Как «Сторожевой» не стал новой «Авророй»

Судьбу взбунтовавшегося корабля Балтийского флота изменил Тихоокеанский флот

4 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3833 (167) от 4 нояб. 2015

В ХХ веке в истории Военно-морского флота России и СССР было три крупных восстания на военных кораблях. О бунте экипажа броненосца «Потемкин» в 1905 году и восстании на крейсере «Очаков» известно достаточно много. А вот подробности захвата в 1975-м большого противолодочного корабля «Сторожевой» капитаном 3-го ранга Валерием Саблиным и по сей день знают немногие.

Хотя «Сторожевой» входил в состав Балтийского флота, вся дальнейшая судьба одного из самых современных на тот момент больших противолодочных кораблей (БПК) ВМФ СССР оказалась связана с Тихоокеанским флотом.

Последний парад

Валерий Саблин, без сомнения, был блестящим морским офицером, хотя и не без странностей (например, еще в 1961 году он отправил Никите Хрущеву письмо с предложением о чистке партийных рядов).

Окончив с отличием Военно-политическую академию имени Ленина, молодой коммунист получил назначение в 12-ю дивизию ракетных кораблей Балтфлота. На «Сторожевом» он оказался случайно: там замполита выгнали со службы за пьянство, а корабль срочно готовился к выходу в море. В 1975-м БПК совершил боевой поход в Средиземноморье и через Атлантику на Кубу, за который командира Анатолия Потульного и замполита Саблина наградили орденами «За службу Родине» 3-й степени.

Осенью 1975 года «Сторожевой» из Балтийска отправили в Ригу для участия в военно-морском параде в честь очередной годовщины Великой Октябрьской революции. К этому моменту у Валерия Саблина в голове созрел преступный (как он позже утверждал, патриотический) план.

Поскольку корабль после праздника планировали поставить на ремонт в Лиепае, часть офицеров заранее отпустили в отпуск. Вечером 8 ноября корабль стоял на рейде в устье Даугавы, напротив старой Риги. Саблин обманом (якобы матросы устроили пьянку в помещении гидроакустической антенны) заманил командира во внутреннее помещение и закрыл его. Там Потульного ждала записка: «Извини, я не мог иначе. Придем к месту назначения, ты вправе будешь решать свою судьбу сам». Записка сыграла потом решающую роль на суде.

Саблина в тот момент поддерживал только один человек – старший матрос Шеин, киномеханик-почтальон. Именно он с пистолетом сторожил командира в акустическом отсеке.

Затем Саблин собрал офицеров и мичманов. После пламенной речи замполита несколько членов экипажа решили его поддержать. Отказавшихся заперли в мичманской кают-компании.

В третьем часу ночи 9 ноября Саблин собрал команду корабля и выступил перед матросами и старшинами. Именно в этот момент командир электротехнической группы старший лейтенант Фирсов спустился по якорь-цепи на швартовную бочку, по швартовому концу добрался до стоявшей на рейде подводной лодки и доложил оперативному дежурному о ситуации на «Сторожевом». Вначале Фирсову не поверили. Но БПК уже выходил из порта. В радиограмме на имя главкома ВМС Саблин объявил «Сторожевой» «свободной и независимой территорией».

Захватив управление кораблем, замполит отдал приказ сниматься с якорей и двигаться в Рижский залив. Экипажу он сообщил, что «Сторожевой» станет новой «Авророй». Только без залпа по Зимнему дворцу. В Кронштадте или Ленинграде Саблин планировал выступить в эфире телевидения с призывом вернуться к ленинским принципам в строительстве коммунизма, бороться с бюрократизмом и коррупцией, потребовать смены политического руководства КПСС и страны.

По тревоге были подняты девять кораблей пограничной охраны и Балтфлота, а также 668-й бомбардировочный авиаполк. Их отправили вдогонку за «Сторожевым» с приказом в случае необходимости потопить корабль.

Утром 9 ноября после авиаудара по кораблю несколько десятков матросов захватили арсенал со стрелковым оружием и освободили командира. Он поднялся на мостик, прострелил Саблину ногу и восстановил командование кораблем. В 10 часов 35 минут на командный пункт флота пришла телеграмма от капитана 2-го ранга Потульного: «Корабль остановлен. Овладел обстановкой».

Саблин и его сторонники были арестованы.

Кстати, летчики-бомбардировщики на Як-28 умудрились перепутать суда и разбомбили советский сухогруз, который шел в Финляндию, за что все командование авиадивизии сняли с должностей.

Решением Военной коллегии Верховного суда СССР Саблина признали виновным по статье «Измена Родине». 3 августа 1976 года его расстреляли. Матроса Шеина осудили на 8 лет, остальных проходивших по делу сочувствовавших офицеров и мичманов оправдали. Многих командиров Балтфлота наказали.

Ссылка на дальние рубежи

Поврежденный бомбовым обстрелом «Сторожевой» отправили на ремонт в один из балтийских судоремонтных заводов. Экипаж расформировали и заменили на другой, сняв его с однотипного строившегося корабля.

БПК под командованием капитана 2-го ранга Ильи Кешкова через Атлантический, Индийский и Тихий океаны отправился на Тихоокеанский флот. В июле 1977-го он прибыл на постоянное место службы в 173-ю бригаду противолодочных кораблей в Петропавловск-Камчатский. Название БПК менять не стали.

«Сторожевой» – один из самых заслуженных кораблей ТОФ: прошел без малого 210 тысяч миль, семь раз выходил на боевую службу, участвовал в спасении экипажа подлодки К-429, затонувшей в 1983 году в бухте Саранной.

