Адреналин для меццо-сопрано

Как из оперной дивы Элизабет Эннарис прорывается душа Оксаны Корниевской

5 февр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3881 (17) от 5 февр. 2016

Она не напоминала о себе в родном Владивостоке уже более четырех лет. Но здесь ее знают многие, особенно те поклонники оперной музыки, которые еще помнят спектакли театра-студии «Классическая опера», некогда существовавшего в нашем городе. Оксана Корниевская, выпускница тогда еще института искусств, блистала в этом театре. Ее меццо-сопрано буквально потрясало слушателей… 

Потом Оксана уехала из Владивостока учиться в Центре оперного пения Галины Вишневской. Позже жила в других странах. И даже сменила имя, став Элизабет Эннарис (так оказалось легче пробиться на мировых сценах). Но в нашем городе все равно помнили, любили и до сих пор любят именно Оксану Корниевскую. И на концерт певицы, состоявшийся на днях в Приморской филармонии, пришли, чтобы снова услышать то самое меццо-сопрано. И чтобы увидеть, какой она стала, наша Оксана…

В России – особенный воздух

Да, она изменилась. Повзрослела, сменила имидж – стала яркой брюнеткой. Но голос остался все тем же – волшебным, чарующим. Потому и концерт, программу которого, по словам Оксаны, она составляла, ориентируясь на русскую музыку, прошел с огромным успехом. Певица исполнила редко звучащие частушки Варвары из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», романс Михаила Глинки «Ночной смотр» (он, к слову, практически не исполняется женщинами, чаще его поют мужчины-басы), романсы Изабеллы Юрьевой…

– Произведения из репертуара ярчайшей звезды русского романса я включила в программу потому, что мы с моей пианисткой Натальей Коршуновой весной прошлого года побывали на конкурсе имени Изабеллы Юрьевой в Таллине и стали там лауреатами, – объясняет Оксана Корниевская. – Вообще, мне казалось, что я вышла уже из того возраста, когда участвуют в конкурсах, что это прерогатива начинающих певцов. Но после Таллина поняла, что надо хотя бы раз в год ездить на такие смотры, чтобы получать дозу адреналина, держать себя в творческом тонусе и не начать почивать на лаврах.

– Вы официально сменили имя на Элизабет Эннарис, когда уехали жить в Южную Америку… Но сегодня вернулись к Оксане Корниевской?

– Да, скажем так, теперь я выступаю под этим брендом. Считайте, что это мой постоянный концертный псевдоним.

– Вы жили в разных странах, где вам было комфортнее всего?

– Сейчас – в России. И обратите внимание: сегодня многие люди, известные, популярные, возвращаются и остаются в России. Потому что воздух нашей страны – особенный… Раньше у меня были иллюзии, как у многих, мол, за границей лучше, там есть что-то такое, чего нет у нас. Поверьте, там все то же самое. Просто люди говорят на другом языке и у них другая культура, к которой нужно привыкнуть. И ты всегда будешь там чужим. Как бы хорошо ни выучил язык, как бы ни ассимилировался, ты все равно будешь чужим. Даже в самой благополучной стране. Я терпеть не могу поговорку «где родился, там и пригодился», но в ней, что ни говори, есть доля правды.

– А какие языки выучили вы?

– В первую очередь португальский бразильский. Тот язык, на котором говорят в Бразилии, – это уже совершенно особый вид португальского… Выучить пришлось и тот испанский, на котором говорят в Аргентине.

Владивосток, родной и незнакомый

– Когда вы увидели в иллюминаторе очертания Владивостока, какая мысль у вас появилась: домой или в гости?

– Ох, какой серьезный вопрос… Я больше четырех лет не была во Владивостоке, не видела вживую еще ни мостов, ни новых дорог. А по пути из аэропорта нас как раз провезли новым маршрутом. И я одновременно восхищалась новостройками – мне было приятно увидеть театр оперы и балета, увидеть, как изменился к лучшему Владивосток, каким он стал другим, почти незнакомым, – и испытывала радость от того, что узнавала родные, знакомые места, где я росла, жила. Потому-то четкого понимания, в гости или домой еду, у меня не было.

К тому же я действительно много езжу с концертами, меняю города и везде ощущаю себя комфортно. Да, я отчетливо понимаю, что наш дом – Земля, это именно так. Я ведь жила и в Южной Америке, и вот теперь в Москве. И для меня действительно мир одновременно большой и маленький…

– Это была ваша инициатива – приехать во Владивосток?

– Концерт получился усилиями Натальи Коршуновой. Она протянула эту нить – Владивосток – Москва…

– Я тоже родилась и выросла во Владивостоке, поддерживаю творческие контакты с земляками, – подтверждает Наталья. – Вот так и родилась идея устроить концерт Оксаны в родном городе, тем более что не так уж часто она сюда приезжает.

Как пробиться таланту с периферии

– Учеба в центре оперного пения Галины Вишневской для вас стала судьбоносной…

– Да, конечно. Встреча с Галиной Павловной Вишневской и Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем изменила мою жизнь. Если бы не они, я, возможно, никогда бы не уехала из Владивостока, это Галина Павловна настояла на том, что мне нужно переезжать в Москву. И тогда все изменилось.

– Как вам кажется, чтобы стать успешным сегодня, молодому певцу по-прежнему нужно уезжать в столицу?

