Правильный следак
Ее запугивали, предлагали взятки, но она всегда была верна своему кредо: работать честно
Подполковник милиции Татьяна Гончарова – первая женщина – сотрудник следственного отдела города Артема, получившая две большие звезды на погоны вопреки штатному расписанию. Так высоко оценили ее работу местное начальство и руководство МВД, тогда еще Советского Союза. Прошли годы... Сегодня Татьяна Ивановна – преподаватель филиала ВГУЭС в своем родном Артеме.
Цветочное дело
В милицию наша героиня попала сразу же после… выпускного бала. Еще в школе она мечтала стать юристом. После получения аттестата зрелости в 1968 году выпускница Артемовской средней школы № 18 Таня Гончарова отнесла документы в приемную комиссию ДВГУ и без проблем поступила на юридический факультет. Через пять лет, отучившись по специальности «юриспруденция», она уже штатный сотрудник милиции Артема. Взяли ее не по знакомству и не потому, что местная. Все производственные практики студентка юрфака Гончарова проходила в Артемовской милиции, где зарекомендовала себя как перспективный сотрудник. И когда речь зашла о ее трудоустройстве, не было сомнений: юриста с высшим образованием и с опытом работы в следствии уже здесь ждали.
– На преддипломной практике я исполняла обязанности следователя. И над первым моим арестантским делом я работала, когда еще не была дипломированным специалистом. Это была квартирная кража, мой «подопечный» – молодой мужчина. И я его арестовывала! Не знаю, как для него, но для меня это было волнительно, в моих руках была судьба человека. То дело я запомнила на всю жизнь, – поделилась воспоминаниями с «В» Татьяна Ивановна...
В правоохранительных органах Гончарова прослужила без малого 24 года, выйдя в отставку с должности заместителя начальника следственного отделения Артемовской милиции. И в звании подполковника, которое она получила в 1991 году. Это было сродни сенсации местного масштаба. Дело в том, что до этого Артемовская милиция имела статус городского отдела внутренних дел, где потолки в званиях в штатном расписании ограничены звездой майора. А Татьяне Ивановне присвоили звание подполковника по представлению следственного управления УВД Приморского края, через Министерство внутренних дел СССР. Так вышестоящее начальство оценило ее вклад в борьбу с преступностью в Приморье.
Подполковнику милиции Гончаровой приходилось расследовать очень сложные дела даже краевой подсудности. Не одной, конечно, а вместе с коллегами из краевого управления. Приказом начальника УВД края она была введена в группу по борьбе с экономическими преступлениями. В эту группу входил и сокурсник нашей героини по университету Владимир Дютин.
…Эта история из эпохи дефицита, когда в магазинах Союза нерушимого на полках гулял ветер, но холодильники некоторых наших соотечественников были заполнены по полной.
Однажды в отдел по борьбе с экономическими преступлениями краевого УВД (ОБЭП) поступила оперативная информация: некие личности предлагают жителям пригорода Владивостока саженцы цветов и армированную полиэтиленовую пленку для покрытия теплиц. Неустановленные коммивояжеры также были замечены в населенных пунктах юга Приморья, где частники занимались выращиванием цветов в теплицах. Притом что этой пленки не было в свободной продаже. Как, впрочем, и саженцев роз, тюльпанов и нарциссов, которыми торговали мутные купцы с большой дороги.
Так появилось «цветочное» дело, охватившее Надеждинский район, Владивосток, Артем и даже одну из Прибалтийских республик, откуда поставлялись в Приморье дефицитные цветы. Следствие установило, что пленка для теплиц и саженцы похищались в совхозе «Тепличный», который располагался в пригороде Артема. На данный момент это предприятие не функционирует. Преступную группу из четырех человек возглавляла... кладовщица вышеназванного совхоза, которая разработала схему хищения социалистической собственности и реализации похищенного. Завозимые из Прибалтики цветы не все проходили по приходным документам, «излишки» реализовывались на сторону. Попутно продавалась полиэтиленовая пленка и тоже по бросовой цене. Саженцы завозились регулярно, похищенный товар расходился бойко, денежный ручей из левых доходов не иссякал. Покупателям было до лампочки, что цветы краденые. Но, как говорится, сколь веревочке ни виться... По окончании следствия по «цветочному» делу на скамье подсудимых оказались четверо членов преступной группы во главе с кладовщицей.
Поставим вас к стенке
– Сегодня уголовные дела, связанные с наркотиками, сплошь и рядом – посмотрите сообщения в прессе. А в мои годы они были большой редкостью. До сих пор помню уголовное дело, где я привлекала к уголовной ответственности старшую медицинскую сестру артемовской больницы. В ее ведении находилось получение и выдача больным наркотических препаратов. В больнице был слабый контроль со стороны здравоохранения за оборотом медицинских препаратов, содержащих наркотические вещества. К примеру, медсестра получала десять ампул, а на учет ставила восемь. Две оставляла для реализации: у нее была налажена связь с местными наркоманами. Это преступление также выявили сотрудники нашего ОБЭП. Для небольшого города дело было резонансным. И для того времени – необычным, – рассказала Татьяна Ивановна.