В 1990 году командиром корабля был назначен капитан 3-го ранга Сергей Вальков. Корреспондент «В» встретился с ним.

– В 80-е годы, когда я пришел служить в 173-ю бригаду, никто ничего не говорил о восстании 1975 года, – вспоминает Сергей Владимирович. – Мы узнали об этом уже в период перестройки и гласности. Я много думал, как оценить действия Валерия Саблина. И каждый раз приходил к одному и тому же: это было либо следствие психического заболевания, либо воинское и государственное преступление.

Если бы не старший лейтенант Фирсов, который смог выбраться со «Сторожевого» и доложить о случившемся командованию, где бы мог оказаться корабль-беглец?

Я не сомневаюсь в том, что Саблин планировал захват самого современного на тот момент корабля и возможный его угон в Швецию. К такому мнению в те годы склонялось подавляющее большинство строевых офицеров. Тем более что в это же время предатель Виктор Беленко угнал с приморского аэродрома в Японию новенький МиГ-25П.

Поверьте, один человек не в состоянии совершить угон боевого корабля. Сделать это могла пусть и не самая большая, но команда единомышленников. И взять на себя управление эти люди могли только в результате обмана экипажа или его захвата. Поскольку любой военный корабль является территорией государства, налицо попытка государственного переворота. Не говоря уже о нарушении воинской присяги. Они применили грубую силу, для угроз использовали стрелковое оружие.

Выйдя из Рижского залива, «Сторожевой» отправился на север. На суде Саблин уверял всех, что следовал в сторону Кронштадта. Но тогда курс должен был проходить на северо-восток. Впрочем, Балтийское море не самое большое, поэтому, даже следуя в Финский залив, Саблин мог за короткий срок пересечь нейтральные воды и оказаться на траверзе Стокгольма или возле острова Готланд. Не забывайте, что «Сторожевой» довольно скоростной корабль, с четырьмя газовыми турбинами общей мощностью 54 тысячи лошадиных сил он мог развить скорость до 32 узлов. Саблин и его сподвижники имели преимущество во времени, поэтому командование и приняло решение остановить бунтаря с помощью авиации. Когда я принимал корабль, несмотря на капитальный ремонт, на нем еще оставались некоторые видимые повреждения от обстрела: на дымовой трубе и в борту были заплатки.

После случившегося, естественно, всю прежнюю команду поменяли. На борт «Сторожевого» посадили моряков со строившегося корабля подобного проекта и отправили для дальнейшего несения службы подальше от Балтфлота, в самую дальнюю точку. А самой дальней в нашей стране, как вы понимаете, является Камчатка.

Впрочем, экипаж знал о произошедших событиях. При мне из Москвы прилетала съемочная группа, работавшая над документальным фильмом «Прямо по курсу смерть». Во время перестройки много информации открыли для народа. Кто-то считал Саблина революционером. Но у моряков мнение однозначное: измена, нарушение присяги.

Конец истории

– С 1986 по 1994 год «Сторожевой» проходил средний ремонт во Владивостоке, на Дальзаводе, – рассказывает Сергей Вальков. – Это были тяжелые времена. Снабжение было отвратительное. Завоз продовольствия на корабль превращался в целую войсковую операцию. По всему пути следования матросов с продуктами выставлялись офицеры и мичманы с таким расчетом, чтобы было видно, куда идет матрос. И тем не менее им удавалось воровать продукты. Тогда начинался досмотр корабля. Экипаж выводился на строевые занятия на пирс, а офицеры и мичманы досматривали все помещения БПК.

Пьянство, наркомания и воровство драгоценных металлов процветали на всех кораблях. Однако мне удалось сплотить вокруг себя камчатских офицеров и мичманов и противостоять этим негативным явлениям 1990-х. В период стоянки на ремонте в 79-й бригаде строящихся и ремонтирующихся кораблей «Сторожевой» стал лучшим, на нем проводились все показательные мероприятия и учения. К 1994 году в экипаже уже служили 32 контрактника, оставшиеся после срочной службы, в основном это были старшины, знавшие корабль и свои боевые части как пять пальцев.

Полностью отремонтированный и модернизированный БПК проходил ходовые испытания. В этот период для скорейшей и качественной отработки экипажа по плаванию корабля в различных условиях командованием флота было принято решение о предоставлении «Сторожевому» зеленого света на вход и выход из Золотого Рога в любое время. Мы могли выходить в море в условиях ограниченной видимости, швартоваться к пирсу Дальзавода в ночное время.

В сентябре 1994 года на корабль прибыл штаб 173-й бригады во главе с комбригом капитаном 1-го ранга Островским. Корабль отработал все курсовые задачи, принял на борт боезапас и в конце октября прибыл на Камчатку к месту постоянного базирования.

После ремонта «Сторожевой» прослужил еще несколько лет. 13 октября 2002 года на нем был спущен флаг и корабль был выведен из состава флота. Вместе с ним и многими другими кораблями этого проекта прекратилась славная боевая история сторожевиков 2-го ранга на Тихоокеанском флоте. В те годы огромное количество кораблей и судов ТОФ было списано, порезано и продано за рубеж на металлолом. А вот на Северном, Балтийском и Черноморском флотах модернизированные корабли этого проекта служат до сих пор.

Сегодня корабли с такими же задачами возрождаются на принципиально новом уровне. Это многоцелевые фрегаты проекта 11356, оснащенные новейшими системами вооружения. Их, как и раньше, строят на балтийских заводах, которые сохранили огромный опыт в их строительстве. Я очень надеюсь, что вскоре появятся в строю новые «Сторожевые», – завершил рассказ Сергей Вальков.

  

Автор: Николай КУТЕНКИХ