В центре циклона. И внимания инвесторов

Глава Владивостока Игорь Пушкарев провел традиционный прямой эфир на радио «Лемма»

3 февр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3879 (15) от 3 февр. 2016

В тематической повестке самые актуальные события уходящего месяца: мощный снегопад и его обязательные производные – очистка территорий, дорог, проездов, организация крещенских купаний в чрезвычайно сложной обстановке. Также в повестке ситуация с детсадами и переселением граждан из ветхого и аварийного жилья, работа общественного транспорта и – по касательной – повышение платы за проезд. В общем, январь в приморской столице был насыщен событиями.

Общение с радиослушателями началось на праздничной ноте. Была затронута тема прошедших новогодних и рождественских торжеств. Получилось ли у города провести Новый год по-домашнему? 

– В праздновании Нового года нам удалось сделать все, что было запланировано, – отметил Игорь Пушкарев. – Несколько дней подряд на центральной площади проводилось лазерное шоу, которое городу подарила компания «Аэрофлот». Традиционно 31 декабря была организована праздничная программа. В 22 часа начался салют. А в полночь на площади мы впервые провели трансляцию новогоднего поздравления президента Российской Федерации Владимира Путина.

Праздничные мероприятия продолжались и в первой декаде января. Помимо канонических народных гуляний в центре было организовано ледовое шоу на стадионе «Строитель».

Более того, на территории Владивостока действуют более 70 муниципальных катков и хоккейных коробок. Они регулярно заливаются. В темное время суток включается освещение. Катки не пустуют. На них же, в частности, проводится турнир по дворовому хоккею на кубок главы города. Соревнования традиционные, ежегодные. Число участников растет. Ледовые баталии собирают своих зрителей. Народ не проходит мимо, болеет за любимые команды.

– 14 февраля планируем завершить турнир и поощрить победителей, – рассказал глава Владивостока. – Хоккеисты получат гордое звание чемпионов города. Но не это главное. Наша задача – массовый спорт. В нашем турнире, по сути, проигравших нет. Люди получают положительные эмоции, ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом. Именно это важно.

Дороги и снег

Погода, которая в январские праздники, похоже, тоже взяла передышку, дала себя знать уже в начале второй рабочей недели. Обильный снегопад с метелью обрушился на город 18 и 19 января. Чуть более чем за сутки во Владивостоке выпало полторы месячных нормы осадков.

– Надо отметить, что это не самый сильный снегопад, который переживал город, – сказал Игорь Пушкарев. – Однако из-за мощного ветра наметы и сугробы местами достигали в высоту двух и более метров. Машины, по крышу занесенные снегом, – это уже редкое явление для нашего города. Тем не менее все городские службы, социальные объекты, системы жизнеобеспечения, тепло- и электроснабжения работали. Общественный транспорт вышел на маршруты. Из 700 автобусов на линию выехало около 600. 18 и 19 января было отменено паромное сообщение с островом Попова. Это решение было принято в связи со штормовым ветром, вызванным обширным снежным циклоном, в целях безопасности прибрежных морских пассажирских перевозок.

На трассах ожидаемо образовались длинные пробки. Можно было заметить, что их пик пришелся не на дни метели, когда автовладельцы решили воспользоваться общественным транспортом, а уже после нее. На дороги выехали все. Из-за снежного вала водители стали парковаться уже не на крайней, а на второй полосе. Это приводило к затруднению движения в условиях и так достаточно узких трасс.

– Если в 1970-х годах машин во Владивостоке было 35 тысяч, то теперь их свыше 400 тысяч, – отметил глава приморской столицы. – Стали ли Океанский проспект, улицы Алеутская, Станюковича и прочие шире? Нет. Инфраструктура остается прежней, улицы не раздвинуть. Спасение, во-первых, в корректном и вежливом отношении друг к другу. Например, не бросать машины на полосе. Особенно если видно, что они мешают движению. Во-вторых, администрация Владивостока одной из первоочередных задач ставит обеспечение проезжаемости общественного транспорта. Я очень благодарен автомобилистам, которые в первый день снегопада пересели на автобусы. Это позволило нам оперативно расчистить основные магистрали.

Очистка автодорог и межквартальных проездов ведется в круглосуточном режиме. Как правило, днем техника трудится на периферии, в отдаленных районах, где дорожная ситуация спокойнее, где нет припаркованных автомобилей. По ночам, наоборот, идет на центральные трассы.

– Если мы днем начнем вывозить снег с Партизанского проспекта, то остановим весь город, – привел пример Игорь Пушкарев. – Да и эффективность работы техники будет невысокой. Сколько рейсов сделает грузовик в пробках? В разы меньше, чем ночью.