Медсестра дожидалась окончания следствия в следственном изоляторе. Она получила реальный срок с конфискацией имущества. Надо сказать, что женщина была небедная: собственный дом с земельным участком и собственная квартира. На недвижимость был наложен арест. Впоследствии по решению суда дом и квартира были реализованы на торгах. Наркоман, помогавший ей в сбыте наркотиков, сбежал и был объявлен в розыск. Его нашли, но живым взять не смогли. Скрываясь от сотрудников милиции, он закрылся в гараже и повесился.
– В период моей работы было всякое. Даже угрозы: мол, выйду на свободу – отомщу. Но я их реально не воспринимала. И большие деньги предлагали. Это тоже было. Помню, расследовала хищение на местной металлобазе. Там допустили к материальным ценностям человека, ранее неоднократно судимого, и тоже за хищения. Если вы помните, то раньше не проверяли людей при приеме на работу, есть у него судимость или нет. Тем более на металлобазу, это ведь не режимный объект. А он вошел в доверие к руководству, и его назначили материально ответственным лицом. Чего он, собственно, и добивался. Так вот он говорил, что скоро наступит время и всю милицию поставят к кремлевской стенке. Как видим, время это не наступило. И наша профессия еще востребована, – улыбается Татьяна Ивановна.
Как сказали бы в данной ситуации братья Вайнеры, эра милосердия еще не наступила. И судя по отчетности полицейских начальников, еще не скоро наступит.
Следствию помог ребенок
Однажды старший следователь Гончарова вела дело по дорожно-транспортному происшествию со смертельным исходом. Водитель, совершивший наезд, скрылся. Когда его задержали, он открытым текстом предлагал следователю: «Давайте порешаем это дело так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Все равно погибшего пешехода не воскресишь. А у меня жена, ребенок. Как им жить без меня, если меня посадят?» И предлагал большие деньги.
– Это был переходный период к рыночной экономике. Когда только зарождались кооперативы. И он уже был известным бизнесменом в Артеме, открыл пошивочный цех. Его кличка была Борода. ДТП было страшное. Машина неслась на большой скорости. От удара пешеход пролетел более чем на 80 метров. Во время полета с него слетела обувь и почти вся одежда. А водитель так и не остановился. Но мы его все равно нашли и арестовали. Он нанял адвоката из Москвы, но он ему не помог. Кооператора осудили, и он отсидел срок в колонии-поселении. В раскрытии этого преступления помог маленький сын бизнесмена. Ребенок сидел на заднем сиденье и все видел, – говорит Татьяна Ивановна.
В машине помимо Бороды и его наследника находились жена и два партийных функционера. И эти деятели КПСС тоже «не заметили» столкновения с человеком. Они промолчали и тогда, когда виновник смерти пешехода был объявлен в розыск. Видимо, опасаясь за свою репутацию. И ничего им за это не было – в соответствии с законодательством того времени.
В милицию о «темном» наезде сообщила жена водителя-преступника. Как позже выяснилось, мужчина очень плохо обращался со своей супругой: регулярно избивал, всячески унижал. И боялся, что она его сдаст милиции из чувства мести. Борода закрыл ее в квартире, но ей удалось вырваться, когда его не было дома. Женщина успела добежать до ближайшего отделения милиции и все рассказала. Но и это еще не все. Подробности кровавого ДТП рассказал следствию сын водителя. Ситуация произвела на ребенка неизгладимое впечатление...
Татьяна Ивановна признается, что не считала, сколько людей оказалось на скамье подсудимых после окончания следствий, которые она вела. Не за количеством она гналась.
– Я не помню ни имен, ни фамилий людей, которых я привлекала к ответственности. Но были ситуации, когда я встречала их в городе и они меня сами узнавали. И ни один не сказал в мой адрес что-либо плохого. Они здоровались и говорили: «Вы – правильный следак». Я считаю, что работа следователя очень скрупулезна и ответственна. Я и студентов своих этому учу, чтобы они всегда помнили, что перед ними люди. И если даже постараться натянуть какие-то доказательства, то они все равно лопнут. Поэтому я никогда не стремилась кого-то специально посадить. Я никогда не отслеживала, кому и какой срок дали. Моей задачей было провести своевременно и качественно расследование по делу, объективно и в соответствии с законом, – говорит подполковник милиции в отставке Татьяна Гончарова.
Для справки: за весь период ее деятельности следователем и старшим следователем, а также заместителем начальника следственного отдела Артемовской милиции в отдел не вернулось ни одного дела для дополнительного расследования.
После выхода в отставку подполковника милиции Татьяну Гончарову пригласили на работу в Артемовский филиал ВГУЭС. 1 сентября 2016 года исполнится 20 лет, как она работает в этом учебном заведении, обучая студентов юридическим дисциплинам. Сегодня около 50 процентов сотрудников полиции Артема – ее ученики, которыми она гордится, а они гордятся своим учителем.
Автор: Сергей КОЖИН