Увековечить гарпунера

Памятник дальневосточным китобоям установят на южной террасе Морского вокзала Владивостока

10 февр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3883 (19) от 10 февр. 2016
623ee6e7a2d5c4eeca64667dfcb5df29.jpg

В Приморской государственной картинной галерее состоялась презентация проекта памятника дальневосточным китобоям – людям героической профессии, уже исчезнувшей в нашей стране.

На встрече присутствовали глава Владивостока Игорь Пушкарев, советник главы города Анатолий Мельник, скульпторы Тимур Дорошенко, Алексей Бокий и Петр Чегодаев, директор морского терминала «Морской вокзал» Валерий Нагорный, капитан дальнего плавания доцент кафедры управления судном Дальрыбвтуза Виктор Щербатюк, капитан дальнего плавания Герой Социалистического Труда Юрий Сергеев.

Возвращение китобоев

Идея установки памятника китобоям появилась три года назад во время презентации первого издания книги Виктора Щербатюка «Антарктика за кормой», посвященной истории китобойного промысла на Дальнем Востоке. Проект поддержал глава Владивостока Игорь Пушкарев, тогда же была создана инициативная группа горожан, после чего началась работа над эскизами памятника.

Из предложенных проектов было выбрано два: один объемный – в виде скульптуры, второй плоскостной – в виде панно. После длительных обсуждений путевку в жизнь получили оба проекта. Причем один будет дополнять другой.

Появление в столице Приморья памятника китобоям не случайно. Владивосток – родина китобойного флота сначала царской, а затем Советской России. Вспомните знаменитую трилогию «Китобои» писателя Анатолия Вахова. Это художественная история отечественного китобойного промысла, в основе которой лежат реальные события.

Старожилы города помнят, как в 1970-е возвращалась домой после многомесячного рейса плавбаза «Советская Россия» в сопровождении двадцати китобойных судов. Это был праздник для жителей краевого центра и всего края. Прошло совсем немного времени, но сегодня многие приморцы даже не знают, что наши китобои добывали китов в Антарктике.

– Я живу во Владивостоке всю жизнь. Поэтому хорошо помню, какое было настроение в городе, когда он готовился к возвращению китобоев из рейса, – рассказывает Анатолий Мельник. – При разном отношении к промыслу (нужно или не нужно) это был тяжелый, суровый мужской труд, который был на тот момент необходим нашей стране. Хорошо, что промысел прекращен и популяция китов восстанавливается. Но забывать о той странице истории нельзя. То, что задумано, – это памятник профессии, памятник нашему городу и его истории.

Восстанавливая историческую справедливость, надо отметить, что впервые о необходимости памятника китобоям заговорили еще в советское время. Это было волеизъявление жителей Владивостока.

– Примерно 43 года назад группой молодых тогда капитанов было принято решение написать письмо руководителям нашего края о том, чтобы создать памятник китобоям. Это было вызвано тем, что международная китобойная комиссия уже работала над документом, запрещающим китобойный промысел. Мы письмо составили, передали, но поддержки не получили, – вспоминает Герой Соцтруда Юрий Сергеев. – Прошли годы, изменились времена. Мы снова решили поднять этот вопрос. Опрашивали знакомых – никто не высказывался против. Это люди, которые знали китобоев, которые еще помнят их возвращение с промысла.

Два варианта «прописки»

Напомним, что изначально памятник китобоям планировалось установить на полуострове Голдобина, точнее на мысе Клета – конечной точке рыбацкого Первомайского района. И это было бы логично. Во-первых, с этой точки местные жители первыми наблюдали возвращение китобойной флотилии во Владивосток. Во-вторых, на территории Первомайки расположен рыбный порт, здесь еще недавно существовали предприятия «Востокрыбхолодфлот» и Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота (ВБТРФ). А жители района так или иначе связаны с рыбной промышленностью: кто ходит в моря, кто обрабатывает дары моря на берегу.

Но полуостров Голдобина уже занят легендарным МРС-80 (малым рыболовным сейнером), взлетевшим на бетонном постаменте над мемориалом «Рыбацкая слава», который был возведен в начале 1980-х.

Есть еще один вариант «прописки» памятника китобоям – южная терраса Морского вокзала. Это частная территория, но, как рассказал Анатолий Мельник, ее владельцы сразу же согласились «прописать» у себя гарпунера с пушкой, а панно с барельефами китов и пояснительным текстом закрепить на фасаде здания вокзала. По замыслу Тимура Дорошенко, автора эскизного проекта, гарпунер и гарпунная пушка будут стоять на приподнятом над землей постаменте, символизирующем бак китобойного судна, чтобы люди могли осмотреть памятник вкруговую. И чтобы эта скульптура проецировалась на город, на акваторию бухты Золотой Рог и здание Морского вокзала.

Кроме того, Дорошенко предложил «оживить» мемориал с помощью современных аудиовизуальных средств – проецировать на стену Морского вокзала документальные фильмы о китобоях, снятые на студии «Дальтелефильм» в 1960-х годах. Например, «Дорога легла за экватор» или «Полтора часа до объятий». Чтобы наши современники видели, как работали и чем жили люди той эпохи.

