Автобусы к вашим услугам
Во Владивостоке продолжается реформа общественного транспорта
Общественный транспорт Владивостока – и муниципальный, и коммерческий – перевозит пассажиров с 6 утра до 23 вечера без выходных и «красных дней календаря». Ежедневно на дороги столицы Приморья выходят более 600 автобусов, совершая почти 11 тысяч рейсов по 93 маршрутам!
И это еще без учета электрического транспорта – трамваев, троллейбусов и фуникулера, а также морского пассажирского транспорта. Легко ли контролировать работу такой махины и гарантировать горожанам доступность и безопасность пассажирских перевозок, мы решили узнать у специалистов.
График – превыше всего
В неприметном одноэтажном здании, что находится на кольце «3-й Рабочей», накапливается, систематизируется и обрабатывается вся информация о пассажирском транспорте Владивостока. Муниципальное казенное учреждение «Автоматизированный диспетчерский центр» уже доказало свою нужность и важность.
Сегодня центр осуществляет автоматизированное управление и регулирование движения всего городского пассажирского транспорта. Два вспомогательных диспетчерских пункта – на железнодорожном вокзале и площади Семеновской – не только контролируют и проверяют готовность (например, наличие путевого листа, состояние салона) более 200 автобусов, но еще и работают как справочно-информационные пункты. Их востребованность у пассажиров очень велика.
В центральной же диспетчерской, которая находится в районе 3-й Рабочей, в смене четыре диспетчера, которые круглосуточно посменно «ведут» жизнь общественного транспорта: принимают сводки от транспортных компаний, звонки от жителей города. На каждого специалиста приходится почти 150 автобусов, за которые он отвечает, и около 20 – 25 маршрутов.
Ежедневно в 7 часов утра подается сводка по муниципальному транспорту, в 8 часов – по всем перевозчикам. Во вторую смену составляется уже полная картина о работе всего транспорта. Во время сложных погодных условий эта информация передается через каждые два часа.
Плюс к этому девять отчетов за смену: отработанные рейсы, количество автобусов, время окончания работы на маршрутах. По ним становится ясно, как за сутки отработал городской транспорт. Да и телефоны не смолкают – почти 120 звонков принимают за смену!
Какими качествами должен обладать диспетчер, который работает в таких непростых условиях, мы интересуемся у Олега Пискунова, директора МКУ «Автоматизированный диспетчерский центр».
– Прежде всего коммуникабельность и открытость, – объясняет Олег Эдуардович. – Помимо выполнения технической работы наш диспетчер должен вежливо и корректно ответить на любой вопрос пассажира. А ведь большинство звонков – с жалобами, и весь негатив зачастую обрушивается на диспетчера. Какие тут должны быть нервы, какое самообладание! Это постоянная работа с людьми, без права на раздражение. Надо отдать должное нашим специалистам: они профессионалы своего дела, многие работают в транспортной сфере не один десяток лет. Как, например, Татьяна Сергеевна Анчина, Татьяна Вячеславовна Давыдова, Марина Анатольевна Пономарева, Елена Витальевна Чернова.
Плюс необходимы хорошее знание города и маршрутной сети и техническая грамотность. Владение компьютерной и современной электронной техникой тоже немаловажно. У нас два года успешно работает транспортный портал, сейчас уже создана версия для мобильных устройств. Каждый горожанин может с любого гаджета зайти и посмотреть, когда будет нужный ему автобус, где он находится, определить для себя наиболее оптимальный маршрут.
Радует, что в последнее время и жалоб поубавилось, и благодарности появились. А это всегда приятно!
– Если предположить, что диспетчерской службы нет, как это отразится на работе пассажирского транспорта?
– Может, ничего страшного и не произойдет, – отвечает Олег Эдуардович. – Вначале. Но потом, по нарастающей, наступит… хаос.
Ведь помимо уже названного объема работ мы занимаемся разработкой и расписанием графиков. В данном направлении ведется постоянный анализ. При необходимости вносится корректировка, чтобы работа общественного транспорта была комфортной.
