Живые игрушки – милые, но опасные
Содержание диких животных в домашних условиях чревато большими проблемами
«Мы в ответе за тех, кого приручили» – эти слова Антуана де Сент-Экзепюри вполне могут служить эпиграфом к «зверским» историям, случившимся в разное время во Владивостоке.
Жутко зол и трезвый…
Старожилы Эгершельда, наверное, помнят, как в феврале 1997 года по улице Посьетской, пугая прохожих, бегал ошалевший от холода и голода макак. То ли сбежал от хозяев, то ли выбросили. Когда обезьяну поймали и передали сотрудникам зоовыставки, которая работала в здании океанариума в Спортгавани, она была настолько плоха, что ее решили усыпить. По внешнему виду было понятно, что животное старое и приручить его уже невозможно.
И все-таки его выходили. Поправившись, примат по-своему «отблагодарил» спасителей. Поддавшись звериным инстинктам, макак набросился на обслуживающий персонал и жестоко искусал одного из рабочих. Мужчина попал в реанимацию, перенес шесть операций и в итоге получил инвалидность. А виновника этой драмы отправили на вечное поселение в одно из лесных хозяйств Приморья, к родственнику владельца зоовыставки.
Но макак и в ссылке не утихомирился. Однажды во время кормежки, воспользовавшись невнимательностью нового хозяина, макак укусил его за руку. Да так сильно, что прокусил мужику вену. И пока тот, забыв закрыть клетку, матерился от боли и бегал, пытаясь остановить кровь, обезьяна убежала в тайгу. Больше ее никто не видел. Скорее всего, зимой животное погибло.
…И по пьяни
И эта история не единична. Как утверждают сотрудники травмпункта на улице Давыдова, среди травм, наносимых человеку домашними животными, укусы прирученных зверей занимают не последнее место.
Бурый медвежий макак по кличке Герасим, прежде чем поселиться в вольере зоовыставки, долгое время жил на одном из судов ДВМП. Лохматый «морской волк» был полноправным членом экипажа, только что вахты не стоял. Зато не пропускал ни одного увеселительного мероприятия. На судне регулярно отмечали дни рождения и праздники. Он запросто мог на равных с моряками принять на грудь пару стаканов водки, закусить бананом или яблоком, после чего с наслаждением затянуться сигаретой. Захмелев, макак становился неуправляемым, и горе тому, кто попадался ему под горячую лапу. После таких развлечений корабельный лазарет был заполнен покусанными собутыльниками Герасима.
Нетрудно догадаться, чем бы закончилась его разгульная морская биография (обезьян от алкоголизма не лечат!), если бы не вмешательство капитана сухогруза. По его приказу примата сдали под присмотр сотрудников зоовыставки. Сухопутная жизнь, вполне сытая, пусть и в клетке, Герасиму понравилась. Он присмирел, стал тихим и ласковым. Лишь иногда остервенело тряс клетку и громко кричал, пугая соседей-сородичей. Наверное, тосковал по своим забавам на белом пароходе.
Дикое зверье – не твое
– Мой муж лет 15 назад работал в «Востокрыбхолодфлоте» и привез из-за границы маленькую хорошенькую обезьянку. Она прожила у нас три дня, потом мы ее отдали в цирк. За три дня она всех перекусала и перевернула все вверх дном. Это было неуправляемое животное, – вспоминает диспетчер Приморского общества защиты животных «Зооинформ» Ирина Недора.
По данным этой организации, сегодня во Владивостоке в частных владениях содержатся разнообразные приматы, хищники и бесчисленное количество заморских ящериц и змей. Чаще всего их привозят контрабандой из стран Юго-Восточной Азии, минуя санитарные инспекции.
– К нам в последнее время приходят граждане и спрашивают, где взять енотов, – рассказывает Ирина. – Люди насмотрелись рекламы с дикими животными и хотят, чтобы их питомцы вели себя так же, как на экране телевизора. Но такого никогда не будет! Дикие животные должны содержаться в естественных условиях. Люди берут зверей из природы, и большинство через два-три месяца в неволе погибает из-за неправильного ухода и кормления. Недавно к нам в офис парень с девушкой привезли серо-голубую норку. Они пробовали содержать ее в домашних условиях – не получилось. Хищница покусала хозяйку и погрызла дома все, до чего добралась, от одежды до компьютерных проводов.
Если бы любители экзотики понимали, что их милый пушистый зверек через какое-то время, как только наступит период полового созревания, превратится в злобное, агрессивное существо, они наверняка не стали бы совершать такое легкомысленное приобретение. Ну невозможно превратить макаку в послушного домашнего питомца! Вот и появляются в пригородных лесах «морозоустойчивые» обезьяны и другая «экзотика», сбежавшая от своих хозяев. Или безжалостно выброшенная за ненадобностью. Выводы делайте сами…
Автор: Сергей КОЖИН