Люди со стержнем внутри
Ветераны ледокольного флота рассказывают, как Арктика становится судьбой
Легендарные арктические капитаны и гидрографы Дальневосточного морского пароходства собрались в редакции газеты «Владивосток» в рамках круглого стола, посвященного 40-летию работы в восточном секторе российской Арктики линейного ледокола «Адмирал Макаров». Сам именинник сейчас трудится на севере Татарского пролива, проводя через льды танкеры с сахалинской нефтью.
Вообще, ледокольный флот Владивостока отмечает в 2016-м сразу несколько юбилеев: 40-летие ледокола «Красин», 35-летие ледокола «Капитан Хлебников». А еще в этом году исполняется 150 лет морскому служению прославленного российского флотоводца и полярного исследователя, командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Степана Макарова, в честь которого назван арктический флагман ДВМП.
Ледовая команда
Слава наших ледоколов – это миллионы морских миль за кормой, тысячи торговых караванов и военных вымпелов, проведенных через льды в морях Дальнего Востока, Арктики и Антарктиды. Но главная гордость полярного флота – это, конечно, моряки-ледокольщики.
Встреча ветеранов, посвятивших жизнь суровой работе за полярным кругом, открылась, как положено, ударом судовой рынды. Это почетное право предоставили Вадиму Холоденко – единственному в мире арктическому капитану, водившему ледоколы более полувека. За круглым столом собрались и другие именитые моряки-дальневосточники: участник Великой
Отечественной войны, председатель совета ветеранов ДВМП, моряк с полувековым стажем Владимир Легецкий, Герой Социалистического Труда, заслуженный работник транспорта России, почетный гражданин Владивостока, доктор технических наук Вадим Абоносимов, старший арктический и антарктический капитан-наставник FESCO Геннадий Антохин, прославленные гидрологи Арктики Николай Шаталин и Николай Бубнов, начальник музея ТОВВМУ имени Макарова капитан 2-го ранга запаса Владимир Гончаренко, руководитель клуба «Владивосток – город воинской славы» Анатолий Рыбаченко.
Достояние морской державы
Разговор капитанов вышел за пределы юбилейных поводов. Говорили о судьбе ледокольного флота и Северного морского пути.
– В последние годы на российский север стали заглядываться не только страны, расположенные вокруг Северного Ледовитого океана, – считает Владимир Легецкий. – У многих государств, особенно у США, горят глаза при виде несметных богатств Арктики. Однако освоить их сможет только морская держава, у которой на вооружении имеется ледокольный флот – атомный и дизель-электрический. В России такой флот был, есть и продолжает строиться. Но чтобы водить по бескрайним ледовым просторам мощные ледоколы, нужны профессиональные судоводители-полярники. Во Владивостоке живет целая плеяда ледокольных капитанов и гидрологов, и нужно перенимать их бесценный опыт, чтобы молодые судоводители использовали его в своей работе и сохраняли традиции российских полярников.
– Свой первый рейс после окончания мореходного училища мне посчастливилось сделать в начале 50-х годов на старом ледоколе «Молотов», который в 1957-м
переименовали в «Адмирала Макарова», – рассказывает Вадим Абоносимов. – Мне довелось принимать после постройки нынешний «Адмирал Макаров» и много лет проработать на нем капитаном. Целые поколения моряков прошли через его школу. Надеюсь, что, когда придет срок, его сменит более современный ледокол с таким же названием. И очередные романтики отправятся в дальние рейсы. Ведь это очень интересная, хотя и трудная работа, требующая максимальной концентрации, опыта, знаний и умения выполнять задачи в сложных условиях. Только на ледоколах экипажи по сто с лишним человек становятся командой единомышленников. Такое заявление кому-то покажется пафосным, но попробуйте за 4–6 часов на морозе, при пронизывающем ветре сделать из стального троса буксировочную гашу, так называемые усы для буксировки застрявших в торосах судов. При этом рейсы в бесконечных ледовых полях длятся от 4 до 11 месяцев. Только люди со стержнем внутри могут справиться с такими физическими и психологическими нагрузками. К счастью, Владивосток – город воинской славы – богат на таких людей.
– Что касается Севморпути, то будущее морских транспортных сообщений нашей страны за ним, – убежден Геннадий Антохин. – Сейчас Россия строит современный ледокольный флот в основном для западного сектора Арктики. Восточный сектор с 1997 года в сезон все быстрее и на более продолжительное время освобождается ото льда. Поэтому государству сейчас нецелесообразно строить ледоколы для Дальнего Востока. Хотя совсем без ледоколов тихоокеанская Россия не останется, ведь у нас зимой и весной замерзают значительные участки акватории Охотского моря и Татарского пролива…
Эту тему поддержал еще один полярник со стажем – Николай Шаталин:
– Тут вспоминается 1983 год. Тогда тяжелейшее ледовое состояние в Арктике вызвало шок от Москвы до Берингова пролива. С того года для благоприятного прохождения навигаций с запада на восток стали приходить нам на помощь атомные ледоколы во главе с «Арктикой». Но даже такая мощь с трудом справлялась со льдами восточного сектора. Чтобы успеть завезти все грузы, стали раньше открывать арктическую навигацию. В 1987-м уже 27 мая ледоколы и караваны судов из Владивостока подошли к кромке ледовых полей, хотя традиционно навигация открывается в конце июня. К счастью, природа смилостивилась, и сейчас в сезон в восточном секторе Арктики всегда чистая вода. Но как долго это продлится? Нужно быть готовым к тому, что ледокольный флот Владивостока вновь будет востребован за полярным кругом.
