Владивосток приобретает масштаб
Город развивается как центр международных коммуникаций самых различных направлений
Облик столицы Приморья в последние годы меняется на глазах. Конечно, сам город, ритм его жизни существенно изменился после саммита АТЭС-2015: мосты, новые дороги и развязки, университет… Но и помимо этого, в городе появляются новые здания и целые микрорайоны, осваиваются новые территории, причем невооруженным глазом видно: в застройку приходит современная мода и стиль. При этом городская архитектура – традиционно одна из самых дискуссионных и обсуждаемых тем: по поводу новых объектов жители города порой спорят яростно и бескомпромиссно!
О том, как сегодня формируется архитектурный облик краевого центра, какие изменения его ждут, а также о работе одного из общественных экспертных советов – градостроительного, который действует при администрации Владивостока, корреспонденту «В» рассказал советник главы города Анатолий Мельник.
– Анатолий Иванович, вы являетесь председателем градостроительного совета, расскажите немного о его работе. Какие функции он несет, какую роль играет в формировании архитектурного облика краевой столицы?
– Градостроительный совет нынешнего состава начал работать с 2008 года с началом работы новой администрации города. Глава Владивостока Игорь Пушкарев выступил с инициативой создать экспертный совет, который обсуждал бы новые проекты застройки, формировал основные ее принципы и подходы. В состав совета вошли действительно авторитетные эксперты, ведущие архитекторы, мэтры – люди, за плечами которых десятки реализованных проектов зданий, многие из которых стали украшением Владивостока, а также научная, преподавательская работа.
Совет занимается профессиональным рассмотрением предлагаемых к строительству новых объектов, в целом вопросами градостроительства и архитектуры. На заседаниях совета практически всегда идут острые дискуссии. Иногда приходим к какому-то консолидированному мнению, иногда нет. Но это нормально, потому как в вопросах застройки города могут сталкиваться не только традиции или научные школы, но и попросту мнения, разные подходы и точки зрения.
– Решения градсовета не являются обязательными, но к ним прислушиваются практически все застройщики и проектировщики. Почему?
– Ну, я бы так сказал: дай бог, чтобы прислушивались! А самое главное, чтобы и заказчики, вкладывающие свои средства в строительство, и проектировщики ответственно относились к своим проектам, ведь облик города формируется на века.
И скажу с искренним удовлетворением: мнение экспертов градостроительного совета действительно авторитетно. Обсуждения, критические замечания и дельные профессиональные советы важны для проектировщиков, которые представляют свои работы, и нередко они используют их для того, чтобы улучшить свой проект. Многие застройщики также ценят мнение опытных архитекторов, нередко корректируют свои проектные предложения, а иногда и основательно их меняют. Убежден: дело здесь именно в авторитетности экспертов, в том, что их слово по-настоящему убедительно и весомо.
– Можете привести примеры?
– В свое время эксперты единодушно негативно оценили строительство 22-этажного жилого дома на ул. Светланской в районе пожарной части №9 и остановки «Авангард». Историческая часть города, где в основном застройка средней этажности – и вдруг такой огромный неуместный проект многоэтажного жилого дома со входом с тротуара улицы Светланской. В результате строительство 100-квартирного жилого дома для служащих МЧС решили перенести на улицу Карбышева.
На соседнем участке также предполагалось строительство 18-этажного жилого дома. По решению суда было выдано разрешение на строительство. По поводу этого проекта работа с застройщиком была очень трудной. Он прислушался к мнению экспертов и внес существенные корректировки в свой проект, поменяв его назначение и приведя этажность в соответствие со сложившейся архитектурной средой.
Однако нужно понимать, что далеко не всегда все зависит от мнения градостроительного совета, даже очень правильного и обоснованного. Совет – это совещательный орган, при этом решающими факторами при выдаче разрешения на строительство все-таки являются требования Градостроительного кодекса других федеральных законов, Генплана Владивостока и Правил землепользования и застройки. Поэтому бывает и так: проект активно критикует большинство архитекторов, но здание соответствует всем законам и нормам. И значит, инвестор может его построить. Вопреки каким бы то ни было мнениям.
– И тогда в городе появляются такие здания, как «Хаятт» на Корабельной набережной?
