Стратеги оценивают возможности Владивостока

Сценарий развития приморской столицы в качестве города-лидера должен быть актуальным и привлекательным

4 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3833 (167) от 4 нояб. 2015
3f9fb869ee0b84a9ce92061ad43959a9.jpg

Владивосток продолжает обновлять стратегию своего развития. Работу по актуализации плана развития города ведут специалисты лучших вузов и исследовательских институтов Владивостока, Москвы, а также Японии.

Напомним, что на минувшей неделе состоялось заседание Совета по стратегическому развитию Владивостока при администрации города под председательством главы Владивостока Игоря Пушкарева. Основной вопрос, который обсуждался в ходе заседания, – необходимость проведения работы по актуализации «Стратегии и стратегического плана развития города Владивостока» (подробности можно найти в номере «В» за 28 октября).

Через несколько дней эксперты вновь встретились на стратегической сессии по вопросу организации работы по актуализации стратегии развития города. На этом заседании были рассмотрены промежуточные итоги выполнения первого этапа научно-исследовательских работ.

Преимущества столицы Приморья

Выступавшие на встрече эксперты уверены, что Владивосток обладает большим потенциалом, однако для его реализации необходимо проделать большую работу.

Как рассказал директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе ДВФУ профессор Александр Абрамов, был проведен анализ социально-экономического положения Владивостока, а также сравнительный анализ с городами Дальневосточного федерального округа. Очевидно, что именно приморская столица призвана стать экономически значимым центром, сопоставимым с крупнейшими городами сопредельных государств, так как город обладает рядом преимуществ по сравнению со своими дальневосточными «коллегами».

Одна из основных проблем, сдерживающих реализацию потенциала ДВФО, – постоянное снижение численности населения. Так, с 2004-го по 2014 год округ покинули 382 тысячи человек. Однако Владивосток выделяется на фоне общей демографической картины округа: за прошлый год приморская столица продемонстрировала рост. Увеличение численности населения произошло из-за миграционного прироста, а также благодаря росту рождаемости, превышению количества родившихся над количеством умерших.

Кроме того, большим недостатком являются экономическая и инфраструктурная изоляция Дальнего Востока от остальной части России, а также низкая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах и очаговом характере расселения. По словам Александра Абрамова, местная экономика имеет ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки грузов и ресурсов. И здесь Владивосток также вырывается вперед: приморская столица – крупнейший транспортный узел, через который проходят морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные транспортные потоки. Владивосток и экономически ориентированная на него южная часть Приморья имеют значительный потенциал как в сфере развития транспортной инфраструктуры и транзитных потоков, так и в сфере поддержки обрабатывающих производств.

Исследователь также продемонстрировал экспертам демографические данные Владивостока и статистические данные о правонарушениях, отметив, что эти показатели чрезвычайно важны для инвестиционного климата. Говоря об экономических индикаторах, профессор Абрамов сделал акцент на том, что по обороту крупных и средних организаций во Владивостоке с большим отрывом лидируют такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий – более 44 % из общего оборота 579 трлн рублей за 2014 год.

По мнению Александра Абрамова, команде, работающей над актуализацией стратегии развития Владивостока, нужно расширить сотрудничество с так называемыми стейкхолдерами – значимыми людьми и организациями, оказывающими большое влияние на экономическую и социальную сферы города. Всего в списке, подготовленном профессором Абрамовым, находится около 280 таких стейкхолдеров. К примеру, один из них – компания DNS, оборот которой в 2014 году составил 134 млрд рублей – это более чем в 10 раз больше доходной части бюджета самого Владивостока. DNS по этому показателю значительно обгоняет Владивостокский морской торговый порт, ДВМП, РЖД и «Аэрофлот».

О перераспределении городских функций

О своем участии в работе над стратегией Владивостока рассказали представители Исследовательского института Номура (Япония). Глава московского филиала организации Акира Ивата отметил, что его специалисты занялись анализом факторов внешней среды и сравнительным анализом ситуации в крупных городах стран АТР.

– В странах, которые полностью зависят от сырьевой экономики, наблюдается отсутствие какого-либо роста. Это связано с падением цен на сырье. Мы приходим к выводу: нужно менять структуру экономики, – отметил замглавы московского филиала института Номура Андрей Родионов.

Кроме того, он рассказал об интересном предложении Японии – о создании международных центров запасов продуктов питания, которые можно было бы использовать в случае возникновения стихийных бедствий. Такие ресурсы должны быстро доставляться в пострадавшие районы. И подходящим местом для создания такого центра является Владивосток – ввиду его транспортной доступности и низкой сейсмической активности.

Также эксперты исследовательского центра Номура решили сравнить Владивосток с четырьмя крупными городами АТР: Токио, Шанхаем, Сингапуром и Гонконгом. Были изучены изменения приоритетов этих городов в плане развития инфраструктуры. По словам Андрея Родионова, со временем эти города вывели некоторые хозяйственные отрасли за пределы центральной части мегаполисов. Это помогло уменьшить нагрузку на эти территории, создать удобную среду для людей, уменьшить количество пробок.

