В ожидании большого газа
Котельные Владивостока переводят на использование дешевого и экологичного топлива
Когда-то давно, 95 лет назад, в России был объявлен план ГОЭЛРО – план электрификации всей страны. Прошел почти век, и на повестке дня уже другая всероссийская задача – повсеместная газификация.
МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей», созданное, что весьма символично, в год празднования 50-летия плана ГОЭЛРО и уже 45 лет безостановочно воплощающее его в жизнь, готовит сегодня котельные и прочую городскую инфраструктуру к приходу голубого топлива. Справляться с задачами подобного масштаба ВПЭС не впервой.
По сути, большой газ, то есть трубопроводный, в приморскую столицу еще не пришел. Можно сказать, что он пересек границу города одним пальцем. Сейчас на таком газе работает только ТЭЦ-1. На остальных предприятиях пока используется баллонный, то есть сжиженный, газ.
– Когда к газораспределительным установкам Владивостока подведут трубопровод и запустят в него газ, это станет глотком свежего воздуха для энергетики приморской столицы, – объясняет Андрей Баданов, заместитель начальника ПТО ЭКО МУПВ «ВПЭС». – Во-первых, газ – это один из самых дешевых видов топлива. Во-вторых, он более надежен в транспортировке и эксплуатации. Его доставка не зависит ни от пробок на дорогах, ни от штормов на море. Газ идет по трубе, в то время как уголь, мазут и солярку необходимо доставлять железной дорогой или автотранспортом.
В-третьих, газ является наиболее экологичным видом топлива, которое сжигается без остатка: ни сажи, ни пепла. Это хорошо заметно на примере ТЭЦ-1, трубы которой после перевода на голубое топливо практически не выбрасывают дыма.
Сверить планы
Во Владивостоке есть два основополагающих документа, посвященных газификации. Вокруг них разворачиваются все профильные мероприятия, согласуются действия, по ним сверяют часы все участники процесса.
– Первый документ – это утвержденная схема теплоснабжения Владивостокского городского округа до 2029 года, – рассказывает Андрей Баданов. – Согласно ему в конце 2017 года запланирован ввод в эксплуатацию первых очередей двух газотурбинных ТЭЦ. Одна будет создана на Чуркине, в районе картодрома «Змеинка». Вторая, под названием «Синяя сопка», – на границе Владивостока и Артема.
В чем особенность этих теплоцентралей? Они изначально должны работать от природного газа, доставляемого по трубам. Рассчитано, что к тому времени, как запустят первые очереди обеих ТЭЦ, трубопровод уже будет проложен.
ТЭЦ возьмут на себя большую нагрузку. Подключить к «Синей сопке» планируется пригород: это большая часть Советского района и районы, которые обслуживают 61-я котельная и котельные Садгорода.
Теплоцентраль на Змеинке возьмет на себя обслуживание района самого картодрома, а также части района Чуркина. Более того, ее мощности позволят в перспективе обеспечить теплом и электричеством район массовой жилищной застройки «Босфор-3».
Открытие этих ТЭЦ повлечет за собой закрытие старых котельных, эксплуатация которых, в силу больших производственных и топливных затрат, нерентабельна. В частности, 63-й котельной и нескольких других, более мелких. Почему городу так важен уход от избыточно огромных и, наоборот, малых хозяйств?
Своя специфика
Дело в том, что Владивосток имеет свою «котельную» специфику. Большинство источников расположено в пригороде. Так сложилось исторически. Развитие города отталкивалось от портов. Вокруг них росло производство, жилой сектор, инфраструктура, в том числе и тепловая. В пригороде же возводились промышленная зона, частный сектор, а затем многоэтажные дома. К централизованному теплоснабжению их не подключали. Питали маленькими котельными. Мазут был достаточно дешевый, и такая статья, как затраты на топливо, ни у кого не вызывала опасений. Сейчас ситуация в корне изменилась, и в себестоимости производства тепловой энергии топливные затраты составляют около 50 – 60 %.
Еще одна особенность Владивостока – соседство маленьких хозяйств, отапливающих один дом, с избыточными по мощности котельными-гигантами. Как, например, 61-я котельная, питающая поселок Трудовое. Изначально ее строили, чтобы питать всю промышленную зону Владивостока от станции Океанской до Углового. Она рассчитана на 180 Гигакалорий. По идее, территория должна была развиваться: планировался завод шампанских вин, спиртзавод, хлебозавод, строительно-монтажные управления и многое другое. Но в переходный для страны период масштабные планы рухнули. Остался избыточно мощный источник энергии.
Избыточность больших котельных и большое количество малых – вот основные моменты, с которыми борется МУПВ «ВПЭС».
– Газ поможет уйти городу от убытков и обеспечить более стабильным теплом. Мы можем продолжить работу по закрытию нерентабельных объектов, – отмечает Андрей Баданов.
Эффект совокупности
Газотурбинные теплоцентрали – это объекты нового строительства. Мощность «Синей сопки», к примеру, планируется величиной более 200 Гигакалорий. К тому же вместе с тепловой энергией эти ТЭЦ станут вырабатывать и электричество. Они будут иметь лучшие показатели по эргономике, логистике, экономичности. При большой производственной мощности ТЭЦ не так велики и громоздки. Нет ни угольного склада, ни емкостей для мазута. Не нужны железная дорога, краны для разгрузки и т.д. Эти объекты мощнее, чем существующие, и гораздо компактнее.
Согласно схеме теплоснабжения Владивостока в полную силу «Синяя сопка» и ТЭЦ на Змеинке заработают в 2019 году. Конечно, при условии, что к нам придет газ.
– Все необходимо делать в совокупности: и тянуть газовую ветку, и строить газотурбинные теплоцентрали. Конечно, эти ТЭЦ могут работать и без газа, альтернативным источником топлива для них может быть мазут, – рассказывает Андрей Баданов. – Но какой смысл их запускать на мазуте, если они заточены под газ, если на газе дешевле и проще?
Первая ласточка
Второй основополагающий документ – это собственно план газификации Владивостока, предлагающий разделение обязанностей участников: газоснабжающей компании и муниципалитета. Задача приморской столицы и, следовательно, ВПЭС – качественно и в срок подготовить все котельные, которые были запланированы к переводу на газ.
Принимать голубое топливо могут уже многие объекты, находящиеся в эксплуатации МУПВ «ВПЭС». Например, 35-я котельная в районе Фанзавода. Здесь ВПЭС уже выполнило свои обязательства по строительству газовой инфраструктуры: проложен трубопровод от котельной к газораспределительной установке (ГРУ), реконструированы и подготовлены к новому виду топлива все внутренние сети. Иными словами, как только газовая компания подведет трубный газ к ГРУ, 35-ю котельную уже можно переключать на приемку газа.
– Это, можно сказать, первая ласточка газификации котельных, которая уже полностью готова, – говорит Андрей Баданов. – Сейчас мы готовим остальные объекты. Работа ведется согласно графику. К переводу на газ запланированы 61-я, 36-я, 4-я и 79-я котельные. По ним уже выполнены проекты. Дело осталось за исполнением.
Кстати, работа в этом направлении ведется на опережение. Все ремонты и реконструкции, проводимые в последние годы, согласованы с представлениями о газификации. Действительно, есть ли смысл реконструировать объект, чтобы через год-другой вернуться к нему и вновь все переделывать? Рачительное отношение ВПЭС к оборудованию и труду своих специалистов позволило значительно ускорить время подготовки и, что немаловажно, сэкономить средства.
Многие объекты были подготовлены к переходу на газ во время их плановых реконструкций и ремонтов. На 61-й котельной были установлены современные котлы, которые способны работать как на мазуте, так и на газе.
– Сам котел теперь менять нет необходимости, – поясняет Андрей Баданов. – Меняется горелочное устройство, что, конечно, по уровню трудозатрат и финансов несопоставимо с заменой котла.
На данный момент переоборудована 79-я котельная, где также установлены газомазутные котлы.
– Мы меняли их еще в прошлом году с той перспективой, что в ближайшие годы к нам придет газ, – рассказывает Андрей Витальевич. – Как только приходит голубое топливо, сразу переключаем ее.
Альтернатива должна быть
Тем временем четыре котельные Владивостока уже работают на газе. Правда, на сжиженном.
– Мы используем баллонный газ уже второй год, – говорит Андрей Баданов. – Перевели на него небольшие котельные, которые раньше работали на солярке. И эффект уже ощутим. Мы значительно выиграли от экономии на топливе. Но главное, что местным жителям стало легче дышать. Если раньше сажа летела им прямо в окна, то теперь здесь практически нулевые выбросы.
Тем не менее некоторые котельные сегодня заточены под определенный вид топлива. Где наиболее эффективно использовать газ?
– Наибольшее значение приход газа имеет для больших котельных, – утверждает Андрей Баданов. – К маленьким котельным, отапливающим один или два дома, нет смысла вести трубу. Конечно, их тоже можно перевести на газ, только сжиженный. Что сейчас и делается.
Но не приведет ли приход газа к отказу от альтернативных видов топлива?
– Это нереально. Любая котельная должна иметь альтернативу. Мало ли что может случиться, – замечает Андрей Витальевич. – Даже если газ, который, повторюсь, является самым надежным в эксплуатации топливом, будет отключен, любая котельная имеет резервный вид топлива. Это обязательное требование.
Квалификация на уровне
Газ предъявляет более строгие требования к квалификации специалистов. Это не уголь, его в топку лопатой не бросишь. Газовое оборудование оснащено контрольно-измерительными приборами (КИПы). Все, что происходит в котельной, находится под управлением этих КИПов. Все автоматизировано. В котел подается тот объем газа, который необходим для получения заранее заложенного в программу количества тепла. В то же время специалист должен следить за работой приборов, за исправностью системы и контролировать КИПы.
– У газа свои требования, свой «характер», поэтому на тех котельных, где мы уже используем голубое топливо, работают специально обученные специалисты, прошедшие курсы повышения профессиональной подготовки, – подчеркивает Андрей Баданов. – Обязательный элемент таких курсов – обучение работе с газовым оборудованием, умению «общаться» с новым видом техники. Поэтому сейчас в связи с тем, что ожидается приход большого газа, наше предприятие обращает пристальное внимание на выпускников ДВФУ с соответствующими специальностями.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