Закупки высокой конкуренции

95 процентов всех муниципальных закупок во Владивостоке проводят через электронный аукцион

16 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3901 (37) от 16 март 2016

В 2016 году администрация Владивостока планирует закупить товаров и услуг на сумму 2,4 млрд рублей, то есть в полтора раза меньше, чем в 2015 году. Экономический кризис налагает свои особенности на бюджетный процесс, заставляет отложить часть закупок для муниципальных нужд на будущее. Тем не менее важна не столько сама сумма, сколько эффективность ее расходования. О том, как добиться звания «высокая прозрачность закупок» и сэкономить бюджетные средства в нелегкие времена, рассказала Ольга Бормотова – начальник управления конкурентной политики и закупок администрации Владивостока.

Смена законов

Следует отметить, что организация контрактной системы во Владивостоке находится в постоянном движении, как и регулирующий данную сферу федеральный закон № 44-ФЗ. Определенной вехой стал 2014 год, хотя в этой области что ни год, то определенная веха.

– Мы работаем по федеральному закону № 44-ФЗ, который был принят два года назад и дал старт новому этапу развития сферы закупочной деятельности, – рассказала Ольга Викторовна. – По сути, реформа муниципальных и государственных закупок продолжается до сих пор. Нашу деятельность регулирует более 200 нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровня. И законодательная база постоянно совершенствуется. Только в 44-й закон за два года был внесен 21 пакет поправок. Для сравнения: раньше администрация Владивостока работала по профильному федеральному закону № 94-ФЗ, в нем за пять лет было принято 19 пакетов поправок. Разница очевидна.

Федеральный закон № 44-ФЗ, пришедший на смену 94-му, был принят в целях повышения эффективности и прозрачности закупок, а также для предотвращения коррупционных проявлений. В отличие от своего предшественника он охватывает все сферы деятельности: от планирования закупок до исполнения контракта. Одна из серьезных новаций – составление плана закупок наравне с планом-графиком. Если план-график закупок составлялся в течение десяти дней после утверждения бюджета, то план закупок создается параллельно планированию бюджета. То есть практически на полгода раньше.

– Это новация закона, – сообщила Ольга Бормотова. – Поэтому первый такой план будет составлен только на 2017 год – после завершения процедуры планирования бюджета.

План закупок должен был разрабатываться на три года, но в связи с экономическими процессами и с тем, что на данный момент бюджет принимается только на один год, он сократился также до одного года.

Только после плана закупок заказчики обязаны составить план-график. В этом документе уже указываются конкретные процедуры: наименование контракта, способ проведения, начальная цена, дата проведения закупки, требования к участникам и требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

Кстати, о начальной максимальной цене контракта. Она может быть определена пятью различными методами, но приоритетный метод – это метод сопоставимых рыночных цен. Для того чтобы использовать этот способ обоснования начальной максимальной цены контракта, заказчик обязан сделать запросы потенциальным исполнителям услуг и поставщикам товаров и услуг, разработав техническое задание на закупку.

На данный момент законодатель установил семь способов закупок: открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, запрос котировок и др. Приоритетным способом является электронный аукцион.

– В целях обеспечения прозрачности закупок мы в основном перешли на систему электронной торговли. Теперь 95 % общего объема закупок размещается через электронные аукционы, где обеспечена анонимность заявок и ни у заказчиков, ни у поставщиков нет возможности влиять на результаты аукциона, – подчеркнула начальник управления. – Более того, закупки администрации Владивостока сопровождаются одним из самых высоких уровней конкуренции. В среднем на закупку приходит до 15 заявок, отсюда и средняя экономия по каждому лоту составляет около 12 %. Причем в строительных аукционах она иногда достигает более 30 %.

В 2015 году администрация Владивостока запланировала закупки товаров и услуг на сумму в 4,9 млрд рублей. План-график был выполнен полностью еще в ноябре. А экономия по состоявшимся торгам составила около 600 млн рублей, на которые заказчики смогли закупить дополнительный объем товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

– В 2016 году на закупочную деятельность предусмотрено 2,4 млрд рублей. К сожалению, бюджет существенно уменьшился из-за экономической ситуации в стране, но мы надеемся за счет полученной экономии на электронных аукционах закупить больший объем товаров, чем это было предусмотрено первоначально, – отметила Ольга Викторовна.

Помощь бизнесу

Кстати, более 25 % общего объема заказов отдано субъектам малого предпринимательства.

– Это специальные закупки, которые объявлены исключительно для объектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, другие участники в соответствии с установленным законодательством участвовать в таких закупках не могут, – сообщила начальник управления. – Однако норма закона, обязывающая привлекать малых предпринимателей, более актуальна в Москве или Санкт-Петербурге. У нас же практически все участники закупок и есть субъекты малого предпринимательства. Крупные предприятия в наших закупках практически не участвуют. Скорее всего, им просто не интересно. Большинство наших лотов находится в ценовом диапазоне от 1 млн до 15 млн рублей.

Не всякий справится

Один из основных принципов федерального закона № 44-ФЗ – профессионализм заказчиков. Как уже было сказано, в закон постоянно вносят изменения и людям неподготовленным в нем тяжело ориентироваться. Более того, сам процесс закупки – это сложный бюрократический механизм.