Наша служба следит за соблюдением расписания – с учетом требований постановления администрации Владивостока о работе общественного транспорта с 6 утра и до 23 часов.
– Значит, общественный транспорт все-таки до 23 часов работает? Пару месяцев назад я оказалась на площади Семеновской в 10 вечера. Площадь напоминала пустыню: даже намека не было на движение хоть какого-то транспорта…
– Да, такое случалось. Но за последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Смотрите: вот отчет ГЛОНАСС. Вчера в 23 часа на линии по городу работало 16 автобусов, завершая последний рейс.
Конечно, перевозчикам это не очень выгодно, зачастую пассажиров в вечернее время мало, но графики движения водители соблюдать обязаны.
ГЛОНАСС видит все
Одна из основных задач МКУ «Автоматизированный диспетчерский центр» – отслеживание движения автотранспорта с помощью навигационного спутникового оборудования. Внедренная почти пять лет назад по инициативе главы Владивостока Игоря Пушкарева, эта система уже доказала свою эффективность. Сегодня весь общественный транспорт города, как коммерческий, так и муниципальный, оборудован ГЛОНАСС.
На линиях города сейчас работает несколько категорий автобусов с разной вместимостью, на профессиональном языке именуемые М2 и М3. Первые – компактные, до 12 пассажиров, вторые – «средний и тяжелый вес», вместимостью до 120 человек. Такие автобусы, как немецкие МANы, – очень удачный выбор городских властей, который уже успели оценить наши жители.
Все МANы – а это 50 машин, которые работают на городских маршрутах, – муниципальный транспорт, они входят в автопарк ВПОПАТ-1. Эта модель и ее расцветка как нельзя лучше подходят к особенностям Владивостока: автобусы всегда видны даже на фоне привычных для нас туманов и в любое время суток.
И в коммерческом транспорте за последние годы намечается положительный сдвиг: в автобусах давно искоренили наспех написанные от руки таблички, водители уже боятся курить и грубить пассажирам.
А с вопросами и жалобами пассажиры обращаются в автоматизированный диспетчерский центр. В нем работают на прием три телефона: 260-52-52, 240-56-05, 236-32-52.
Больше – не всегда лучше
О том, как во Владивостоке контролируется работа общественного транспорта, корреспонденту «В» рассказывает начальник управления транспорта администрации города Олег Демин.
– Мы уже второй год работаем в рамках договоров с 13 транспортными компаниями и строго контролируем соблюдение условий этих договоров, – подчеркивает Олег Александрович. – Основная задача перевозчиков, говоря сухим языком документа, – перевозить пассажиров предписанным количеством транспорта по утвержденным графикам. И все поняли: работать в цивилизованном порядке, в рамках существующего правового поля – правильно и комфортно. Поэтому сегодня перевозчиков, грубо нарушающих правила работы, как это было раньше, практически нет.
Общественный транспорт, который замыкается на городское управление транспорта, – это автобусы внутригородских пассажирских перевозок, электротранспорт – трамвай, троллейбус и фуникулер, а также морские перевозки.
– Что касается маршрутов, на которых работают муниципальные автобусы, то сегодня их 18 из 93 городских маршрутов, то есть практически каждый пятый, – продолжает рассказ Олег Демин. – На линии выходят почти 150 современных машин 2011 – 2013 годов выпуска. Это автобусы европейского класса – MAN и «Фольксваген», флагманы общественного транспорта Владивостока. На них равняются коммерческие перевозчики.
Мы строго следим и за тем, сколько автобусов вышло на каждую линию. Перевыпуск либо недовыпуск – это тоже определенное нарушение условий договора. За это компании-перевозчики привлекаются к ответственности в виде штрафных санкций.
