Паруса особенной судьбы
12 февраля участнику Великой Отечественной войны, легендарному приморскому яхтсмену Евгению Жукову исполняется 94 года
«Патриарх парусного спорта в Приморье» – так уважительно называют Евгения Ивановича Жукова друзья и коллеги, отдавая дань его заслугам в становлении этого вида спорта в нашем крае. А еще он – легенда дальневосточного морского образования, ветеран МГУ имени адмирала Невельского и, к слову, старейший профессор в Приморье. Накануне дня рождения корреспондент «В» побывал в гостях у этого удивительного человека.
Жмите руку сильнее!
Впервые перешагнув порог квартиры Жуковых, сразу понимаешь: здесь живет человек, чья судьба связана с морем. На серванте – модели яхт и парусников, на стенах – их фотографии с надутыми ветром парусами. Почти на всех фото – хозяин дома, чаще всего в форме капитана торгового флота, в окружении друзей-товарищей и мальчишек в тельняшках, воспитанников Школы юных моряков. А еще стены украшают именные сувениры – свидетели участия Евгения Жукова в соревнованиях яхт и парусных регатах как в нашей стране, так и за рубежом. Не квартира, а филиал музея парусного спорта.
Евгений Иванович передвигается по дому с палочкой – сказывается почтенный возраст, да и зрение у него на ноле. Зато память на даты, цифры и фамилии – молодым на зависть. И еще мускулистые сильные руки, как у человека, которому не чужды гантели и гири. Впрочем, это неудивительно: профессор Жуков – 12-кратный чемпион Приморского края по гребле и многократный призер России по парусному спорту.
– Вы пожмите мне руку, пожмите, – говорит Евгений Иванович и протягивает узкую сухую ладонь.
Я повинуюсь.
– Не бойтесь, жмите сильнее, – смеется профессор, не выпуская мою пятерню из своей, и я чувствую, как пальцы немеют. Да, не перевелись еще богатыри на земле нашей!
Английский – помощник в карьере
Из прожитых десятилетий Евгений Иванович чаще всего вспоминает не годы войны, когда ему довелось служить в полку связи корректировщиком огня, и не службу на Тихоокеанском флоте, а босоногое детство и школьные годы, когда были живы его родители, Иван Ефимович и Феня Максимовна.
– Когда мне исполнилось 10 лет, наша семья переехала из села Романовка во Владивосток. Родители говорили, что в селе у меня не было проблем со здоровьем. А в городе я часто болел, простужался, меня мучили головные боли, корь. Иными словами, мне было не до учебы, – вспоминает Евгений Иванович.
Дела в школе у парня пошли настолько плохо, особенно по русскому и английскому языкам, что его оставили на второй год в 7-м классе. Урок пошел впрок, и второгодник стал учиться без «неудов», но English все равно сдавал на «посредственно». Но будто ангел-хранитель шептал ему на ухо, мол, не унывай, школяр, зато жена у тебя будет с отличным знанием английского!
Через много лет, когда курсанты ДВВИМУ спрашивали профессора Жукова, как он учился в школе, всегда получали честный ответ. И еще напутствие: учите английский, для судоводителя это допуск на суда загранплавания. Плюс продвижение по служебной лестнице к заветной цели – должности капитана дальнего плавания…
Школа № 9, где учился Женя Жуков, считалась во Владивостоке образцовой. Над ней тогда шефствовали Дальзавод и ДВПИ. Первый оказывал материальную помощь, второй – инженерно-техническую. Краевой театр направлял в девятку своих лучших актеров для организации художественной самодеятельности.
– Учитель музыки обнаружил у меня абсолютный слух, и я записался в школьный духовой оркестр. Мне выдали валторну, затем трубу, потом кларнет. Занятия музыкой мне нравились. Я делал успехи. Возможно, стал бы профессиональным музыкантом. Но родители купили мне коньки и велосипед, и я пристрастился к спорту. Причем очень крепко. Усиленная физподготовка и помощь двух тренеров помогли мне стать чемпионом города среди юношей по конькам, хоккею с мячом, народной гребле на одиночках и двойках, парусу и боксу, – с нотками гордости в голосе перечисляет Евгений Иванович.