Тем не менее во время снегопада движение было перекрыто только по одной дороге: Де-Фриз – Седанка – Патрокл. Снег там нарастал быстрее, чем его убирали: пройдет грейдер, очистит все, и уже через 40 минут намет такой, что невозможно проехать. И виной тому даже не снегопад, а ветер, сносивший снежный покров с ближайших сопок на дорогу.

– В таких условиях открытие движения по трассе привело бы к тому, что водители вставали бы на ней в многокилометровую пробку без возможности развернуться и съехать. А если в баке закончится горючее, если поломка? Спасательная техника просто не смогла бы подъехать.

Дело техники

Городской снегоуборочный автопарк составляет 150 единиц техники. При этом по нормативам необходимо наличие 550 единиц техники. Резонный вопрос: что мешает ее докупить?

– Семь лет назад во Владивостоке было всего 30 единиц снегоуборочной техники. И те – в аренде у коммерческих организаций, – подчеркнул глава Владивостока. – Город платил за то, чтобы его же техника на него же и работала. Сейчас создано муниципальное предприятие МУПВ «Дороги Владивостока». И объем городского автопарка увеличился в пять раз. Но нам необходимо почти в четыре раза больше. Однако мы стараемся, чтобы в каждом направлении был заметен прогресс. Можно нанять огромную армию дворников и купить технику, которая будет полностью задействована два-три раза в год, чтобы выйти и моментально убрать последствия стихии. Остальные же месяцы она будет простаивать, просить ухода, ремонта, техподдержки. А это сразу зачеркивает несколько детских садов, стадионов, дорог. Бюджет Владивостока ограничен. В то же время, когда приходят обильные снегопады, когда объем осадков превышает норматив по месяцу, у нас есть возможность объявить режим чрезвычайной ситуации и нанять дополнительные силы: самосвалы для вывоза снега, погрузчики и прочее. Что мы и делаем. И это, я считаю, рационально в наших экономических условиях. Коммунальщики максимально использовали технику и рабочую силу. Жизнь города не остановилась ни 18, ни 19 января.

Почему работали школы?

В ходе прямой линии Игорь Пушкарев отвечал на вопросы жителей Владивостока. Михаил, один из дозвонившихся, поинтересовался, почему в дни снегопада не были отменены занятия в школах.

– Когда неблагоприятный прогноз начал сбываться и поступили телефонограммы сократить рабочий день, мы это сделали. Но школы мы не закрыли, – отметил глава Владивостока. – Они работали в две смены. Ведь не все родители могли оставить ребенка дома. А кто-то его уже отвел. По состоянию на 8 часов утра 18 января в городе выпало всего три миллиметра осадков. Поэтому мы решили так: школы будут работать, но если вы предупредили классного руководителя, что ваш ребенок не придет, то это не будет считаться прогулом. Таким образом, родители сами принимали решение – вести детей на учебу или нет. Те, кто не смог оставить ребенка дома, могли быть уверены, что в школе за ним присмотрят, что он будет накормлен, в тепле, комфорте и безопасности. Это же касалось и детских садов.

Общая задача

Как показали себя в снегопад управляющие компании? Ведь в зоне их ответственности – придомовые территории.

– Конечно, жалобы поступали, – отметил глава Владивостока. – Не все УК своевременно и качественно исполняли свои обязанности. В одном дворе все сделано и расчищено, в другом – заснежено и заледенело. Отмечу, что работа управляющей организации во многом зависит от активности самих жильцов. Если вас не устраивает работа УК, то проведите общее собрание, спрашивайте с нее. Нет результата – меняйте. Сотрудники управления содержания жилищного фонда администрации Владивостока всегда готовы проконсультировать собственников, подсказать, как оформить протокол и решение общего собрания, чтобы никто не смог это решение затем оспорить, чтобы в доме наконец-то появились настоящий хозяин и порядок. На мой взгляд, сейчас обслуживающие жилфонд организации понимают, к чему приводит бездействие и равнодушие к законным требованиям собственников. Они становятся более ответственными. Тем более что сейчас на профильном рынке успешно функционирует муниципальная управляющая компания, которая, как и в случае с муниципальным общественным транспортом, стала примером в отрасли и, соответственно, стимулом к развитию для своих коллег.

Не с лучшей стороны проявили себя предприятия торговли, которые слегка замешкались в уборке подведомственной территории. Об этом говорит большое количество жалоб в административную комиссию. Однако если сравнить с прошлыми годами, то тенденция в целом положительная.

– На точках выгрузки снега часто можно заметить небольшие частные грузовики, даже фургоны. Приезжают машины от магазинов, частных сетей. Бизнес стал более ответственным. Штрафы и контроль возросли. Ведется работа в административных комиссиях: выносятся предупреждения, составляются протоколы.