– Обычно считается, что чем больше на маршруте автобусов, тем лучше для пассажира. Появляется возможность уехать быстрее, не проводя времени в долгом ожидании…
– Поймите, насыщенность, то есть наполняемость каждого маршрута определенным количеством транспорта, не с потолка взята. Нашими специалистами все рассчитано исходя из оценки пассажиропотока. Тем более что Владивосток перенасыщен маршрутами, есть много дублирующих, совмещающихся сквозных.
К примеру, в час пик с площади Луговой в центр (а другой дороги просто нет) одновременно выдвигаются почти 70 машин! И как вы думаете, в этом случае долго ли будет ждать своего автобуса, скажем, на остановке «Изумруд» человек, который тоже спешит на работу? Причем это ожидание будет связано не с тем, что какой-то автобус на линию не вышел, а с тем, что все автобусы встали в пробке.
Но основная проблема, которая пока не решается ГИБДД должным образом, – это парковка автомобилей на выделенной автобусной полосе. А если к ней еще добавить сложный для транспорта городской рельеф, то эти проблемы часто становятся причиной отставания пассажирских автобусов от графика.
– Может, все-таки все дело в отсутствии сильного желания навести порядок? Как показывает, например, опыт не столь далекого для нас Сингапура, все возможно. Штрафы там настолько огромны, что желающих нарушать правила уже давно нет…
– Совершенно верно! Таким способом можно добиться очень многого. Но это полномочия не администрации Владивостока.
– Если человек не может уехать, потому что транспорт стоит в пробке из-за припаркованных машин, вопросы-то все равно адресуют вам. Люди не разбираются, чья это задача – освободить полосу общественного транспорта…
– К сожалению, это так. На каком-то этапе современного развития нашего общества произошел «слом» психологии. Многие перестали думать о том, что от них-то в первую очередь и зависит наведение общего порядка. В том числе и при парковке собственного автомобиля.
– Может, информировать больше?
– Просто информировать – этого мало. Ведь водитель прекрасно знает, что нельзя стоять на выделенной полосе, прекрасно знает! Но все равно делает это. Поэтому каждый нарушитель обязан знать о неотвратимости наказания за пренебрежение правилами. Только так мы сможем добиться порядка.
Социальные приоритеты
– Сколько в 2015 году было открыто новых автобусных маршрутов и с чем это было связано?
– Несмотря на то что сегодня маршрутная сеть достаточно насыщенна, мы ввели два новых городских автобусных маршрута: № 20 «Пр-т 100 лет Владивостоку – МФЦ (ул. Давыдова)» и № 79 «Бухта Тихая – Перинатальный центр – Черемуховая – Т/ц «Изумруд». Победителем конкурса на выполнение регулярных перевозок по данным маршрутам было признано муниципальное предприятие ВПОПАТ-1.
Это по большей части социальные маршруты (если можно их так неофициально назвать). Они были введены по решению главы города Игоря Пушкарева, который поставил пред нами задачу обеспечить максимальную доступность и удобство для горожан, которые обращаются в многофункциональный центр и перинатальный центр. Мы проанализировали ситуацию, просчитали пассажиропоток – и важные для горожан маршруты были открыты.
Также сегодня одним из приоритетных направлений работы администрации Владивостока является создание комфортных условий для людей с ограниченными возможностями. Например, современное законодательство требует от перевозчиков установить в салонах светодиодное табло. Сегодня все автобусы Владивостока оборудованы автоинформаторами, с помощью которых объявляются остановки.
Кроме этого, согласно нормативным и правовым актам Российской Федерации управлением транспорта администрации Владивостока направлены извещения руководителям автотранспортных предприятий о необходимости в срок до 1 июня 2016 года установить в автобусах, которые работают на городских маршрутах, крупные, читаемые номера маршрутов с подсветкой, а также установить бегущую строку с информацией обо всех остановках по линии движения конкретного маршрута.
Кроме того, не должна взиматься плата за проезд при использовании специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, неспособных передвигаться самостоятельно, за провоз собак-проводников при наличии специального документа, за перевозку кресла-коляски пассажира-инвалида.
