Время сохранять камни

Как Владивосток бережет свое историко-культурное наследие

25 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3844 (178) от 25 нояб. 2015

Мемориал «Боевая слава Тихоокеанского флота». Памятник Муравьеву-Амурскому. Памятник танковой колонне «Приморский комсомолец». Эти и десятки других памятников приморской столицы сегодня бережно сохраняются.

«Чтобы стать объектом историко-культурного наследия, городская скульптура должна простоять минимум 45 лет»

«У себя на родине китайцы ни за что не полезут толпами на памятники, но здесь, глядя на то, как ведем себя мы...»

Конечно, этого можно не замечать. Даже игнорировать. Можно проходить мимо и не видеть в упор. Можно даже кричать, что «ничего не делается», но… Но факты – упрямая вещь. А они говорят о том, что программа по сохранению объектов историко-культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, во Владивостоке успешно работает.

Наше наследие

– Эта работа, – рассказывает Светлана Москвитина, начальник отдела охраны историко-культурного наследия управления культуры администрации Владивостока, – была начата по поручению главы города Игоря Пушкарева. В 2010 году была принята ведомственная целевая программа по сохранению объектов историко-культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности. И в течение пяти лет ведется планомерная работа в этом направлении. До 2010-го на балансе муниципалитета стояло всего несколько памятников и о планомерной работе в этой области не могло быть и речи.

Я бы хотела заострить внимание на том, что полномочия администрации города распространяются только на те объекты культурного наследия, которые находятся в муниципальной собственности. Вот несколько цифр. Всего во Владивостокском городском округе объектов культурного наследия более 500. В муниципальной собственности на сегодняшний день находится 40 монументов и отдельных захоронений, несколько зданий. Также в этом году нам было передано 34 объекта Владивостокской крепости, которые включают в себя 108 сооружений. Вот такое хозяйство находится в нашем ведении…

Как объясняет Светлана Москвитина, объекты культурного наследия включают в себя памятники истории и культуры и памятники истории и архитектуры. Последних в муниципальной собственности не так много – около пяти. Это дом на Океанском проспекте, 30, так называемые бывшие дома Скидельского, «дом Денби» на улице Адмирала Фокина, 25, где будет создан центр современного искусства. Остальные архитектурные памятники – в собственности субъекта федерации или частной.

Если говорить о захоронениях, то большая часть из них расположена на Морском кладбище. Это могилы Владимира Арсеньева, его сподвижника Александра Мерзлякова, Евгения Бурачка, захоронение воинов, погибших у озера Хасан, братская могила красноармейцев, погибших в боях за Мишань-фу…

– Кладбища подведомственны управлению дорог и благоустройства. Есть предприятие «Некрополь», которое следит за благоустройством его территории. А вот сохранность захоронений, являющихся объектами культурного наследия, – наша задача, поэтому мы проводим реставрационные работы, которые включают очистку и реставрацию, – отмечает Светлана Павловна. – Очистка проводится два раза в год, реставрация – по мере необходимости. Так, в 2013 году были отреставрированы братская могила красноармейцев, павших в боях у озера Хасан, и братская могила воинов Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии, погибших у горы Мишань-фу.

Преобразили Карбышева и Баневура

– Прием памятников в муниципальную собственность – процесс длительный, требующий времени и взаимодействия различных структур, – продолжает рассказ Светлана Москвитина. – Во-первых, многие объекты имеют законного хозяина – федерального или регионального. Во-вторых, если памятник явно бесхозный, взять его на баланс просто так нельзя. Сначала нужно доказать, что памятник не имеет собственника, затем проходит работа по смене его статуса, и только потом он принимается на баланс города. Как правило, эта работа занимает от полутора до двух лет.

Вот, к примеру, памятник морякам торгового флота. Его необходимо было перенести во время строительства моста через бухту Золотой Рог, так как объект культурного наследия не может находиться под линейным объектом.

Скажу откровенно, судьба этого памятника непростая. Многие ветераны Великой Отечественной высказывали и высказывают претензии по этому поводу. Но должна сказать, что мы здесь не прекращаем работу: например, увеличено количество дней, когда перед памятником горит Вечный огонь, кроме того, облагораживается территория рядом с памятником. Мы очень надеемся, что после решения земельного вопроса там появится сквер, который преобразит прилегающее к мемориалу пространство.