– К великому сожалению, при резком и единодушном отрицательном мнении градостроительного совета этот объект все-таки появился. Подчеркну: против были все эксперты. Наше мнение поддержал Союз архитекторов России, президент Академии архитектуры и строительных наук РФ. Ну неправильно ставить такое здание между городом и акваторией! Кроме того, объект «запирает» перспективу набережной и Светланского переулка. Мы даже предлагали подыскать другой участок для гостиницы. Но до саммита оставалось мало времени, сыграли роль, видимо, и какие-то другие причины. Словом, в городе появилось здание, за которое, наверное, его заказчикам должно быть стыдно перед потомками…
– Вообще, градостроительство, пожалуй, как никакая другая сфера, вызывает множество очень экспрессивных мнений не только со стороны архитекторов, но и со стороны жителей города. Можно вспомнить, какие дебаты велись по поводу появления в нашем городе жилого комплекса «Орлиное гнездо–2»…
– Да, это правда. Интересно то, что большинство профессионалов-архитекторов вполне позитивно оценило этот проект и вообще высотную застройку сопок – именно в стиле единичных высоток. Группа архитекторов во главе с Александром Кареповым подготовила проект
планировки территории Орлиной сопки, где, помимо всего прочего, предложила установить на вершине высокое здание-башню с какими-либо общественными функциями. Тогда специалисты согласились с выдвинутым тезисом: мосты изменили масштаб города в сторону его увеличения, поэтому высотные силуэтные здания могут быть вполне уместны, своевременны и желательны для нашего города, для формирования его панорам.
Что касается «Орлиного гнезда», застройщики благоустроят территорию вокруг здания, сделают нормальные дороги, создав еще одну достойную современную городскую зону.
Много различных мнений вызвал в свое время проект «Седанка-сити», но (с некоторыми изменениями и отклонениями от представленного на градсовет проекта) комплекс все-таки был построен.
Кстати, напомню историю, которая давно стала хрестоматийной: строительство Эйфелевой башни в Париже в свое время вызвало просто бурю протестов. Как ее только не обзывали! И требовали снести вплоть до 30-х годов XX века. Но вскоре она стала самым узнаваемым архитектурным символом города. И любимицей самих парижан.
Так что со временем оценки меняются. Безусловно, и во Владивостоке есть места, где, скажем, не должно быть домов повышенной этажности, в других местах этажность, наоборот, надо увеличивать. Либо соблюдать какие-то другие требования и ограничения. Но город должен развиваться, чтобы оставаться живым.
Развиваемся по собственному сценарию
– Можете ли коротко охарактеризовать современную градостроительную политику Владивостока? По какому пути мы развиваемся? Берем ли курс на определенный тип застройки – европейский или американский, например?
– Сейчас перед нами стоит задача взглянуть на Владивосток как на центр международных коммуникаций самых различных направлений. Какого-то определенного курса на европейский или азиатский тип развития нет. Владивосток – европейский город, расположенный в Азии, и формируется он в соответствии с нашим законодательством и потребностями общества.
Скажем, сейчас большая нужда в жилье, причем в большей степени экономкласса, поэтому если еще недавно застройщики вкладывались в торговые центры, то сейчас – в многоквартирные дома. Причем здания строят, как правило, повышенной этажности, но не более 25 этажей: в противном случае к сооружениям предъявляются повышенные требования (в том числе противопожарные, большее количество лифтов и т.д.), что налагает дополнительные сложности и расходы.
Город меняется, и этот процесс не остановить. Жилье становится качественно другим, совершенствуется внешний облик зданий. Зачастую заказчики представляют нам проекты объектов, фасад которых выполнен из стекла. В этом нет ничего плохого: многоэтажные сооружения не могут выглядеть как трех– четырехэтажные, построенные в другие времена.
Нередко таким сооружениям не место в историческом центре. Но это не значит, что центр нельзя застраивать. Просто подходить нужно с умом. Нам известен опыт зарубежных стран, которые активно и вполне успешно внедряют в историческую среду здания, выполненные в современном стиле.
Владивосток имеет сложный рельеф, уникальность которого необходимо сохранить. Признавая, что типовое домостроение позволило в значительной степени решить в свое время проблему обеспечения людей жильем, мы не можем не отметить, что многосекционные протяженные жилые дома, прежде всего 83-й серии, снивелировали силуэт сопок. Проекты были созданы в центральных проектных институтах и не учитывали природно-климатические особенности расположения города, прежде всего его рельеф.
Сегодня такие протяженные, опоясывающие сопки дома почти не строят, а стараются запроектировать объекты таким образом, чтобы они занимали минимальную площадь участка, вытягиваясь вверх. При такой застройке должна сохраняться возможность восприятия рельефа города. Хорошо и то, что архитекторы все чаще предусматривают в проектах стилобатную часть, в которой размещают многоуровневые парковки, общественные заведения, спортивные комплексы, детские сады.