Звоните! Пишите! Вас услышат и помогут
Олег Демин возглавляет управление транспорта администрации Владивостока почти два года. За это время ему и его коллегам удалось сделать, казалось бы, невозможное. Впервые количество жалоб на работу общественного транспорта стало снижаться. Причем существенно.
И это наглядно видно по сухим, но показательным цифрам. В прошлом году количество нареканий от владивостокцев уменьшилось в два раза – с 1348 в 2013 году до 750 в 2014-м. За десять месяцев нынешнего года эта цифра еще меньше – 435.
– Ни одно обращение, будь оно подано письменно, по телефону, эсэмэс или электронной почтой, не остается без внимания, – утверждает Олег Александрович. – Есть диспетчерские круглосуточные телефоны. И мы всегда призываем жителей: сообщайте нам о любых нарушениях и замечаниях! Меры обязательно будут приняты.
– С какими жалобами обычно обращаются?
– Большая часть жалоб – на грубость водителей и несоблюдение графика движения. Но у меня убедительная просьба к горожанам: пожалуйста, сообщайте необходимую и точную информацию, которая поможет исправить нарушение. Вот, например, у меня письмо: пассажирка пишет, что 3 октября вечером на площади Баляева не могла дождаться автобуса. Простояла 20 минут, но он так и не подъехал…
Вопрос: какой автобус ей был нужен? Ведь через площадь Баляева проходит много маршрутов. Мы сделали запрос в наш автоматизированный диспетчерский центр. Получили ответ, что согласно данным со спутника 3 октября в указанное в жалобе время через площадь Баляева проходили три автобуса.
– Получается, ложный вызов?
– Видите сами: система ГЛОНАСС позволяет до секунд вычислить необходимый автобус, найти его на любой точке маршрута. Нам только нужна конкретная информация от пассажира: даже если вы не успели увидеть или не запомнили номер автобуса, пожалуйста, напишите точную дату, время и место, где, по вашему утверждению, произошло нарушение. Это позволит нам без труда найти и наказать нарушителя.
Сейчас, когда нам удалось упорядочить работу с коммерческими перевозчиками, недостатков в работе общественного транспорта стало меньше. Коммерсанты сами заинтересованы в качественной работе, так как за нарушения их штрафуют. А это существенные штрафы. Первый – 5 тысяч рублей, за повторное нарушение – 8 тысяч. А третье может повлечь за собой по условиям договора его расторжение.
Важным шагом к повышению качества обслуживания стала новая форма распределения маршрутов. Нам удалось закрепить каждый маршрут только за одной компанией, а не за несколькими, как раньше. В результате и спрашивать с перевозчиков стало легче, и исчезли так называемые автобусные гонки. Ведь это было связано с тем, что несколько конкурирующих фирм, работая на одной линии, естественно, старались забрать как можно больше пассажиров себе. Бывают, правда, единичные случаи, когда на светофоре автобусы стоят вместе и стараются начать движение быстрее. Но обо всех подобных случаях мы просим горожан обязательно информировать управление транспорта.
– Судя по цифрам, и в нынешнем году жалобы на грубое поведение водителей практически на первом месте, и их количество снижается несильно.
– Такие факты еще бывают, мы с ними работаем. Но, согласитесь, вежливость должна быть обоюдной – и со стороны водителя, и со стороны пассажиров. И надо учитывать, что работа водителя – это напряженный труд и большая ответственность за безопасность пассажиров.
Официально
На базе муниципального автобусного предприятия начинают готовить группы водителей муниципальных автобусов для работы на городских маршрутах. ВПОПАТ-1 заключен договор на подготовку водителей с одной из автошкол города. Приглашают всех желающих. Приходите, пройдите бесплатный курс обучения и получите права категории D. После этого необходимо будет обязательно отработать определенный срок водителем автобуса.
Это хороший шанс для молодых, желающих получить востребованную профессию и гарантированное – после успешной сдачи экзаменов – трудоустройство.
Автор: Инна ЭСТРИНА