Другой пример – памятник Герою Советского Союза Дмитрию Карбышеву, который был отреставрирован в этом году. Раньше памятник был отделан мрамором, бюст самого героя пришел в неудовлетворительное состояние. Теперь он капитально отреставрирован, а пьедестал из мрамора, который очень подвержен воздействию нашего климата и имеет свойство терять цвет, заменили на гранитный. По сути, памятник получил второе рождение.

Такая же работа была проделана два года назад с постаментом памятника Виталию Баневуру.

И так можно говорить о каждом объекте историко-культурного наследия, который находится в муниципальной собственности. По сути, памятники приводятся в порядок в течение всего года: зимой мы убираем вокруг объектов снег, весной (обычно в апреле) ведутся самые активные действия – весь город чистится после зимы. Мы очищаем и моем памятники в преддверии Дня Великой Победы. Затем идет подготовка к Дню города, к Дням мира на Тихом океане.

Отмечу, что производить реставрацию объектов историко-культурного наследия может не так уж много компаний. Они все должны быть лицензированы, причем необходимо иметь лицензию на проведение и технического обследования, и реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия. Еще одно из требований – наличие опыта подобных работ, то есть подрядчик должен предъявить положительные заключения о своих предыдущих работах. Во Владивостоке таких компаний немного. Но есть здоровая конкуренция, проводятся аукционы, заключаются контракты. Участвовать в аукционах, кстати, могут и компании из других городов.

Непросто быть памятником

– Светлана Павловна, кто выступает инициатором передачи памятников на баланс города?

– Памятники, которые сейчас находятся в муниципальной собственности, администрация города брала под крыло по собственной инициативе. Это социально значимые объекты, рядом с которыми проводились крупные городские мероприятия, однако мы не имели права приводить их в порядок за счет бюджетных средств до тех пор, пока они не были на балансе города. Мемориал «Боевая слава ТОФ», памятник танковой колонне «Приморский комсомолец», памятник морякам торгового флота, мемориал «Рыбацкая слава»…

Замечу, что реставрация памятников проводилась в комплексе с благоустройством прилегающей территории, решением земельных вопросов. Мы можем действовать и действуем только в рамках законодательства, принимая во внимание сложный и многообразный характер межведомственных отношений в области охраны культурного наследия (памятников истории и культуры), а также их влияние практически на все сферы социально-экономической деятельности.

Именно поэтому хочу сказать, что есть памятники, а есть памятники истории и культуры, и это не одно и то же. Есть малые архитектурные формы, арт-объекты, уличные скульптуры, которые не являются объектами историко-культурного наследия. Чтобы стать таким объектом, городская скульптура должна простоять минимум 45 лет, не исчезнуть, являться частью городской среды, местом отдыха горожан. И только тогда может быть инициировано проведение государственной историко-культурной экспертизы. Свою оценку должны дать три независимых эксперта!

– Как бы вы оценили сейчас состояние объектов историко-культурного наследия, которые принадлежат муниципалитету?

– Сразу хочу сказать, что подпрограмма сохранения, использования и популяризации объектов историко-культурного наследия – это часть муниципальной программы развития культуры во Владивостоке. Она опубликована на сайте администрации города, и там есть показатель «эффективность работы». Так вот, в 2013 году из общего числа памятников в муниципальной собственности в удовлетворительном состоянии находилось 43 процента. В этом году – 55 процентов. И мы ставим задачу повышения эффективности!

Однако коррективы в наши планы вносит объективная реальность. Например, те суммы, что мы закладывали в программу в 2013-м, были рассчитаны на 40 памятников, состоявших на балансе города. В 2015 году нам передали 34 объекта Владивостокской крепости, пять из которых находятся в неудовлетворительном состоянии. Среди них – Саперный редут № 4, форт Суворова, батарея на Тигровой сопке…

– Да, Владивостокская крепость теперь под присмотром. Но, насколько я знаю, здесь все очень непросто…

– Увы. Управление культуры проводит работу по сбору коммерческих предложений по техническому обследованию этих объектов, чтобы в дальнейшем их реставрировать. Нужны немалые суммы. И потому на совете по культуре при главе города вопрос об объектах крепости обсуждался отдельно. Одним из самых конструктивных предложений, на наш взгляд, стало предложение о передаче этих объектов в долгосрочную аренду. Это очень своевременно.