– Видите ли… Наши федеральные телеканалы не уделяют внимания – совсем не уделяют! – культурной жизни провинции, не выводят на сцену таланты из отдаленных городов. Да, местные СМИ рассказывают о талантливых артистах Владивостока, но федеральные – нет. А центральные каналы показывают один и тот же набор. И речь не только об эстраде. В СССР представители Большого театра ездили по всей стране, слушали солистов и предлагали самым талантливым пройти конкурс молодых исполнителей в Большом. Сейчас ничего подобного нет. К сожалению. Человек должен сам искать деньги, ехать в столицу. Даже чтобы в той же «Большой опере» принять участие, необходимы деньги – ведь нужно месяц или больше жить в столице, понимаете?

– Вы поете в Большом театре…

– Да, но не в составе труппы, я там – приглашенная солистка. Сегодня в культуре России многое меняется, одни имена сменяют другие… Приглашали ли меня в театр оперы и балета во Владивостоке? Пока нет. Но быть постоянной солисткой я бы и не согласилась, вот приглашенной – да. У меня много выступлений по России, а страна у нас огромная. Жили бы мы в Швейцарии, я бы с восторгом выходила каждый день на сцену театра в одном городе, а на гастроли уезжала бы в провинцию – два часа в дороге от силы. Но в России такое невозможно: длительные перелеты, часовые пояса. А я весь прошлый год провела в сплошных концертах только по родной стране, за границу и не выезжала практически, ну если не считать Казахстана и Венгрии – это, скажем так, не та заграница. В России же у меня было более 200 концертов. Знаете, это был такой сумасшедший график, что уже не следишь, в каком ты городе, заботишься только о том, чтобы выйти на сцену и выступить достойно.

Воронка на воде

– Оксана, вы уже не первый раз приезжаете во Владивосток именно зимой…

– Да, так получается. И что самое интересное: уже много лет хочу сюда приехать летом, а вот поди ж ты… В 2004-м, кажется, году я приезжала все же в конце лета – начале сентября, пела на закрытии кинофестиваля, и мы тогда прекрасно провели время, ведь для Владивостока это золотая пора.

– Вас в нашем городе ждут друзья?

– Их осталось не так много, кто-то уехал, с кем-то просто развела судьба. Наверное, это естественно… Как-то давно мой преподаватель Валентина Рубан сказала, что жизнь – как воронка на воде: чем мы моложе, тем она шире, тем больше людей вокруг нас, а с возрастом воронка становится все уже и уже. И в итоге мы остаемся одни. Это философский, но совсем не грустный образ. Не грустный потому, что человек приходит в мир один и покидает его один.

– Как складывается ваша личная жизнь?

– Муж у меня все тот же, Георгий Эннарис. Сейчас он в Симферополе у своей мамы. Видимся мы не так часто, как хотелось бы, но, возможно, в этом и кроется секрет успешного брака. Моим дочкам, Алине и Илоне, 19 и 15 лет, младшему сыну 4,5 года. Алина учится в Москве, в университете управления, а Илона еще в школе. Она, кстати, входит в олимпийский резерв России по тяжелой атлетике. Да! Все так удивляются, когда я это говорю… Почему Илона увлеклась тяжелой атлетикой, понятия не имею. Может, дедушкины гены? Мой отец Александр Виссарионович был и оперным певцом, и штангой увлекался. Наверное, она в деда удалась. Будет за Россию-матушку на мировых аренах выступать…

– А в музыканты дочки не пошли… На сына вся надежда?

– Нет. В том смысле, что я не давила и не буду давить на детей. Каждый выбирает тот путь, который хочет. Кем будет сын, когда вырастет, он сам решит.

Хорошему голосу климат не помеха

– Сейчас от исполнителя все чаще требуют устраивать шоу на сцене…

– Да. Я принимаю участие во многих телепрограммах – «Музыка кино», «Хиты ХХ века», где надо и петь, и танцевать, и петь в микрофон. На самом деле я это не очень приветствую, особенно оперное пение в микрофон, но кто платит, тот и… Сегодня действительно сцене все больше требуются универсалы – певцы, которые умеют петь и арии, и песни, и в микрофон, и без…

– Сегодня многие исполнители взволнованы возможным принятием закона об организации концертов…

– Да, меня это тоже волнует. На мой взгляд (хотя я стараюсь и не лезть в политику), подобный закон усложнит жизнь исполнителей и сделает концертный бизнес более коррумпированным.

– Многие певцы, приезжая в наш город, жалуются на влажность, на тяжелый для голоса климат…

– Знаете поговорку про танцора, которому все время что-то мешает? Если есть голос, никакой климат не помеха. Мне, во всяком случае, не мешает ни влажность, ни что-либо еще. Наоборот. Во Владивостоке, как в морском городе, особая энергетика, особая сила. Ее дает море. Главное – почувствовать эту энергию, научиться восстанавливать ее в себе. Этой способностью, кстати, обладают многие дальневосточники, поверьте, я знаю, что говорю.

– Что вы обычно поете на бис?

– Романсы или итальянскую песню.

– А что звучит внутри вас, когда поет душа?

– «Только раз бывает в жизни встреча», «О соле мио» и «Черноглазая казачка». А если вспоминаю о родном городе, то в голове в первую очередь всплывает: «Владивосток, а знаешь, я еще приеду, дай мне срок»…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