«Жизель» и «Травиата» пришлись Владивостоку впору

Удобно ли нашим артистам в питерском антураже и принимает ли это публика, покажет время

4 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3833 (167) от 4 нояб. 2015

Приморский театр оперы и балета уже во второй раз пригласил зрителей на своеобразную премьеру – спектакль, который сделан одновременно и во Владивостоке, и в Санкт-Петербурге.

Напомним, что в перспективе наш театр станет составной частью знаменитой Мариинки, и в рамках этого соединения знаменитый российский театр с вековыми традициями передал юному приморскому «коллеге» несколько спектаклей. Передал – это значит, что все костюмы и декорации были извлечены из запасников Мариинки и отправлены во Владивосток, да и сама постановка в плане режиссерского решения была полностью скопирована с питерской. Наш театр обеспечивал музыкальную и актерскую составляющую, то есть пели, играли и танцевали приморские артисты.

Роль молодого вина

Первой ласточкой таких «унаследованных» спектаклей стала опера «Травиата», которую в 2002 году поставил в Мариинском театре Шарль Рубо.

Все питерское пришлось нашему театру оперы и балета впору. Декорации, к восторгу и некоторому изумлению рабочей группы, встали на сцене как родные, костюмы оказались по размеру (справедливости ради заметим, что сначала в северную столицу отправляли мерки наших артистов). Чтобы сама постановка соответствовала «первоисточнику» во всех мелочах, во Владивосток во время репетиционного периода приезжали наставники из Мариинки: концертмейстер Алла Бростерман, режиссер Анна Шишкина, репетитор по итальянскому Мария Никитина. Все они активно помогали нашим солистам Алексею Костюку и Алене Дияновой и всей труппе приморского театра войти в «Травиату», исполнить, так сказать, роль молодого вина, вливаемого в старые меха.

Кстати, недавно прошел последний в этом году спектакль, и теперь «Травиату» приморский зритель увидит только в 2016-м…

Обязательно к исполнению

Вторым опытом стал балет «Жизель», премьера которого состоялась в октябре. К работе над постановкой наши танцоры приступили еще в августе. Как рассказал хореограф Приморского театра оперы и балета Эльдар Алиев, цель была одна: перенести на нашу сцену питерскую «Жизель» максимально точно.

– Я не считаю нужным менять постановку Мариинского театра, – заявил Эльдар Алиев. – На мой взгляд, это самая оптимальная и настоящая версия, где все на месте. Этому театру 250 лет, понимаете? Трудно представить, какой там грандиозный опыт! Лучше, чем в Мариинке, наверное, и не сделаешь, да и зачем? Передо мной, как режиссером, стояла задача адаптировать спектакль, чтобы он «лег» на наших артистов.

К слову, балету Адольфа Адана, одному из самых романтичных и сказочно красивых, скоро исполняется 175 лет. Его ставят во всех балетных труппах мира, и любой уважающий себя театр просто обязан иметь «Жизель» в своем репертуаре. В Мариинском театре этот спектакль был восстановлен Юрием Слонимским в 1970-х, при этом режиссер старался максимально сохранить хореографию Мариуса Петипа. Разумеется, костюмы и декорации обновлялись с тех пор не раз, и зрители, пришедшие на премьеру во Владивостоке, увидели очень красочный, зрелищный балет – ведь все до последней детали было привезено из Санкт-Петербурга, даже оборудование для спецэффектов (например, для пролета «души Жизели» над сценой).

Премьеру танцевали наши солисты Ирина Сапожникова и Джозеф Филлипс, во втором премьерном спектакле главные партии исполнили питерцы Анастасия Матвиенко и Александр Сергеев. Декорации, как и в случае с «Травиатой», стали на нашей сцене идеально, а костюмы по фигурам приморских танцоров подгоняли и в Питере, и на месте.

Все ли то хорошо, что выгодно?

Проект с «калькированием» постановок продолжится и в перспективе: владивостокским зрителям предстоит увидеть еще несколько перенесенных спектаклей, к примеру, «Любовь к трем апельсинам».

Трудно сказать, хорош или плох подобный опыт. С одной стороны, он позволяет приморским театралам увидеть великие спектакли, а самому театру – сэкономить на декорациях, костюмах, бутафории. С другой, все же есть ощущение, что эти постановки пока «неродные» (самую капельку!) нашему театру, что и декорациям, и бутафории нужно время, чтобы они «притерлись» и в каком-то смысле привыкли к новой сцене. Поэтому посмотрим, как будет исчезать это ощущение дальше (если будет). Пока же можно просто гордиться тем, что наши артисты сумели войти в столичные постановки и показали себя достойно.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