Первоначально администрация города готовит документацию о закупке. Это объемный документ, который занимает как минимум 100 страниц и состоит из технического задания, включающего характеристики товара или услуги, обоснование цены, порядок заключения контракта, сроки поставок и многое другое.

Сама закупка начинается с публикации соответствующего извещения и всей документации, а заканчивается заключением контракта.

Что нужно сделать, чтобы правильно провести закупку? В первую очередь создать специальную комиссию, в которую должны войти не менее пяти человек со специальным образованием. К членам комиссии предъявляются строгие требования, а главное – они не должны быть аффилированы с поставщиками. Функции комиссии заключаются в том, чтобы обсудить все поступившие заявки и оценить добросовестность победителей.

Заявка поставщика состоит из двух частей, первая – анонимная. Иными словами, комиссия рассматривает заявку, не зная, от кого она поступила. В ней поставщик описывает характеристики своего товара, будь то морозостойкость бетона, зернистость асфальта, плотность краски или что-либо иное. Комиссия выясняет, насколько правильно указаны показатели товара, чтобы заказчик в дальнейшем не столкнулся с проблемами несоответствия желаемого и действительного и контракт мог быть надлежащим образом исполнен.

Второй этап – оценка добросовестности победителя. Часто участники аукциона во время торгов существенно (более 25 %) снижают начальную цену контракта, иными словами, демпингуют. Законом определено: если участник снижает цену более чем на 25 %, то он в подтверждение своей добросовестности должен предоставить либо обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии (ее сумма в полтора раза превышает начальную цену контракта), либо представить от трех до шести контрактов, которые он исполнял ранее и добросовестно – без штрафов, пеней и прочих санкций.

– Законом установлено, что победителем в электронном аукционе является тот поставщик, кто указал меньшую цену, – отмечает Ольга Бормотова. – Закон обязывает потенциального поставщика только описать предмет закупки. Заранее с него нельзя попросить ни сертификата соответствия, ни прочих документов – все это исследуется только при поставке, и уже заказчиком. В случае возникновения нарушений применяются либо штрафные санкции, либо идет отказ от сделки. Компании, вызывающие нарекания, попадают в реестр недобросовестных поставщиков.

Ошибок быть не должно

Согласно закону, чтобы иметь возможность осуществлять закупки, заказчик, в случае если общий годовой объем закупок превышает 100 млн рублей, обязан создать контрактную службу. Если же закупки составляют менее 100 млн рублей, заказчик обязан назначить контрактных управляющих.

В администрации Владивостока в целях экономии бюджетных средств было принято решение о создании контрактной службы без образования при этом специального подразделения. Так, руководителем и куратором службы является заместитель главы администрации Владивостока Наталья Зубова. Сама служба сформирована из действующих муниципальных работников.

– В соответствии с законом местные администрации до 1 января 2015 года должны были принять решения, каким образом им проводить закупки, – рассказала Ольга Бормотова. – Поскольку в администрации Владивостока более 500 различных заказчиков (сюда включены и детсады, и школы, и прочие муниципальные организации, управления и т.д.), то мы решили их централизовать по отраслевому признаку. Так, например, наибольшее количество заказчиков приходится на управление образования. Это как раз детсады, школы, объекты дополнительного образования. Поскольку в самих учреждениях нет специалистов, кто мог бы надлежащим образом заниматься закупками, в управлении образования был создан отдел, который проводит закупки для нужд всех подконтрольных объектов. Часть крупных заказчиков, которые являются юридическими лицами (управление дорог и благоустройства администрации города, дирекция по строительству объектов ВГО), была наделена полномочиями самостоятельных заказчиков. Закупки они проводят сами, но по согласованию с администрацией города. Для всех остальных заказчиков был создан уполномоченный орган – управление конкурентной политики и закупок. В круг наших обязанностей входит согласование всех планов-графиков, планов закупок, извещений и документаций. Кроме того, мы осуществляем мониторинг закупок и занимаемся составлением более пятидесяти видов отчетности.

По итогам 2015 года управление конкурентной политики и закупок получило сертификат национальной Ассоциации участников электронной торговли.

– В соответствии с этим сертификатом нам присвоено звание «высокая прозрачность закупок», – подчеркнула Ольга Викторовна. – Отмечу, что процедура присвоения сертификата проходит совместно с министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой, то есть с органом, написавшим закон, и органом, контролирующим его исполнение. И это звание мы получаем уже третий год подряд. Мы стараемся отправлять своих работников на все значимые семинары, которые проводят Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба. Законодательство очень сложное, и нам важно услышать его толкование из первых уст. Все сотрудники управления имеют удостоверения о прохождении специальной подготовки в сфере закупок. Причем нам присвоена высшая форма квалификации – «специалист-эксперт в закупках 8-го разряда». Это нужно для того, чтобы эффективно расходовать бюджетные средства. Если закупка пройдет не так, то контракт не будет вовремя заключен. А это значит, что дети могут не получить питания или не будет отремонтирована крыша. 

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