Это голос народа!

Финальное обсуждение объемного эскиза было оживленным. И если вопрос быть или не быть памятнику китобоям уже не рассматривался, поскольку появление памятника – это волеизъявление народа, то вокруг непосредственно самого эскиза разгорелись нешуточные страсти, в том числе и в соцсетях в Интернете: не всем понравилась идея скульптора. Некоторые критики, явно далекие от морских профессий, усмотрели в гарпунере и его пушке памятник… «убийцам беззащитных животных», а лицо китобоя им показалось чрезмерно озлобленным. Мнение этих «эстетов» однозначно и непримиримо: «Памятник в таком виде будет пугать, а не вызывать воспоминания или положительные эмоции».

Граждане, видимо, забыли либо не знали, что в свое время китобойный промысел на протяжении десятилетий был архиважной государственной задачей. Особенно в послевоенное время, когда дешевое и экологически чистое китовое мясо заменило советскому народу дефицитные и дорогие свинину, баранину и говядину. Жители Владивостока, кому сегодня под пятьдесят, наверняка помнят пирожки с китовым мясом, которые продавали на каждом углу по пять копеек за штуку.

Между тем самим китобоям эскиз памятника пришелся по душе. К шапке-ушанке на голове гарпунера и его ватнику профессионалы также не имели претензий.

– Если была хорошая погода и экипаж слышал команду «Киты!», люди выбегали на палубу в одних подштанниках. В холодное время надевали тулупы, ушанки, тяжелые сапоги. Никаких страховок у нас не было. Одной рукой, когда мотало, держались за пушку, которую тоже водило. Какое лицо должно быть у гарпунера? Вы можете себе представить семиметровую волну и семиметровый ветер в лицо в условиях Антарктики? Когда вы в этих условиях уже прицелились и готовы сделать выстрел, а капитан вдруг отворачивает вправо? Вы примерно представляете, что я кричал в тот момент в сторону рубки и что он мне на это отвечал? – смеется Игорь Сухачев, помощник гарпунера.

Свое мнение по поводу памятника китобоям и дебатов, развернувшихся вокруг него, высказал глава города Игорь Пушкарев:

– Опасный и героический труд дальневосточных китобоев в ледовых условиях Антарктики – одна из ярких страниц истории Владивостока, – подчеркнул Игорь Сергеевич. – Владивосток – город людей отважных профессий. Профессия китобоя была одной из самых нелегких, но и самых уважаемых. Эти люди выполняли государственную задачу, прежде всего продовольственную, медицинскую. И с честью ее выполнили. Все это, безусловно, достойно памятника, характерного только для Владивостока. Нам необходим памятник, который будет жить, к которому постоянно будут приходить горожане, вспоминать людей, связавших свою жизнь с этой опаснейшей профессией. Наша задача – обсудить скульптурный эскиз, учесть все замечания.

Со дня первого обсуждения идеи памятника прошло три года, всего встреч было четыре. Не все присутствовавшие на первой дискуссии три года назад пришли в минувшую пятницу в картинную галерею: время берет свое. И как метко подметил один из ветеранов китобойного флота, «пока мы будем обсуждать, где должен стоять памятник и какой должна быть морда лица у гарпунера, на открытии памятника никого из китобоев не будет». Это тоже голос народа.

Остается добавить, что мемориал будет сооружен на добровольные пожертвования частных лиц и организаций. Для сбора средств на создание памятника открыт депозитный счет: 42303.810.6.5000.1400746, Сбербанк, Приморское отделение № 8635, касса 8635/0145, Щербатюк Виктор Павлович.

Мнение

Сергей Ралдугин, предприниматель:

– Мой отец зарабатывал пенсию на прибрежном лове в поселке Южно-Морском, где мы жили. А в соседнем поселке Анна был цех по переработке китового мяса. И я знаю, что такое работа тружеников моря, не из газет и ТВ-программ. Поэтому меня не надо агитировать, нужен или не нужен памятник китобоям. Однозначно да! Добыча китов – это часть истории нашей рыбной промышленности. Это будет памятник не только отрасли, но и людям, которые кормили страну. Китобои это заслужили. И если мы не сделаем это сейчас, то не сделаем никогда.

Николай Ветренко, работник судоходной компании:

– Памятник китобоям? А почему бы и нет. Профессия эта вымершая, но до сих пор уважаемая и чтимая. Китовый ус, китовое мясо, жир, амбра для парфюмерии – все эти блага нам давали именно китобои. Должны же мы их за это отблагодарить. Во многих странах, где добывали китов, есть памятники китобоям. Пусть будет такой памятник и во Владивостоке. Я думаю, он украсит город.

Нелли Симмуль, пенсионерка:

– Хорошо помню, как приходила «Советская Россия» из экспедиции. Город буквально преображался, оживал, когда возвращались китобои. Даже военных не так встречали, как их. Флотилия «Советская Россия» была одним из символов Владивостока. Я удивляюсь, почему до сих пор никто не догадался поставить памятник китобоям.  

 

Автор: Сергей КОЖИН