Миссия – спасение
– Я, будучи вторым помощником капитана, участвовал в приемке «Адмирала Макарова» в Финляндии, – вспоминает Геннадий Антохин. – Супруга, надо сказать, была против моей работы на ледоколе. Но, как говорится, выслушай женщину и сделай наоборот. Теперь и она понимает значимость арктических навигаций в нашей семейной судьбе. Про меня и говорить нечего – на всю жизнь влюбился в ледоколы и ледовые моря. И доля героизма присутствует: в 1985 году, к примеру, мне довелось на ледоколе «Владивосток» спасать в Антарктиде из ледового плена грузовое судно «Михаил Сомов». И подобных спасательных операций в истории нашего флота множество. Из недавних можно вспомнить, как в 2011-м ледоколы «Красин» и «Адмирал Макаров» в Охотском море целый месяц выводили к чистой воде траулер «Мыс Елизаветы», научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер», рефрижератор «Берег надежды» и плавбазу «Содружество».
Вспомнили ветераны и другие знаменитые истории. Например, о ледоколе «Адмирал Макаров» весь мир узнал в 1988 году во время международной операции «Прорыв» по спасению трех серых китов в море Бофорта. Американцы несколько недель безуспешно пытались вызволить из ледового плена китовую семью. Отчаявшись, они в конце концов попросили помощь у СССР. Вскоре к северному побережью штата Аляска пришли ледокольный флагман ДВМП и дизель-электроход «Владимир Арсеньев» под командованием капитанов Сергея Решетова и Руслана Зайнигабдинова.
«Адмирал Макаров» проломил торос высотой почти 9 метров и шириной около 365 метров, а «Владимир Арсеньев» очистил от ледяного лома проход, достаточно широкий для того, чтобы большие киты (китенок к тому времени погиб) могли выбраться и уйти в открытое море.
Простые американцы, желавшие поблагодарить русских моряков за спасение животных, создали памятник из ствола трехсотлетнего вяза. Он изображает трех китов, выныривающих из воды. Скульптуру подарили Владивостоку, поскольку это порт приписки участвовавших в операции российских судов. Памятник был открыт 2 июля 1989 года возле Дворца культуры моряков.
А вот историю, которую рассказал гидрограф Николай Бубнов, даже его друзья-полярники услышали впервые:
– В 1965 году мне для проведения ледовой разведки довелось отправиться на вертолете Ми-1 с палубы ледокола «Москва», который шел под командованием капитана Леонида Ляшко. Уже в небе над Карским морем с вертолетом по рации связалась одна из полярных станций: требовалась помощь врача. Вернулись на ледокол, взяли с собой доктора, долетели до полярников и с трудом сели на скалу. Оказалось, что там жена начальника станции вот-вот родит. Пришлось забрать ее с собой, полететь на дозаправку на «Москву» и затем направиться до ближайшего аэродрома на материке, на мысе Челюскина. Там женщину передали с борта вертолета на борт рейсового пассажирского самолета, летевшего на Диксон, где имелась небольшая больница. А спустя месяц встречаем экипаж летчиков уже на мысе Шмидта. Обменялись рукопожатиями. Те говорят: «Вам привет от полярников и от вашей крестницы. Сын у нее родился!» Вот вам и Арктика. Здесь для спасения чьей-то жизни и полтысячи километров не расстояние, не говоря уже о стоявшем сутки во льдах караване судов…
Досье «В»
В истории российского флота было три ледокола с именем «Адмирал Макаров».
Первый – американский ледокол класса Wind, построенный в 1943 году и входивший в состав береговой охраны США под названием Southwind, в 1945-м
в рамках программы ленд-лиза был передан СССР и работал на Дальнем Востоке под названием «Адмирал Макаров». В 1949-м возвращен в США.
Второй – из серии пароходо-ледоколов типа «Иосиф Сталин», построен в СССР в 1940 году, первоначально назывался «В. Молотов». Во время Великой Отечественной был переоборудован во вспомогательный крейсер с вооружением на борту. С 1957 года входил в состав Владивостокского арктического пароходства, после остался в ДВМП. В 1958-м получил новое название – «Адмирал Макаров». Списан в 1966 году.
Третий (ныне действующий) построен в Финляндии в 1957 году по заказу объединения «Судоимпорт». По своему классу и возможностям соответствует первому атомному ледоколу «Ленин». В связи с тем, что полярному судну предстояло продолжительное время находиться в плавании, особое внимание при строительстве было уделено улучшению условий проживания экипажа. На «Адмирале Макарове» имеются одно- и двухместные каюты, кинозал на 100 человек, сауна, бассейн и спортзал. Ледокол приписан к порту Владивосток с года постройки.
Справка «В»
Решение о создании арктического флота правительство России приняло в конце XIX века. Его задачей было освоение Северного морского пути. Для ее реализации вице-адмирал Степан Макаров предложил строить специальные прочные суда с мощными энергетическими установками, способные форсировать тяжелые льды и расчищать путь обычным кораблям. Он возглавил комиссию по составлению технического задания для строительства первого российского ледокола «Ермак» (построен в 1897–1898 годах). В 1901-м «Ермак» под командованием Макарова совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа. Реализовать до конца свои полярные замыслы флотоводцу не позволили начавшаяся Русско-японская война и назначение его командующим Тихоокеанской эскадрой.
Автор: Николай КУТЕНКИХ