Студентов отправили в бухту, на остров и дорожную развязку

Чтобы они поняли: не ошиблись ли с профессией

23 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3905 (41) от 23 март 2016
ee388d5c2ff83647cf385a03ae6df3d6.jpg

Каждое лето студенты художественного факультета института искусств выезжают на практику. Лучшие их работы, пройдя через жюри из преподавателей факультета, становятся основой выставки-конкурса. Авторы картин-победителей получают призы.

В этом году выставка по итогам практики – «Пленэр-2015» – проходит уже в 11-й раз. В залах Приморского отделения Союза художников представлено более 100 работ: пейзажи, рисунок, портреты, натюрморты, этюды. В этом году пленэр у студентов проходил на побережье бухты в Хасанском районе, а в сентябре художественный факультет в полном составе посетил Солнечный остров в Харбине. Поэтому на холстах – китайские фонарики, играющие в футбол деревенские мальчишки, морские ежи, звезды…

– Самое главное, что дает студентам такая выставка, – говорит Алла Смородинова, проректор по международным связям института искусств, – это публичность. Студент работает в закрытом пространстве своей мастерской, он не может объективно оценить свое творчество… А выставка – это момент признания, ведь очень важно, когда ты начал выставляться. Если помните, в 50-60-е годы студентам выставляться категорически запрещали. И то, что сегодня мы показываем их работы зрителям, очень для них значимо. Твои работы отобрали на выставку – это знак качества, признак того, что ты что-то уже умеешь.

Кроме того, студенты видят, как выглядят их работы в выставочном пространстве, слышат мнения зрителей. То есть смотрят на свое творчество со стороны и начинают понимать, чего они стоят на самом деле. Отношение к критике, самокритика дают им понять, к какой жизни они должны быть готовы, и решить для себя: верную ли дорогу они выбрали.

Еще особо хочу отметить: качество студенческих работ постоянно растет, они пишут в разных манерах, у каждого понемногу вырисовывается индивидуальность. Радует, что их картины светлые, яркие, позитивные. Все же наш Владивосток остается оплотом русской классической школы живописи. Искусствоведы, приезжавшие к нам из Штутгарта, восхищались работами наших преподавателей и студентов, повторяя: «Да, авангард – это круто и здорово, но они же рисовать не умеют. А у вас рисунок в основе всего, это замечательно!».

Прогулка по выставке подарит зрителю множество позитивных эмоций. И даже даст возможность взглянуть под неожиданным углом на наш город.

Одним из призов победителю выставки, а им стал студент 5-го курса Александр Злотников (также среди лауреатов – студенты Светлана Фирюлина, Андрей Ситников, Егор Зарочинцев), стала выставка в выставке. Целый зал организаторы отдали только под работы Александра, точнее, под его проект «Дороги и переходы». Здесь каждая работа узнаваема: вот надземный переход на остановке «Некрасовская», вот кусочек поселка Угловое, а вот район остановки «Гоголя» во всей, как это ни удивительно, красоте. «Гоголя в сумерках», «Гоголя в сером», «Гоголя. Дождь», «Гоголя. Закат» – названия работ говорят сами за себя…

– Я поставил перед собой задачу, – рассказывает Александр Злотников, – отразить на холстах движение города. И район «Гоголя», на мой взгляд, самое подходящее и выразительное место. Здесь так много развязок, переходов… Я не стоял с холстами на переходе, нет. День за днем приходил в разные места этого района – с альбомом и карандашом, с этюдником, с фотоаппаратом, лазил через ограждения, даже дорогу перебегал в неположенном месте, делал зарисовки, принимал решения, а уж в мастерской работал над холстами. Ни одной работы в серии я не написал с натуры, каждая – результат осмысления ритмов города, его движения…

Красота почему-то для многих стала синонимом слов «изящество», «утонченность», а она бывает разная. И многие художники нам это показывали на протяжении веков. Я стараюсь соответствовать…

Что дает мне победа в конкурсе? Внимание в первую очередь ко мне как к художнику. Можно сколько угодно лукавить, что мы, художники, работаем для себя, но на самом деле мы работаем для зрителя, хотим этого внимания. И мне впервые дали целый зал для работ, это просто удивительно и очень радостно! 

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