А без з/к здесь ничего бы не стояло…
Секретный фарватер на Амуре создали талантливый инженер и армия политзаключенных
После выхода в свет публикации «Секретный фарватер» (cм. номер «В» за 13 января 2016 года) с ее автором связалась постоянная читательница «В». Как оказалось, она была знакома с героем статьи, прославленным дальневосточным инженером и гидрографом Иваном Соловьевым, и решила поделиться подробностями его удивительной биографии, которые нам были неизвестны.
Исполнение мечты
Жительнице Владивостока Светлане Николаевне довелось общаться и работать с инженером Соколовым в середине 1990-х годов.
– Ивану Александровичу тогда шел 90-й год! – вспоминает она. – Но, несмотря на возраст и просто сумасшедшую в смысле пережитых трудностей жизнь, Соловьев в те годы был еще бодр и деятелен.
Очень хорошо, что вы рассказали своим читателям историю прокладки глубинного фарватера по дну реки в нижней части Амура и в Амурском лимане для проводки по нему крейсеров «Калинин» и «Каганович». Об этой титанической работе Соловьев в свое время написал в монографии «Амуро-лиманский русловой процесс и водные пути». Мне же довелось помогать ему при издании книги «У ворот Татарского пролива».
По сути, это были его воспоминания о жизненном и производственном пути длиною в десятилетия. В этих заметках есть множество фактов, которые малоизвестны широкому кругу людей и, скорее всего, вашим читателям будут интересны.
Впервые во Владивосток Иван Соловьев попал летом 1936 года – приехал на преддипломную практику от Московского гидрометеорологического института. В скором поезде от столицы до Золотого Рога ехал 12 суток. Проезжая в Хабаровском крае по мосту через Амур, молодой еще парнишка поразился мощи главной дальневосточной реки. И пообещал сам себе поработать на Амуре. Как мы знаем, мечта его исполнилась.
Но трудовая биография Соловьева началась, как, впрочем, и закончилась, в Приморье. Первым заданием студента-практиканта была топографическая съемка долины реки Лянчихе, включая промеры русла у водомерного поста (именно в этом месте сейчас стоит плотина Богатинского водохранилища. – Прим. авт.).
Но гораздо больше времени у него заняли работы по исследованию реки Арсеньевки от устья до ее слияния с речкой Муравьинкой. Подробная топосъемка касалась участка речной долины длиной более пяти километров от села Анучино до села Семеновка. Если кто не знает, сейчас на месте Семеновки, на всем этом пространстве, находится город Арсеньев и авиастроительный завод «Прогресс». Вот видите, сколько успел сделать в наших краях московский студент еще до начала Великой Отечественной войны.
Плюс вся мощь ГУЛАГа
– Светлана Николаевна, а в той книге или в беседах с вами Иван Александрович рассказывал о секретном фарватере на Амуре что-нибудь такое, о чем не упоминается в публикации «В»?
– Вы совершенно обошли стороной тот факт, что все работы велись по линии
ГУЛАГа – Главного управления лагерей НКВД. Именно на ГУЛАГ еще в 1938 году возложили эту очень сложную задачу. Вероятно, обычным гражданским организациям было бы просто не под силу прорыть канал на дне быстрой и своенравной реки.
Иван Александрович в 1938 году получил назначение в гидротехнический отдел ГУЛАГа. Начинал рядовым инженером, но позднее сделал карьеру. Впрочем, больше никому бы и не удалось возглавить такие работы. Он был единственным вольнонаемным профильным специалистом и быстро завоевал авторитет среди заключенных и охранников. К тому же он не боялся никаких трудностей.
Практически весь производственный персонал состоял из заключенных, отбывавших сроки по разным статьям, но уголовных элементов там не было. Вначале сам инженер даже не представлял масштаба поставленной задачи и ее сложности. Лишь прибыв на место, осознал все это. И с юношеским максимализмом – мол, нам все по плечу! – принялся за дело. Работы затянулись на годы. Подобный проект и сейчас-то, при наличии современной техники и специалистов, было бы крайне сложно выполнить за такой же временной период. Но в те годы у советской власти не было невыполнимых задач…
Соловьев не боялся работать вместе с з/к – зеками, как тогда говорили. Для него главным был сам человек, его способности и профессионализм, отдача в работе. Охраны в экспедициях не было, да и куда бежать, если на сотни километров тайга и болота. Бытовых условий, конечно, тоже не было. Комары и мошка летом, морозы и стылые ветры зимой. Временное жилье строили себе сами, в снег и морозы использовались фанерные домики на полозьях. Главными средствами передвижения были лошади, а также оленьи и собачьи упряжки. Работать на воде или на льду приходилось в любую погоду весь световой день.
А самым сложным оказалось отсутствие… солнцезащитных очков. Когда людям впервые пришлось поработать среди снега и льда, они получили ожоги глаз и временно ослепли, как если бы нахватались «зайчиков» при газосварке. Потом искали бутылки из темного стека, разбивали их и из осколков мастерили себе подобие очков…
И, наверное, стоит отметить постоянное присутствие опасности. И в полыньи в 40-градусные морозы проваливались, и под лед людей течением уносило, и без пропитания оставались, и медведи с волками на стоянки заходили. Главным спасением была взаимовыручка, когда сами гибли, но товарищей выручали, последним куском хлеба и рубахой делились друг с другом. Время такое было. Поэтому и выполняли невыполнимое. Иван Соловьев был одним из тех людей, которые своим (простите за пафос, но это чистая правда) самоотверженным трудом поднимал величие нашей Родины.
Всегда на передовой
– А вы, случаем, не знаете, приходилось ли Соловьеву заниматься изыскательскими работами в связи со строительством моста или тоннеля на Сахалин?
– Про это не знаю. Но после войны Иван Александрович изучал возможность строительства сахалинского канала – водного прохода для кораблей и подводных лодок, крупных грузовых судов между Охотским и Японским морями, минуя мелководные Амурский лиман и северную часть Татарского пролива. Изыскания велись несколько лет, рассматривались различные варианты и возможности. Однако правительство СССР отказалось от этого проекта из-за его дороговизны. Средства были нужны для возобновления строительства Байкало-Амурской магистрали, для строительства железной дороги от Тынды через Якутск и Магадан до Камчатки, а также для возведения железнодорожного участка между Комсомольском-на-Амуре и Николаевском (большинство этих планов не реализовано до сих пор. – Прим. авт.). Но к этому времени Соловьева, как высокопрофессионального специалиста, уже перевели на работу в Приморье. Здесь были свои проекты, связанные с оборонным комплексом и народным хозяйством страны. И только он мог с ними справиться.
Автор: Николай КУТЕНКИХ