А потом, много десятилетий назад, старший товарищ доверил ему, тогда еще подростку, румпель маленькой шлюпки, шедшей под парусом. Удивление, радость и восторг от того, что он двумя пальцами мог легко изменить курс, сделать поворот, заставить суденышко идти против ветра, навсегда остались в памяти мальчишки. И определили смысл его жизни.
Дядя Женя – воображуля
У Жуковых хорошая библиотека отечественной и зарубежной классики. Но книги – это уже епархия хозяйки дома, Лидии Кирилловны, в прошлом преподавателя английского языка в ДВВИМУ. Она тоже увековечена на фотографиях в рамках и всегда рядом с мужем…
С будущей супругой Евгений Иванович познакомился летом на водной станции «Водник». Ему тогда было 27 лет, Лидочке – 16, она только перешла в 10-й класс. В те годы на «Воднике» был лучший во Владивостоке пляж, два пирса и пятиметровая вышка для прыжков в воду. Горожане любили здесь загорать и купаться. Среди отдыхающих выделялась группа старшеклассниц из 13-й школы, расположенной по соседству с водной станцией. Девчонки были постоянными болельщицами команды ДСО «Водник», которая базировалась здесь же. А среди спортсменов фигурой и накачанными бицепсами выделялся Евгений Жуков, первый и ведущий тренер в городе по гребному и парусному спорту, чемпион Владивостока и Приморского края.
– Он был такой воображуля! Все его называли по имени-отчеству. А мы с девчонками к нему обратились запросто: «Женя, можете нас покатать? Мы еще никогда не ездили на яхте». Он в ответ: «Я вам не Женя, а Евгений Иванович! И на яхте не ездят, а ходят». И мы стали его звать «дядя Женя», – улыбается Лидия Кирилловна.
Конечно, красавец яхтсмен прокатил старшеклассниц на большом швертботе при хорошей погоде и свежем ветре. Именно тогда «дядя Женя» обратил внимание на самую симпатичную и смешливую девушку. И заметил, что его симпатия тоже смотрит на него с интересом.
– Наша дружба с Лидочкой продолжалась более двух лет. Мы ходили в кино, в театр, на курсантские праздники, спортивные соревнования. Моя мама все время спрашивала, когда я наконец женюсь. Брат Гена младше меня на 6 лет, однокурсники – на 7-8 лет, и у всех были семьи. А я еще ходил холостой. Конечно, надо было жениться. Кавалеров у моей избранницы было достаточно. Но я верил в свою счастливую звезду и дождался нашей свадьбы, – вспоминает Евгений Иванович. И после секундной паузы чуть слышно добавляет: – Когда тебе больше 90 лет, трудно рассказать о чувствах и переживаниях, которые испытывал в молодости…
Они поженились, когда Лидочке исполнилось 18 лет. К тому времени она с отличием окончила школу и поступила во Владивостокский пединститут на факультет английского языка. На втором курсе родилась дочь Ольга. Через 4 года после свадьбы у Жуковых родился сын Владимир. Но семейные хлопоты не помешали будущему педагогу окончить вуз с красным дипломом.
– Мой папа не хотел, чтобы я выходила замуж за Евгения Ивановича. Он мне говорил: разница в возрасте выйдет тебе боком, он будет уже старенький, а ты еще будешь молодая! Но я нисколько не жалею о своем решении, – признается Лидия Кирилловна. – В начале совместной жизни Евгений Иванович был моим воспитателем. А потом, несколько лет назад, я сказала: «Теперь я воспитатель! И надо меня слушать». Сначала он сопротивлялся: «Ты чего командуешь!» А потом понял, что в доме нужен командир, и смирился.
Со дня их первой встречи прошли десятилетия. Но их привязанность не рассыпалась от времени. «Дядя Женя» по-прежнему влюблен в свою Лидочку. А она называет мужа ласково: «хороший мой» и «Женечка». Как и в первые месяцы их счастливой и долгой жизни. В июне у Евгения Ивановича и Лидии Кирилловны железная свадьба. Они вместе 65 лет!
