Консульский взнос насторожил интуриста
Что мешает нашему краю стать желанным для путешественников
Туризм для любого региона – доходы и развитие экономики. Тем более для нашего края, который имеет уникальную природу, много памятников культуры и истории. Но прежде чем зазывать туристов в Приморье, надо сначала обеспечить туристскую инфраструктуру, способную принять на должном уровне взыскательных путешественников, считают руководители приморских турфирм и туристических объектов. Чиновники же уверены, что бизнес «слишком заблаговременно» говорит о трудностях, которые придут вместе с ростом турпотока.
Как сделать Приморье не только желанным, но и комфортным объектом для путешественников, обсуждали в «Белом доме» представители краевых властей, руководители приморских турфирм, туристических объектов, эксперты и представители общественных организаций.
Поводом для встречи за круглым столом стали нерешенные проблемы в туристской отрасли Приморья, обсуждаемые уже не первый год: неразвитая транспортная инфраструктура, дефицит гостиничных номеров, недостаточное количество турмаршрутов по краю и др. Но перечисление трудностей и декларации о необходимости ускорить в Приморье развитие туристской отрасли никак не выливаются в масштабные дела.
Между тем краевые власти предрекают резкое увеличение турпотока: присвоение Владивостоку статуса открытого порта подразумевает введение облегченного визового режима на его территории, что, несомненно, привлечет еще больше туристов в регион. Готовы ли мы принять их на достойном уровне?
Принять гостей и сохранить репутацию
Представители туристического бизнеса утверждают, что и во Владивостоке, и в крае есть проблема с расселением туристов. Причем наряду с большими гостиничными комплексами назрела крайняя нужда и в хостелах: без них не удастся активно развивать внутренний туризм, важность которого не раз подчеркивалась первыми лицами государства.
– А я даже рад, что в Приморье пока нет большого потока туристов, – отметил один из предпринимателей. – Когда проводился Восточный экономический форум, в краевой центр приехало 2,5 тысячи человек. И это был коллапс: в гостиницах не было мест.
Выступавший посетовал: неразвитость транспортной инфраструктуры уже сейчас является препоной для организации туристских маршрутов, а что станет, когда путешественников будет еще больше?
– Сейчас даже не в туристский сезон дорожному движению заметно мешают экскурсионные автобусы. А край и вовсе не готов к наплыву гостей: туристские маршруты не рассчитаны на массовость. А повсеместное отсутствие парковок, туалетов… Перед людьми стыдно! На мой взгляд, край получит такую антирекламу, что ближайшие несколько лет нужно будет снова заниматься рекламой, – считает предприниматель.
Директор департамента туризма Константин Шестаков не согласился с мнением представителя бизнеса: «Мы слишком заблаговременно говорим, что существующая инфраструктура не сможет выдержать турпотока, который ожидается в Приморском крае». Константин Шестаков напомнил, что в 2015 году край принял почти полмиллиона иностранцев, и оптимистично заверил: даже с увеличением количества туристов в три раза проблемы с их размещением власти решат.
«В прошлом году в крае построены четыре новые гостиницы. Это немного, но вполне достаточно для наших темпов развития», – убежден чиновник.
Неграмотные гиды – угроза национальной безопасности
Препятствием для развития в Приморье экскурсионного туризма является и кадровая проблема: иностранных туристов нередко обслуживают нелегальные гиды-переводчики и экскурсоводы из других государств, в частности из Китая и Кореи.
– Это не только лишает государство поступлений в бюджет, но и без малого подрывает национальную безопасность страны, – уверена доцент кафедры сервиса и туризма ВГУЭС Ирина Кушнарева. – Экскурсии сегодня проводит кто угодно. И дело не только в том, что эти гиды не зарегистрированы и не платят налоги. Они часто в искаженном виде доносят иностранцам информацию о крае, по-своему трактуя исторические события, а это уже угроза для национальной безопасности нашей страны.
В прессе не раз описывались случаи, когда гиды-самоучки путают названия площадей, зданий и других памятных мест. Да что там самоучки – известные и авторитетные издания делают грубые ошибки. Показательной стала публикация в журнале «Русский репортер», в которой корреспондентка, побывавшая во Владивостоке и описывавшая его достопримечательности, назвала памятник адмиралу Макарову возле гостиницы «Экватор» памятником Ленину. История произошла несколько лет назад, но ситуация не изменилась кардинально.
В последнее время китайцы, осевшие в Приморском крае, ведут неофициальную туристскую деятельность по приему своих соотечественников. Горе-экскурсоводы не обладают знаниями по содержанию экскурсий, по технологии и безопасности их проведения. Так, портал novostivl описывает случай: гид, гражданин КНР, проводя экскурсию по краевому центру, назвал Георгия Победоносца, изображенного на мозаике городского железнодорожного вокзала, Петром Первым, построившим Владивосток. Вольные толкования искажают прошлое края, подрывают доверие к культурному и историческому наследию.
Проблему, по словам эксперта, может усугубить законодательный проект о возможности упрощения процедуры трудоустройства для иностранных граждан, который в настоящее время разрабатывает Минтруда. Однако, как заверил Константин Шестаков, в решении этого вопроса власти уже предпринимают определенные шаги. Выходом из этой ситуации станет введение обязательной аттестации и аккредитации для гидов, экскурсоводов и переводчиков, которые работают в Приморье. По его словам, подобные предложения уже внесены в закон «О свободном порте Владивосток».
С такими взносами и турпродукт не нужен
Кстати, к возможностям порто-франко не раз обращались участники круглого стола в администрации края. Надежды на активное развитие туристской сферы в Приморье во многом связывают именно с ним. Но новая инициатива, выдвинутая Минвостокразвития, способна свести на нет плюсы свободного порта, считают представители турбизнеса.
Дело в том, что в новой редакции закона, которую подготовило ведомство, всех иностранцев, въезжающих на территорию свободного порта Владивосток, планируется облагать консульским сбором. Первоначальная версия этого закона предполагала, что прибывшие в Россию иностранцы смогут бесплатно оформить восьмидневную визу в пункте пропуска.
Как уже писал «В», с 1 июля новый режим начнет работать в двух пунктах: на Морском вокзале Владивостока и в международном аэропорту. Другое дело – в каком виде мы его увидим: с консульским сбором или нет.
– Проблема безвизового въезда касается нас всех, потому что это те деньги, которые к нам не приехали, – считает президент НП «Дальневосточная ассоциация рестораторов и отельеров» Роман Иванищев. – Введение консульского сбора – это, по сути, аннулирование упрощенного визового режима, благодаря которому мы стали бы единственной точкой на карте России, куда турист мог бы въехать, а выехать в любом другом месте. К примеру, тем же китайцам было удобно приехать во Владивосток, отсюда – в Москву и далее – в Европу. С консульскими сборами смысл упрощенного визового въезда теряется. Наша общая задача вернуть этот режим в том виде, в котором он декларировался изначально. Это нужно всем, кроме чиновников, которые будут получать пресловутый сбор.
– Безусловно, упрощенный визовый, а в идеале безвизовый режим на территории свободного порта Владивосток – это то основное, за что стоит бороться, – отметила краевой бизнес-омбудсмен Марина Шемилина. – Кроме того, и другие предложения предпринимателей, в том числе и вопросы классификации гостиниц, и аккредитация переводчиков, будут переданы для формирования ежегодного доклада уполномоченному по защите прав предпринимателей в России.
Автор: Светлана ШВЕЦОВА