– Где, на ваш взгляд, можно было бы разместить в перспективе деловой центр города: оставить в исторической части, перенести в район Первой (или Второй) Речки либо куда-то еще?
– Нет простых ответов на такой сложный вопрос. Ответ на него может быть получен только в результате большой работы по разработке нового Генерального плана города в составе агломерации, с учетом новых реалий, в первую очередь касающихся реализации закона «О свободном порте Владивосток».
Есть практика, когда деловой центр совпадает с историческим. Например, даунтаун в Сан-Франциско. Не могу назвать это удачным сочетанием. Я там был и видел, как в конце рабочего дня здесь гаснут окна, район становится темным и пустынным, люди разъезжаются по домам либо туда, где кипит жизнь, есть кафе, кинотеатры и другие подобные заведения. Считаю, что исторический центр – это сердце города, оно должно биться постоянно. Лучше всего, когда функции в нем совмещены, когда здесь есть офисы, общественные заведения, учреждения культуры, музеи и торговые центры, гостиницы, кафе и рестораны.
Во Владивостоке деловые зоны могут быть рассредоточены. Например, частично деловая зона может размещаться на острове Русском. Здесь, на полуострове Саперном, есть, к примеру, проект создания крупного современного выставочного комплекса ВЛАДЭКСПО, в составе которого может возникнуть многопрофильная деловая зона.
Очевидно, что частично деловая зона по-прежнему останется в центре города. Причем здесь тоже грядут какие-то изменения. Известно, что ДВФУ выставляет на продажу здания, в которых размещались учебные корпуса. Как они могут быть использованы, пока большой вопрос. С одной стороны, большинство расположено в центре города, что составляет огромную ценность для деловой сферы. С другой – многие из них не обеспечены парковочными местами, а из-за внутренней планировки они не несут какого-то коммерческого смысла. Очевидно, что все они в любом случае должны как-то вписаться в деловой центр. Многие из этих зданий являются архитектурными памятниками и требуют особого внимания и подхода.
Район Первой Речки также вряд ли подходит для полноценного создания и расширения делового центра, поскольку здесь огромную территорию занимает нефтебаза. Были проекты, которые предполагали перенос нефтебазы на другую территорию, но в реальности осуществить это очень проблематично.
Сейчас свободных территорий, в которые можно ткнуть пальцем и сказать, что здесь должна быть деловая застройка, нет. В перспективе такие зоны можно было бы предложить в рамках создания концепции нового Генерального плана. Но, по мнению многих экспертов, деловой центр необходимо выносить в северном направлении.
– Участок возле Некрасовского путепровода так и остался пустырем, хотя рассматривались, по крайней мере, два грандиозных проекта на этом месте. Член градсовета Валентин Аникеев предложил эту зону оставить в покое – для будущих поколений. Есть ли новые предложения и что, на ваш взгляд, здесь могло бы быть?
– Да, этот участок является давним предметом рассмотрений и споров. Одно время здесь хотели построить стадион на 15 тысяч человек, но мы пришли к единодушному мнению, что спортивный объект такой вместимости здесь не поместится. Примером является СК «Фетисов-арена»: несмотря на то что это объект почти втрое меньшей вместимости и расположен за городом, в моменты проведения мероприятий возникает транспортный коллапс, парковочных мест посетителям не хватает. Можно представить, какая ситуация возникнет на транспортных артериях города, если большой спорткомплекс разместить в одной из его оживленных частей. Может быть, там стоит расположить какие-то элементы делового центра. Но в общем я соглашусь с моим коллегой: пусть наши потомки решают, как использовать этот участок.
– Какие градостроительные решения лучших городов мира вам хотелось бы применить для Владивостока?
– Многие мегаполисы развиваются очень интересно, их опыт необходимо обязательно учитывать! Но, конечно, выбирая те города, которые хоть немного похожи на наш. Это касается географических, природно-климатических условий, расположения на морском побережье, сложного рельефа. Неизбежно придется также учитывать экономику, наши возможности и реальность. Скажем, очень хотелось бы перенять опыт создания искусственных территорий, который есть в Даляне или Пусане. Опыт решения транспортных проблем, который есть в городах Японии. Словом, мир дает богатейший материал для подражания. При всем том, что стоит сохранять свою самобытность.
– Каким вы видите Владивосток будущего?
– Мне и самому хотелось бы посмотреть на этот город! Владивосток обязательно и в плане архитектуры, и в плане всего развития должен быть достойным такого редкостного места, такого географического, природного и геополитического положения, которым он наделен волею судьбы.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА





