Ефим Звеняцкий: хочется понимания, а не казенщины

Почему культура края ощущает себя брошенкой?

30 окт. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3831 (165) от 30 окт. 2015
76c5139f9475f60a5aecd85d7aa08116.jpg

Руководителей приморских театров штрафуют за невыплату зарплаты. Репертуар приходится сокращать, а постановку нового спектакля уже можно считать подвигом. Но еще больше деятелей культуры беспокоит, что нет ничего постояннее, чем временное финансовое «обрезание».

Даже у сегодняшнего фаворита – Приморского театра оперы и балета – сотрудникам не выплачена заработная плата за сентябрь и первую половину октября. Как сообщается на официальном сайте Федерации профсоюзов Приморского края, на начало этой недели долг составлял 12 млн руб. Что ж тогда говорить о менее обласканных ныне очагах культуры?

Своим мнением по этому поводу с журналистами поделился Ефим Звеняцкий, художественный руководитель и главный режиссер театра имени Горького.

Нужен отеческий пригляд

– Ефим Семенович, как обстоят дела с финансированием культуры в Приморском крае вообще и театра имени Горького в частности?

– Будем говорить предметно. Все по-прежнему остается сложным, и все негативные тенденции сохраняются. Продолжаются уже набившие оскомину разговоры «вы автономное учреждение и должны сами»… Сами должны сохранить спектакли, костюмы, декорации, сами находить средства на новые постановки, сами должны то, сами се… Знаете, мне это напоминает слова врача, когда он не знает, как лечить пациента, и начинает ему рассказывать про «вам бы надо, батенька, заниматься своим здоровьем».

Хочется воскликнуть: не бросайте нас! Театр такое искусство, которое предполагает помощь. Материальную. Выплатить зарплату, налоги, оплатить свет, воду, тепло – это не мелочи, это суммы для нас более чем значительные. Мы вынуждены делать выплаты из того, что зарабатываем, это оголяет другие участки – новые постановки откладываются, мы не выплачиваем надбавки. Кстати, заработать сегодня ой как непросто: сезон только начался и у зрителей есть выбор – публику ждут и другие театры, концертные залы.

Да, конечно, мы выстоим и выдержим все, но так, как сейчас, нам грустно еще не было. И эти бесконечные разговоры: кризис, сейчас вся страна переживает сложный период… Мы понимаем, как тяжело сейчас государству, мы живем в России, но нам бы хотелось отеческого пригляда, доброго человеческого отношения, понимания, а не казенщины. И я говорю не только о своем театре, но и о других, у которых такие же проблемы.

Скажу честно, в связи со сложившейся ситуацией нам пришлось пересмотреть некоторые свои планы. В частности, я перенес выход премьеры «Сирано де Бержерака» с октября на конец ноября. Впервые за все время, что я руковожу театром, я приостановил постановку из-за недостатка денег! Потому что у нас были большие долги по отпускным, ведь летом мы не зарабатываем. И все, что с начала сезона мы получаем, ушло на эти выплаты, а на постановку денег уже не было. Я много об этом думал. Считаю так: умение сделать шаг назад, чтобы потом – два вперед, возможно, не самое лучшее умение, но без него сегодня никак.

Думаю, что людям, которые занимаются культурой в целом, нужно восстанавливать то, что было до их прихода. И это надо осознать власть имущим и быть помощниками культуре…

Да, сейчас мы слышим: погодите, вот театр оперы и балета станет частью Мариинки и сразу же станет легче, бюджет на культуру в крае вернется и будет тратиться, как раньше… Но я в это мало верю. И меня вот что беспокоит: у нас так умеют – сократят что-то однажды «временно и ненадолго, потому что обстоятельства», а когда и обстоятельства изменятся, и все станет лучше, назад все равно ничего не вернут. И так выжили, зачем возвращать? Как будто и не было раньше куда более приличного финансирования…

Амбиции не соответствуют амуниции

– В каком-то смысле театр оперы и балета оттягивает на себя и финансы, и внимание власти?

– Я говорю об этом с болью. Никогда не понимал и не принимал позицию, когда одно учреждение культуры становилось фаворитом в ущерб другим. Это замечательно, что построили театр оперы и балета, прекрасно, что он работает. Но за что ему такое финансирование? Чем он это заслужил? Амбиции не соответствуют амуниции, на мой взгляд. Как может получать 390 миллионов финансирования театр оперы и балета и по 50 миллионов – все остальные? Это сопоставимо? А ведь, по сути, вся культура, кроме театра оперы и балета, – брошенки сегодня. Поймите, мы с театром оперы и балета не конкуренты, у нас разные жанры и разные возможности. Мы не торопимся догонять их, но пусть восстановится справедливость!

Мы не сводим концы с концами, живем очень трудно. Знаете, когда с тобой по 30 лет работают актеры, с которыми ты прошел огонь и воду, которые настроены на одну волну с тобой, которые живут ради театра и зрителей… Так вот, им можно сказать: ребята, потерпите, сейчас я не могу выплатить то и то, но ровно через месяц, когда пойдут кассовые сборы, выплачу. И они поймут. Но нельзя же так говорить постоянно!

Молчать о сложившейся ситуации тоже нельзя. Мы должны говорить об этом, чтобы привлекать внимание. Чтобы наконец из общения с нами исчезли цинизм и эдакие, знаете, руководящие интонации. Когда людям трудно, нужны доверительные разговоры, искреннее общение, пригляд… И это будет услышано. Не надо руководить культурой и искусством, приходите лучше в наши залы, перестаньте быть «лицами при исполнении», помогайте!

– Обсуждалась ли эта проблема финансирования и перекосов в нем на общественном совете по культуре?

– Конечно. И я точно знаю, что мои коллеги меня поддерживают, что я излагаю не только свое мнение, но и мнение других главных режиссеров и вообще деятелей искусства.

Как долго театрам держать удар?

– Как бы вы прокомментировали тот факт, что вас оштрафовали за невыплату зарплаты актерам?

– Думаю, что и те, кто выписывал штрафы, понимал абсурд своих действий. Я не беру зарплату из кармана, ее переводят театру из администрации края. Да, я получил предписания прокуратуры, ходил в кабинеты и отвечал на вопросы, почему не могу выплатить деньги актерам. Да потому что ее не перечисляют! И я говорил: тогда должна быть и ответственность департамента культуры края, вызывайте их вместе со мной, пусть они скажут про казначейство, а те про департамент финансов и так далее. Ну ведь абсурд! Но штраф был в итоге. Я его заплатил.

– Кроме переноса «Сирано де Бержерака» вы пока не меняли планы?

– Мы будем ставить и выпускать спектакли! Во всяком случае, мы намерены это делать. У нас репетируется сказка «Соловей – птица певчая» по Андерсену, я серьезно думаю о постановке «12 стульев» Ильфа и Петрова, возвращаюсь к мысли о «Яме» Куприна. Мы поставим «Женитьбу Фигаро», «Заповедник» Довлатова. Да, мы их реализуем! Потому что любим зрителя. И я верю, что зрители к нам придут, что найдутся меценаты и повернутся лицом к театру… Мы умеем держать удар. И держим его все вместе: мы, театр кукол, театр молодежи. Но очень бы хотелось, чтобы этот удар кризиса умели держать и департамент культуры, и департамент финансов – все, кто имеет отношение к финансированию культуры. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