Ни для кого не секрет, что такое кризис: мы говорили на совете о том, что денег для работы с объектами крепости в бюджете города пока нет. И, словно дав ответ на наши вопросы, Дмитрий Медведев на заседании правительства России предложил такую идею: сдавать объекты историко-культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, в аренду за 1 рубль. С требованием арендатору в течение семи лет привести объект в полный порядок. Министерство культуры подготовило постановление правительства по этому вопросу. Будем смотреть, насколько оно применимо к нашим объектам!

Зачем истории твой грязный след?

– И вот еще о чем хотелось бы сказать, – замечает Светлана Москвитина. – Предложение премьер-министра перекликается с теми идеями, которые высказывались на Всероссийском съезде реставраторов, проходившем в Казани в сентябре. Там говорилось вот о чем: сохранение объектов культурного наследия – это задача не только государства, но и каждого гражданина. Это важно понять и прочувствовать. Нельзя изменить ситуацию с состоянием памятников в нашей стране, просто проводя реставрацию…

Простой пример. Мемориал «Боевая слава ТОФ». Вечный огонь, который благодаря усилиям главы Владивостока Игоря Пушкарева и администрации города горит теперь постоянно. Орудия, установленные рядом с Вечным огнем. Это – мемориальное место, как памятник Неизвестному солдату в Москве и других городах. Здесь проводятся все самые важные городские мероприятия на День Победы. Знаковое место, особое.

А что мы видим? На орудия, где установлены мемориальные таблички, забираются дети, а иногда и взрослые. К бескозырке моряка то и дело пробираются, чтобы попозировать для изящного фото, молодожены и туристы. Постаменты затаптываются, памятник разрушается. Мы можем ежегодно приводить его в порядок, красить орудия, но, пока люди не перестанут видеть в нем развлекательный аттракцион, ничего не изменится. И ведь мы подаем плохой пример иностранным гостям. Обратите внимание на китайских туристов! У себя на родине они ни за что не станут толпами висеть на памятнике, но здесь, глядя на то, как ведем себя мы…

Сегодня время сохранять камни. Но если мы своим отношением (залезая на скульптуры или, к примеру, катаясь по мемориалу на скейтах) будем провоцировать ежегодный ремонт отдельного памятника, мы можем годами дожидаться, когда же найдутся деньги на ремонт других объектов… Так что идея, высказанная на съезде реставраторов, очень верная. Сохранять объекты культурного наследия – это и есть патриотизм.

Еще пример. С 16 по 21 октября проходил фестиваль «Владивостокская крепость». Местом посещения были Новосильцевская, Ворошиловская батареи, форт Поспелова и форт № 7. У форта № 7 есть арендатор, который хорошо следит за его состоянием, Ворошиловская батарея является частью музея ТОФ, там тоже есть контроль. А у форта Поспелова и Новосильцевской батареи пока арендаторов нет… Так вот, после этих экскурсий вся Новосильцевская батарея, которая была перед саммитом АТЭС приведена предыдущим собственником в порядок, оказалась буквально расписана «под хохлому»: «Здесь были мы», «Аня, я тебя люблю», какие-то каракули… Так участники экскурсий, бесплатных, между прочим, оставили свой «след» в истории. Сейчас мы ведем работу с волонтерами, чтобы очистить батарею…

Да, повторюсь, сегодня в нашей программе нет средств на объекты Владивостокской крепости. Подчеркну, что необходимость выделения дополнительных средств на ее реализацию осознается всеми. Но что поделать, ведь кризис – это объективная реальность. И это надо понимать. Бюджет один, растянуть его на все невозможно. Но планомерная работа, которую мы ведем, дает свои результаты. Мы знаем, что памятники, которые мы отреставрировали, будут находиться в удовлетворительном состоянии еще пять лет как минимум, значит, есть время заняться другими. Но опять же если не будет актов вандализма.

– Многие говорят, что Владивосток неплохо выглядит даже на региональном уровне с точки зрения сохранения памятников истории и культуры…

– Это так. У нас есть повод для гордости. Те шаги, которые мы предпринимаем, заметны и жителям, и гостям города. Не так давно у мемориала «Боевая слава ТОФ» мы принимали работу подрядчика и услышали слова людей из проходившей мимо компании: «У нас в Хабаровске такого нет». Может быть, это субъективное мнение, но слышать было приятно.

Замечу также, что огульная критика неконструктивна. Нужно проблемы рассматривать и работу оценивать в комплексе. Смотреть, что было и что сделано. Владивостоку есть чем гордиться.

Справка «В»

В 2010 году во Владивостоке в муниципальную собственность принято 40 объектов культурного наследия.

В том же году в рамках реализации ведомственной целевой программы «Сохранение памятников истории культуры в городе Владивостоке» на

2010 – 2012 годы проведено техническое обследование, разработана проектная документация и проведена реставрация 17 объектов культурного наследия.

В последующие годы отреставрировано памятников: в 2011-м – пять, в 2012-м – 18, в 2013-м – восемь.

С 2014 года действует муниципальная программа «Развитие культуры во Владивостоке», разработанная до 2019 года (подпрограмма «Сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности»).

В 2014 году отреставрирован один памятник, проведена частичная реставрация участков шести памятников.

В 2015-м отреставрирован один памятник, проведена частичная реставрация участков семи памятников.

Периодические работы (помывка и очистка памятников) проводятся согласно графику в течение года.

Досье «В»

Полный список объектов историко-культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности Владивостока

1. Памятник борцам за власть Советов на Дальнем Востоке 1917 – 1922 годов.

2. Ростральная колонна в честь 100-летия Владивостока.

3. Памятник исследователю Дальнего Востока Геннадию Невельскому.

4. Памятник адмиралу Степану Макарову.

5. Памятный знак на месте высадки основателей поста Владивосток с корабля «Манджур» в 1860 году.

6. Памятник одному из первых председателей Владивостокского Совета рабочих и солдатских депутатов Константину Суханову.

7. Могила генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского.

8. Братская могила моряков Тихоокеанского флота, погибших в боях с японскими империалистами.

9. Бюст Героя Советского Союза Елизаветы Чайкиной.

10. Памятник Герою Советского Союза Олегу Кошевому.

11. Памятник Герою Советского Союза генералу Дмитрию Карбышеву.

12. Памятник танковой колонне «Приморский комсомолец».

13. Памятник матросам – тихоокеанцам, погибшим в годы Великой

Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

14. Бюст Михаила Илларионовича Кутузова.

15. Братская могила красноармейцев, павших в боях с японскими империалистами у озера Хасан.

16. Братская могила воинов Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии, погибших у горы Мишань-фу.

17. Бюст Александра Сергеевича Пушкина.

18. Могила исследователя Дальнего Востока, писателя и педагога Владимира Арсеньева.

19. Братское кладбище чешских легионеров, погибших в Приморье в годы военной интервенции.

20. Братское кладбище английских и канадских солдат и офицеров, погибших в Приморье в годы военной интервенции.

21. Могила командира поста Владивосток Евгения Бурачка.

22. Могила сподвижника Арсеньева, топографа Александра Мерзлякова.

23. Бюст маршала Василия Блюхера.

24. Мемориал «Памятник морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов».

25. Памятник сигнальщику корабля «ТЩ-278» Григорию Елисееву, погибшему в борьбе с японскими милитаристами.

26. Памятник экипажу шхуны «Крейсерок», трагически погибшему в 1890 году при защите котиковых промыслов Сахалина от американских браконьеров.

27. Памятник матросам Сибирской флотилии, расстрелянным в 1907 году.

28. Могила моряков крейсера «Варяг», погибших в бою с японской эскадрой в 1904 году.

29. Памятник Владимиру Ильичу Ленину.

30. Бюст героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова.

31. Памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу Петру Ивановичу Багратиону.

32. Памятник летчикам – жертвам американской агрессии 1953 года.

33. Памятник минерам Владивостокской крепости, расстрелянным в 1907 году.

34. Памятник Сергею Лазо.

35. Памятный знак на месте первого гражданского дома Владивостока, принадлежавшего купцу, общественному деятелю, исследователю и благотворителю Якову Семенову.

36. Братская могила командира Красной Армии Петра Миронова и красноармейцев, погибших в боях с японскими милитаристами.

37. Мемориал «Рыбацкая слава», малый рыбацкий сейнер «МРС-80».

38. Памятник рабочим и служащим завода «Металлист», погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

39. Мемориальный комплекс «Боевая слава ТОФ».

40. Памятник комсомольцу Виталию Баневуру

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