– Сверхконцентрация ресурсов и функций в центре города – проблема, которая не может быть решена одной лишь реорганизацией транспортных потоков. Следует заняться реструктуризацией городских функций. Нужно создавать субцентры, оптимально распределять городские функции по всему пространству, создавая для местных жителей удобную среду. Для этого нужно пересматривать структуру города. Приоритет нужно отдавать человеку, – подчеркнул Родионов.

Эксперт отметил, что Владивосток обладает потенциалом развития и способен ворваться в рейтинги элитных городов мира. Во многом это зависит от инноваций, которые и делают населенные пункты привлекательными. На вопрос о том, что именно нужно сделать Владивостоку для приобретения статуса «элитного города», Андрей Родионов ответил, что очень многое зависит от активности самих людей. Владивостоку следует играть на своих сильных сторонах, развивать сразу несколько направлений.

– Владивосток у многих ассоциируется с очень вкусной рыбной продукцией, но доля города в этой отрасли невелика. Почему бы не продвигать это направление, не развивать рыбную промышленность? Сейчас зачастую продукция уходит без переработки в другие страны. Второе сильное направление, которое развивается неподалеку от Владивостока, – сельское хозяйство. Строятся свинокомплексы, комбикормовые заводы. В этом плане ваш город выходит на лидирующие позиции. Большую роль в развитии Владивостока должны сыграть инновации, все, что связано с университетом, научной базой и исследованиями в морском секторе. Здесь можно было бы создать свою «силиконовую долину», соединив науку и бизнес, причем сделать это было бы логично, к примеру, в области морских биотехнологий и биомедицины. Нельзя забывать и о туристическом потенциале города. Владивосток – ближайшая к азиатским странам «Европа», эту особенность нельзя упускать. Словом, уникальное положение Владивостока позволяет генерировать массу идей, – отметил эксперт.

Преодоление рисков

Впереди у «стратегов» еще много работы. И план стратегического развития, который им предстоит актуализировать, должен быть не просто хорошим, но привлекательным по сравнению с планами других территорий России из-за развившейся в кризис конкуренции бюджетов. В своей работе исследователи будут учитывать существенные изменения макроэкономической ситуации в стране.

– Появились риски, которых раньше никогда не было. Часть этих рисков контролируема. Например, выпадающие бюджетные доходы из-за введения особых налоговых режимов (ТОР и cвободный порт). Вторая группа рисков слабо контролируема, но прогнозируема. Речь идет о выходе Владивостока на новые рынки, который создает новую конкуренцию, например, с Китаем. Особое внимание нужно обратить на третью группу рисков – это внешние факторы, такие как санкции. Только прямой ущерб от экономических ограничений, введенных в 2014 году, уже составляет около 200 млрд долларов. Из-за этого усиливается тенденция межбюджетной конкуренции, – подчеркнул Максим Кривелевич, доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ, кандидат экономических наук.

Напомним, что стратегический план развития Владивостока до 2020 года с продлением до 2030 года был разработан по заказу администрации города и принят городской думой в 2011 году. Однако с тех пор многое изменилось в жизни города и края, поэтому возникла необходимость актуализировать данную работу. Большое влияние на жизнь приморской столицы и на перспективы ее развития оказали создание Владивостокской агломерации и свободного порта, поручение президента об ускорении экономического развития в регионе, закон о ТОРах и закон «О промышленной политике в РФ». На выполнение научно-исследовательской работы по актуализации стратегии был объявлен аукцион. Создание актуальной стратегии, которая соответствовала бы современным реалиям, – задача не из легких, поэтому из городского бюджета на нее выделили почти 20 млн рублей. Аукцион выиграл ДВФУ. В совместной работе со специалистами ВГУЭС, Московского государственного университета, ДНИИМФ и других организаций экспертам предстоит разработать приоритеты и стратегические ориентиры на перспективу, а также предложить план мероприятий по их реализации.

Как сообщила заместитель главы администрации Владивостока Наталья Зубова, будет составлен график встреч руководителей и членов рабочих групп (ученых и руководителей организаций) со стейкхолдерами. Кроме того, раз в месяц будет собираться Совет по стратегическому развитию Владивостока под председательством главы города Игоря Пушкарева. 

Кстати

Основные тезисы для актуализированной стратегии на период до 2030 года

Владивосток – новый центр генерации национального богатства на Дальнем Востоке

Владивосток – один из мировых интеллектуальных, предприимчивых и культурных городов-лидеров

Владивосток – город гармонично развитых людей с гармонично развитой эффективной экономикой и доброжелательной городской средой

Владивосток – это новый узел современной экономики АТР, которая является сетью сетей городов, транспорта, инвестиций, информированных центров и ЦОД, энергетики, торговли и др.


Автор: Алексей НЕКРАСОВ