Из метели – в купель

В непростых погодных условиях состоялись и традиционные крещенские купания. Купель была прорублена на льду набережной Спортивной гавани. Благодаря слаженной работе всех профильных служб разгул стихии не повлек каких-либо серьезных последствий.

– Отменить купания мы не могли. Хотя бы по той причине, что люди бы в любом случае пришли к купели. И уж лучше этот процесс контролировать, – заметил Игорь Пушкарев. – И епархия, и администрация просили горожан по возможности воздержаться от купаний в крещенскую ночь. Сам по себе обряд можно провести и дома, и на следующий день. Православная церковь давала довольно подробные разъяснения. Тем не менее мы серьезно подготовились, на месте дежурили сотрудники МЧС, представители здравоохранения. На набережной стояли специальные автобусы с прогретыми салонами, в которых граждане могли уберечься от холода и ветра. Более тысячи человек окунулись в прорубь. Народ подходил в течение всей ночи. Слава богу, все прошло хорошо, без чрезвычайных ситуаций. Надеюсь, никто после омовения не простыл.

Вторая жизнь новогодней елки

Елочные базары во Владивостоке стали предновогодней приметой. А приметой того, что праздники закончились, являются отслужившие свой недолгий век хвойные деревца, выброшенные у мусорных контейнеров и мусоропроводов. Однако старые елки еще могут послужить горожанам.

– Задача администрации, во-первых, организовать правильно елочные базары, чтобы каждый желающий мог приобрести себе елку, – рассказал Игорь Пушкарев. – Во-вторых, чтобы потом это все было чисто и с пользой утилизировано. Уже который год на Спецзаводе №1 работает специальное оборудование для утилизации деревьев. Дробятся не только новогодние елки, но и спиленные по санитарным требованиям деревья. Все они затем превращаются в тепло, которое подается в дома жителей Владивостока.

Рублевое повышение

Одна из самых резонансных тем месяца – повышение цены за проезд на автобусах. Плату округлили до 20 рублей. Новый тариф начал действовать с 22 января.

– Тарифы на перевозки в общественном транспорте Владивостока устанавливаются управлением департамента по тарифам Приморского края, – отметил глава города. – Они пересматриваются раз в год. В 2016-м установлена плата в 20 рублей для автобусов, 13 рублей – для трамваев и троллейбусов и 11 рублей – для фуникулера. Это тарифы, по которым транспорт будет работать целый год. Изменять их в ближайшие 12 месяцев не будут. Повышение происходит по многим причинам. Надо платить водителям, обновлять технику, ремонтировать. Растут цены на горючее и запчасти. Практически весь общественный автопарк импортный. Ценообразование здесь зависит, в частности, от курса рубля по отношению к доллару. Тем не менее наш тариф один из самых низких на Дальнем Востоке.

Администрация Владивостока реализует планы по развитию общественного транспорта.

– Проезд в автобусах должен быть комфортным для граждан и понятным для бухгалтерии. Эти вещи взаимосвязаны, – подчеркнул Игорь Пушкарев. – Все собираемые деньги должны идти в кассу предприятий-перевозчиков. Для этого мы планируем установить современные терминалы оплаты – так называемые кеш-боксы. Устройства позволяют производить не только безналичную оплату по карточкам, но и наличными. В том числе принимать купюры, металлические деньги. Таким образом, водители отстранены от наличных денег и не злоупотребляют.

Муниципальный перевозчик уже провел практические испытания терминала. Задача стояла непростая. Терминал должен распознавать все виды монет и купюр, имеющихся в обороте. Только рублевой монеты существует несколько видов. Они различаются по размеру и весу. Тестирование оказалось успешным. В планах администрации ввести кеш-боксы в массовую эксплуатацию уже весной. Ориентировочно в апреле. Первопроходцем выступит муниципальный транспорт. Помимо наличной оплаты терминалы предоставляют возможность оплаты и по карточкам, и даже по телефону.

– Я думаю, что это позволит серьезно повысить официальную собираемость денег в кассу, – подчеркнул мэр. – Более того, это даст огромный объем информации, необходимой для развития профильной сферы. Мы будем знать, какое количество человек едет на каждом маршруте ежедневно и ежемесячно. Какие автобусы лучше использовать, чтобы не отправлять большие машины по непопулярным маршрутам, и наоборот. Какие потоки пассажиров наблюдаются в выходные дни, в летний и зимний периоды. А дальше уже у нас появится возможность ввести единый проездной билет, как в Москве. Сейчас это сделать технологически невозможно.

У нас около 20 коммерческих перевозчиков. Как распределить между ними собираемые средства, если не ведется персональный учет? Все эти нововведения в итоге повысят комфортность и безопасность общественного транспорта. Чем больше средств будет собираться в кассу предприятий, тем больше будет расходоваться на ремонт, обновление машин, на повышение зарплат работникам. В частности, это серьезная мера по сдерживанию роста тарифа.