Любить жизнь и не сдаваться
За годы, прожитые вместе, супруги Жуковы лишь единожды поменяли жилплощадь. В 1964-м переехали из родительской квартиры без удобств на улице Ключевой в новый дом на улице Пестеля. Пятиэтажку построило ДВВИМУ для своих сотрудников, где после окончания вуза работал Евгений Иванович. Сначала лаборантом, потом преподавателем, затем заведующим кафедрой «Морское дело». Со дня рождения высшего морского образования во Владивостоке кафедра четырежды переименовывалась и сейчас называется «Управление судном».
…В высшую мореходку демобилизованного старшину ТОФ Евгения Жукова приняли без экзаменов в ноябре 1946 года, когда набор курсантов уже закончился. И эта «льгота» была заслуженной. Во-первых, до войны он окончил три курса Владивостокского морского техникума. Во-вторых, в годы войны получил опыт преподавания морского дела молодым краснофлотцам в учебном отряде на острове Русском. И в-третьих, он выполнил наказ командиров, завоевав победу на Всероссийских соревнованиях по гребно-парусному спорту, которые проходили летом 1946 года в Севастополе. Ему так и сказали: «Привезешь кубок – демобилизуем». Старшина Жуков привез несколько кубков...
После семилетней службы в пехоте и на флоте курсанту Жукову легко давались специальные дисциплины: навигация, мореходная астрономия, гидрометеорология, морское право и другие. Но, как приступивший к учебе на второй день после демобилизации, он с трудом одолевал высшую математику, начертательную геометрию и другие вузовские дисциплины. Поэтому по окончании учебы в ВВМУ Евгений был в своей группе по баллам не первым, как хотел, а на третьем-четвертом месте.
После получения диплома Жукова оставили в ВВМУ для педагогической работы: «Такие кадры нам самим нужны». Евгений согласился, но с условием: семестр, то есть около четырех месяцев, он будет работать в училище, а остальное время – бороздить моря на судах Дальневосточного пароходства. Ему надо было заработать капитанский ценз. Такой график продолжался 7 лет, и все это время у Евгения Ивановича не было отпуска.
– Моя преподавательская работа проходила тоже нелегко. Это подготовка к лекциям дома, занятия в две смены, иногда и в три. Это лекции и практические занятия с заочниками и вечерниками. Столовой для преподавателей тогда еще не было, и моя мама, а потом и Лида давали мне бутерброд из двух ломтей хлеба и куска сала или мяса между ними, а также чай или компот в бывшей моей красноармейской фляжке, которую храню до сих пор, – рассказывает Евгений Иванович.
Осваивая работу педагога, будущий завкафедрой полагал, что через 5 – 7 лет уйдет из училища на капитанский мостик. Но ошибся: его альянс с МГУ имени адмирала Невельского растянулся… на 69 лет. В ноябре 2015 года профессор-консультант Евгений Иванович Жуков вышел на заслуженный отдых в возрасте 93 лет! За годы работы в вузе через его кафедру прошли сотни курсантов, ставших капитанами, старпомами и просто хорошими людьми. По его инициативе в училище была создана Школа юных моряков. Многие из ее воспитанников поступили в среднюю и высшую мореходки, дослужились до высоких должностей на больших океанских судах. В активе Евгения Ивановича – создание в училище гребной и парусной команд и нескольких учебников по морскому делу.
На 92-м году, будучи полуслепым, профессор Жуков начал писать автобиографическую книгу «Крутой бейдевинд». Чтобы оставить память о себе и о времени, в котором ему довелось жить. Чтобы рассказать потомкам, как следует выживать, любить жизнь и не сдаваться при разных житейских штормах. Сначала записывал воспоминания на листочках. Когда зрение окончательно село, стал надиктовывать текст на магнитофон. Книга вышла в 2015 году в издательстве МГУ имени Невельского благодаря финансовой поддержке федерации парусного спорта Приморского края.
Автор: Сергей КОЖИН