Разумные и неразумные

Удивительно, но совсем немногие сознают, что мы действительно живем в счастливейшем из всех времен. У нас лучшие технологии: мобильные телефоны, компьютеры, умные стиральные машины и микроволновые печи, автомобили с набором функций, о которых наши предки и мечтать не могли.

5 февр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3881 (17) от 5 февр. 2016

У современных людей лучшая за всю историю медицина, промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура и так далее. У нас лучшее образование. Хотя бы потому, что увеличился объем знаний и облегчился доступ к ним. Но тут есть свои нюансы.

Доступ к информации, который дает Интернет, не всегда означает хорошее ее усвоение, осмысление и качественную переработку. Всемирная сеть – просто данность. Инструмент, который каждый человек волен использовать на свое усмотрение. Кто-то – для саморазвития. Кто-то – для автоматического копирования чьих-то трудов, например, для сдачи реферата, курсовой, диплома.

Недавно с другом вышел спор. Он говорил, что современные дети совершенно невосприимчивы к обучению. Им все слишком просто дается. По запросу в Сети выводится большое количество нужных ссылок. Поэтому хранить знания в голове стало бессмысленной тратой серого вещества: все складируется в Интернете и из него же изымается по требованию. Тогда как еще лет 15 назад студент или школьник, придя в библиотеку, должен был исполнить хитрый алгоритм действий. Практически священный ритуал. Первое – заполнить каталожный бланк для поиска книги, в котором указывались код, автор и прочие параметры. Перед этим требовалось еще узнать, какая именно книга тебе нужна.

Затем в библиотечном зале от руки в тетрадь конспектировались самые главные отрывки. С обязательным указанием страницы, с которой они взяты, – для ссылок на литературу в проводимой научной работе. Их требовалось определенное количество. Некоторые товарищи, если видели недобор, специально впихивали в свой труд отрывки, не относящиеся к сути вопроса. Для солидности.

Затем все это, упорядоченное силой студенческой мысли, вбивалось в текстовый редактор, оформлялось должным образом, распечатывалось и относилось преподавателю. Да, гораздо сложнее, чем скачать курсовую из Сети.

Однако смысл в другом. И тогда студенты могли все это проделывать автоматически, не используя серые клетки. Проблема в человеке: если он стремится к знаниям, то он их получит. Если нет, то нет. Современные технологии избавляют людей от бессмысленного ритуала поиска по каталогу литературы, конспектирования и т.д. Для людей разумных это освобождает много времени для саморазвития. Для неразумных – для праздности. 

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