторальную историю о ссоре влюбленных друг в друга пастушка и пастушки, о колдуне-шарлатане и о том, что любовь сильнее алхимии. Премьера «оперы с диалогами» прошла в доме Месмера, а самому композитору на тот момент было всего 12 лет. И звали его Вольфганг Амадей Моцарт…

– В 2016 году, – рассказывает Дарья Пантелеева, режиссер-постановщик комической оперы «Бастьен и Бастьенна», – музыкальный мир отмечает 260-летний юбилей Моцарта. Главный дирижер симфонического оркестра нашего театра Павел Смелков очень любит этого композитора, и идея поставить в этом году на Приморской сцене несколько произведений Моцарта принадлежит ему. Начать мы решили с одноактного зингшпиля «Бастьен и Бастьенна», ведь, по сути, это самое начало творческого пути гениального композитора. Далее мы хотим продолжить серию постановок его более зрелыми произведениями.

«Бастьен и Бастьенна» – это не перенос постановки Мариинского театра, а результат творческого поиска труппы Приморской сцены. Все от декораций до костюмов, которые разработал художник Петр Окунев, создавалось во Владивостоке.

– «Бастьен и Бастьенна», на мой взгляд, удивительно изящная вещь, – говорит Дарья Пантелеева. – Юный Моцарт, вдохновился пасторальной историей так, что в его изложении банальный, в общем-то, сюжет превратился в лихо закрученную, одновременно смешную и поучительную историю любви со счастливым финалом.

В этой комической опере всего три действующих лица: пастух Бастьен (Всеволод Марилов, Илья Астафуров) и пастушка Бастьенна (Алина Михайлик), а также колдун-шарлатан Колас (Сергей Плешивцев, Евгений Плеханов). Но в постановке на Приморской сцене зритель неожиданно для себя обнаружил на сцене дополнительных персонажей…

– Я решила, – улыбается Дарья Пантелеева, – поставить «спектакль в спектакле». Все начинается с того, что юный Моцарт, его друзья и другие гости приходят в дом к Францу Антону Месмеру и все вместе смотрят, как актеры в домашнем театре разыгрывают милый зингшпиль на пасторальную тему. Роли гостей и прислуги исполняют актеры миманса Приморской сцены, а также юные вокалисты из школ искусств Владивостока. Мне кажется, что такое решение стало удачным обрамлением для «Бастьена и Бастьенны». Мы постарались сделать спектакль смешным, специально кое-что преувеличили, ввели элемент буффонады.

Интересно, что опера с диалогами не самый легкий для оперного артиста жанр, ведь солистам постоянно приходится переключаться с вокала на разговор и обратно. Да и сам формат спектакля на Малой сцене, когда зрители сидят совсем близко, тоже держит артиста в напряжении, ведь здесь не скроешься, не позволишь себе слабины. Впрочем, артисты Приморской сцены Мариинского театра прекрасно справляются, а Сергей Плешивцев сумел сделать своего Коласа ярко комедийным!

– Мини-оперы имеют большое значение для такого молодого театра, как наш, – говорит Дарья Пантелеева. – Именно в таких постановках актеры могут поучаствовать в экспериментах, пробовать смешать драматический и музыкальный жанры.

Премьера «Бастьена и Бастьенны» состоялась 20 марта, второй спектакль состоится 27. А накануне, 25 марта, симфонический оркестр театра представит «моцартовскую программу».

Третий скрипичный и Двадцатый фортепианный концерты относятся к числу наиболее известных в наследии композитора и представляют два полюса его музыки – солнечный свет и «виденье гробовое». Солистами в них выступят яркие молодые исполнители, уже снискавшие международное признание: Сергей Догадин (скрипка) и Сергей Редькин (фортепиано).

Во втором отделении прозвучит, бесспорно, самое знаменитое симфоническое произведение Моцарта – Симфония № 40 соль минор, которая стала исповедью композитора, намного опередив свое время.

А завершит серию постановок на Приморской сцене Мариинского театра «Волшебная флейта». 

Автор: ​Любовь БЕРЧАНСКАЯ