Евгений Наздратенко - в одном “окопе” с Юрием Лужковым
Декабрьское охлаждение отношений между Советом федерации и правительством, которое, казалось, вот-вот перерастет в открытую конфронтацию, обернулось неплохими политическими и финансовыми дивидендами для губернатора Приморья Евгения Наздратенко и бюджетной сферы края.
Совет федерации, составленный в основном из региональных лидеров, готов был растерзать правительство за то, что провинция выносит на своих плечах всю тяжесть борьбы с инфляцией любой ценой.
Руководители территорий - члены СФ - считают, что экономическая политика Москвы взваливает на них все больше груза.
Самарский губернатор заявляет, что обвинения в “низкой собираемости налогов” Москва может адресовать только самой себе: налоговые инспекции и полиции являются федеральными структурами и не подчиняются местным властям. Приморский губернатор также склонен считать, что содержание флота, армии и пограничных войск на территории края частично ложится на местный бюджет. “Если страна не может платить за электроэнергию для военных, может быть, стране не нужна армия?” - спросил Евгений Наздратенко у министра экономики Евгения Ясина на заседании согласительной комиссии, которая гасила пожар войны, готовой вот-вот вспыхнуть между Советом федерации и правительством.
Евгений Наздратенко, завершая свою московскую поездку, сообщил в интервью для “В” по телефону, что в согласительную группу от Совета федерации вошли зам. председателя верхней палаты парламента Зубов, губернатор Саратова Толстов, который представлял Волжский регион, Эдуард Россель (Урал) и Евгений Наздратенко (Дальний Восток).
В многочасовой беседе с председателем правительства Виктором Черномырдиным членам согласительной группы удалось добиться обещания премьера, что правительство сделает все возможное, чтобы выплатить долги по зарплате работникам бюджетной сферы до Нового года.
Евгений Наздратенко имел и беседу с главой правительства с глазу на глаз. Итогом стало подписанное Черномырдиным постановление о выделении Приморскому краю 600 млрд. рублей для погашения задолженности федерального бюджета.
Атака сенаторов на правительство шла не только под лозунгом “Верните награбленное!”. Выколотив из бюджета долги, территории расплатятся с учителями, врачами и пенсионерами, но завтра эти долги вновь будут нарастать. “В регионах стоит промышленность, налоги собирать не с кого!” - раздавался гневный хор губернаторских претензий к правительству.
Евгений Наздратенко, обращаясь к министру экономики Евгению Ясину, заявил, что в условиях чрезвычайного положения в экономике есть только один способ оживить промышленность: понизить тарифы на энергоносители и, в первую очередь, на жидкое топливо (хотя бы до уровня мировых цен), запретить на зимний период вывоз топлива за рубеж. Трудно сказать, услышан ли этот призыв в правительстве, но губернаторское одобрение Наздратенко получил однозначно.
Ровно год назад, в декабре 1995 года, приморцы избирали своих представителей в Совете федерации. Весьма туманно представляя себе роль и полномочия этого органа власти, приморцы очень дружно отдали голоса за Наздратенко (свыше 70 процентов голосов). Сегодня Евгений Наздратенко может сказать, что за год губернаторства почти максимально использовал доверие земляков и властные возможности верхней палаты парламента.
Предпоследнее в этом году заседание Совета федерации было ознаменовано и еще одним событием, которое неоднократно было показано общенациональными телеканалами и отмечено политизированной московской прессой: мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Приморья оказались в одном “окопе”, отстаивая территориальные интересы России. Сенсационное заявление Юрия Лужкова о притязаниях на Севастополь было поддержано Евгением Наздратенко. В своем выступлении он напомнил историю с демаркацией и сказал буквально следующее: “В последние годы мы еще ни метра не прирастили своих территорий, а только отдаем”.
Этот союз мэра Москвы и приморского губернатора московские газеты комментировали как формирование в элите российской политики патриотического истеблишмента - “они и своего не отдадут, и от чужого не откажутся”.
Евгений Наздратенко не стал отрицать своего дружеского отношения к мэру Москвы, но сказал, что это - не сиюминутный альянс. “Мы с Лужковым знакомы уже несколько лет, я бываю у него дома. У нас похожие взгляды на экономические вопросы и правительство. Мы одинаково оцениваем Чубайса, Лившица, Ясина, Уринсона. Конечно, бюджет Москвы - это несправедливый бюджет. 24 млрд. долларов на 9 млн. жителей - это в 10 раз больше, чем в Приморье. Но это положение создано не Лужковым, у Гавриила Попова было так же, а Лужков по-хозяйски распоряжается для пользы Москвы. Лужков понимает, что Москва - это искусственно созданный финансовый центр, в котором находятся все уполномоченные банки, которые собирают свою дань со всех платежей, в том числе и бюджетных. А то, что показывало телевидение, как мы с Лужковым беседуем, так это бывает почти каждый мой приезд в Москву”, - сказал Евгений Наздратенко.
Между тем, судя по всему, этот союз несколько изменит ситуацию вокруг проблемы демаркации российско-китайской границы, которая должна быть завершена буквально через 2 недели. После заседаний комитета по обороне и безопасности Совет федерации направил в Приморье комиссию, которая сегодня, 15 декабря, вылетает на участки границы в Хасанском и Уссурийском районах, отходящие Китаю по соглашению 1991 года между КНР и СССР. Комиссию возглавляет заместитель председателя Совета федерации Василий Лихачев. На 23 декабря вопрос о подходах к демаркации границы будет выноситься в повестку дня Совета федерации, и вполне возможно, что Евгению Наздратенко удастся выполнить самое сложное свое предвыборное обещание, данное год назад перед декабрьскими выборами, - не допустить сокращения территории Приморского края.
Автор: Владимир ОЩЕНКО, "Владивосток"