Кстати, общественный транспорт ждет не только установка современных терминалов оплаты.

– Вместе с кеш-боксами мы собираемся оборудовать автобусы камерами видеонаблюдения, – рассказал глава приморской столицы. – Две камеры будут располагаться внутри: одна направлена на салон, другая – на водителя, чтобы смотреть, как он себя ведет, не грубит ли пассажирам, не нарушает ли правила. И еще две камеры – спереди и сзади автобуса. По типу видеорегистраторов – для безопасности движения. В режиме онлайн картинка будет передаваться на специальный сервер. Таким образом, в режиме прямого включения можно будет наблюдать обстановку на дорогах. Более того, есть программы по распознаванию лиц. Это неприятная новость для тех, кто находится в уголовном розыске. И хорошая для тех, кто ищет пропавших родственников.

ВКАД привлекает инвесторов

Первый месяц 2016 года показал активность приморской столицы на экономической арене. Владивосток посетили представители итальянской компании «Салини Импреджило». Это одна из крупнейших компаний Европы, имеющая столетнюю историю. Она строит объекты в 54 странах мира. Целью визита стал проект Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД).

– Сегодня итальянская компания ищет выгодные проекты для инвестирования, – рассказал Игорь Пушкарев. – Проект ВКАД как раз нацелен на привлечение инвестора, готового вложить свои средства и получать прибыль в рамках концессионного соглашения. Бюджет Владивостока проект не осилит. Отмечу, что визит представителей компании был не ознакомительный, а именно рабочий. Изначально мы прибегли к услугам международной компании «Эрнст и Янг», просчитавшей финансово-экономическую модель ВКАД. Именно после консультаций с «Эрнст и Янг» господин Андреа Трулли (директор филиала компании в России. – Прим. авт.) заинтересовался проектом. Мы подготовили и передали ему всю необходимую документацию. Сейчас специалисты итальянской компании ее изучают, чтобы принять решение. Факт того, что европейская компания, имеющая столетнюю историю, заинтересована Владивостоком и рассматривает возможность длинных инвестиций, уже говорит о многом. Мне кажется, это верный пример того, что экономические трудности, с которыми мы столкнулись, пройдут. А потенциал у нас огромен.

Отметим, что проект ВКАД уже вызвал интерес у китайских и южнокорейских инвесторов.

– Кто предложит лучшие условия, с тем и начнем работать, – подчеркнул мэр.

Детсады: рубеж пройден

Важная новость: Владивосток обеспечил местами в детских садах всех детей, достигших трех лет. Причем почти за полтора года до назначенного указом президента срока.

– Главный рубеж пройден, – отметил Игорь Пушкарев. – Теперь нам нужно обеспечить путевками в детсад детей с полутора лет. Для этого мы начали открывать новые ясельные группы. Также сейчас, когда стадия массового строительства завершена, мы планируем направить активность на ремонт и реконструкцию старых детсадов.

Отметим, что за последние годы по программе Игоря Пушкарева сданы в строй 23 детских сада с общим количеством мест 3325. Дошкольные учреждения были построены с нуля либо же здания возвращены в муниципальную собственность и реконструированы. Так, детские сады появились на улицах Вилкова, Сахалинской, Некрасовской, Узбекской, Нейбута, Русской, Пихтовой, Магнитогорской, на Маковского, Ковальчука, Валентины Терешковой, Снеговой Пади и многих других.

Еще более 5,5 тысячи мест было дополнительно создано в действующих учреждениях дошкольного образования, что равносильно открытию еще 36 типовых детсадов.

В настоящее время ведется строительство детского сада на 300 мест на улице Интернациональной. В планах администрации также выкупить коммерческий детсад в густонаселенном Фрунзенском районе.

В новый год – с новой жилплощадью

Сразу после эфира Игоря Пушкарева ожидало торжественное открытие нового дома на 42 квартиры для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Он расположен в поселке Трудовое (входит в границы Владивостокского городского округа. – Прим. авт.) на улице Карла Маркса, 39. Квадратные метры предоставляются жильцам бесплатно.

– Профильная программа реализуется во Владивостоке второй год, и этот дом уже пятый по счету для данной категории жителей, – рассказал глава приморской столицы. – Жилое здание находится в прекрасном районе. Рядом школа, детский сад, остановка транспорта. Отмечу, что во Владивостоке с советского времени люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не получали квартиры бесплатно.

Сейчас в поселке Трудовое продолжается строительство еще одного дома для переселенцев на 43 квартиры. Его планируем сдать в этом году. 

  

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