Зачем нам разум дал такие крылья?
Самолет “Антонов-124” “Руслан” авиакомпании “Волга-Днепр” совершил в среду вечером вынужденную посадку в аэропорту Владивостока. После взлета у самолета, совершавшего чартерный рейс из Японии в США, отказал один из двигателей. Командир экипажа принял решение - садиться в любом российском аэропорту.
Самолет “Антонов-124” “Руслан” авиакомпании “Волга-Днепр” совершил в среду вечером вынужденную посадку в аэропорту Владивостока. После взлета у самолета, совершавшего чартерный рейс из Японии в США, отказал один из двигателей. Командир экипажа принял решение - садиться в любом российском аэропорту.
Авиакомпания "Волга-Днепр" была создана в августе 1990 года. Форма собственности – совместное предприятие. Основной вид деятельности – зарубежные чартерные транспортные перевозки супертяжелых грузов. Головной офис находится в Ульяновске. Имеются представительства в Москве, Пекине, Лондоне и др. городах.
В службе технической безопасности полетов авиакомпании "Волга-Днепр" работают 280 специалистов. Независимые проверки, проведенные в сентябре 1994 года и феврале 1995 года инспекциями федеральной авиаслужбы США и Британской комиссии гражданской авиации, подтвердили полное соответствие эксплуатации самолетов "Волгой-Днепр" международным стандартам. "Волга-Днепр" считается компанией, успешно действующей на международном рынке грузовых авиаперевозок. В 1997 году объем выполненных контрактов составил 86,9 млн. долларов, общее количество полетного времени всем парком самолетов – 7236 часа, перевезено 34 тыс. 572 тонны груза.
“Ан-124” вылетел из аэропорта “Кансай”, что неподалеку от японского города Осака. Самолет был зафрахтован некой американской фирмой для перевозки коммерческого груза на Аляску. “Руслан” принял на борт 70 тонн технологического оборудования - аппаратуру спутниковой связи, 8 членов экипажа и 9 пассажиров, сопровождающих груз.Около 13 часов по владивостокскому времени самолет поднялся в воздух, занял эшелон 5000 метров и вышел на международную трассу, связывающую Японию и США.
Примерно через 2,5 часа полета экипаж заметил перебои в работе второго двигателя, расположенного на левом крыле с внутренней стороны, ближе к фюзеляжу. Резко упали обороты, а вскоре турбина полностью вышла из строя.
Командир корабля летчик 1-го класса Иншаков, как того требуют инструкции безопасности, прекратил подачу топлива в поврежденный двигатель, поставил в известность о чрезвычайном происшествии диспетчерские службы.
Японские диспетчеры предложили самолету, если возникнет такая необходимость, совершить вынужденную посадку в любом ближайшем аэропорту Японии. Однако командир экипажа принял решение - лететь в Россию.
“Ан-124” - довольно надежная машина. Конструкторские решения позволяют экипажу пилотировать самолет, даже если у того отказали два двигателя. Решение же идти в ближайший российский аэропорт было принято потому, что только здесь есть база для ремонта и обслуживания самолетов этого типа.
Командир экипажа решил снизить обороты двигателя № 3 для того, чтобы самолет легче управлялся и не отклонялся от курса.
В 16.15 самолет вышел на связь с диспетчерским центром управления воздушным движением владивостокского аэропорта и предупредил о возможной аварийной посадке. Диспетчеры, приняв тревожное сообщение, оповестили о ЧП соответствующие оперативные службы. Началась работа по подготовке к приему аварийного самолета.
Сразу в аэропорт были направлены все необходимые спецмашины, и на месте развернут штаб. К моменту подлета лайнера у кромки взлетно-посадочной полосы застыли в полной готовности 14 пожарных машин, 6 карет скорой помощи, бригада центра медицины катастроф. К самому худшему варианту развития ситуации был готов и отряд спасателей главного управления ГО и ЧС Приморья. На месте было выставлено оцепление, в котором помимо службы безопасности аэропорта были задействованы 18 сотрудников милиции. Кроме этого на ближайших перекрестках для обеспечения беспрепятственного передвижения колонн в случае возникновения чрезвычайной ситуации были выставлены посты ГАИ. Сюда же прибыл и председатель краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям первый вице-губернатор Константин Толстошеин.
Примерно в 18.15 “Руслан” вошел в зону контроля владивостокского аэропорта. Однако сразу вести самолет на посадку было нельзя - в баках оставалось невыработанное топливо, вследствие чего вес “АН-124” был значительно выше допустимого при посадке. Тяжелому самолету попросту не хватило бы посадочной полосы.
В этой связи было принято решение держать самолет в воздухе до того момента, когда он выработает большую часть горючего. Сливать топливо в принудительном режиме не решились - самолет уже находился над населенными пунктами и дачными поселками под Артемом. Больше часа диспетчеры, освобождая коридоры для терпящего бедствие самолета, “разводили” прибывающие и убывающие рейсовые самолеты. Однако, несмотря на это, по словам генерального директора “Владивостокавиа” Владимира Сайбеля, аэропорт функционировал в плановом режиме, все рейсы выполнялись по расписанию.
Примерно в 19.15 экипаж доложил - минимально разрешенный посадочный вес достигнут. Было принято решение заводить самолет на посадку. В 19.30 колеса шасси тяжелого “Руслана” коснулись бетонки взлетно-посадочной полосы. Только в этот момент все - и члены экипажа, и пассажиры, и работники служб аэропорта облегченно вздохнули.
В 20.00 к работе приступили пограничники, таможня и санитарные власти. Еще через час после прохождения всех необходимых формальностей находившимся на борту разрешили покинуть лайнер. По словам генерального директора “Владивостокавиа” Владимира Сайбеля, экипаж и пассажиров разместили в гостинице и обеспечили питанием.
Международная авиационная организация - ИКАО не считает отказ одного из двигателей на самолетах такого класса чрезвычайным происшествием и не проводит по таким фактам соответствующего расследования. Однако по правилам Федеральной авиационной службы России в нашей стране инциденты такого характера считаются чрезвычайным происшествием.
Вчера утром специально созданная комиссия приступила к расследованию причин аварии. Известно, что в состав комиссии вошли и представители собственника самолета - авиакомпании “Волга-Днепр”. Сейчас технические службы аэропорта занимаются ремонтом турбины. Однако не исключено, что поврежденный двигатель придется попросту заменить.
Автор: Федор ГУРКО, Александр МАЛЬЦЕВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"