Подарок из прошлого

Музей имени Арсеньева приглашает общественность к обсуждению вариантов своего развития

28 окт. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3829 (163) от 28 окт. 2015

Приморский объединенный музей имени Арсеньева, как известно, совсем недавно отметил 125-летний юбилей. Звучали поздравления, искренние пожелания процветания и успехов, дарились подарки. Но жизнь музея – это не только праздники. Это каждодневная забота о дне нынешнем и размышления о том, каково же будет будущее этого храма истории.

Своими мыслями о том, какие проблемы, созданные много лет назад, не дают этому учреждению культуры развиваться сегодня и как их можно было бы решить, поделились директор музея имени Арсеньева Виктор Шалай и главный хранитель музея Нина Керчелаева.

Почему птенцы не улетают из гнезда?

– Наша филиальная сеть в крае – это наследие СССР, – рассказывает Виктор Шалай. – Как известно, объединенный музей сегодня составляют не только три филиала во Владивостоке, но и пять по краю: в Арсеньеве, Партизанске, Лесозаводске, Дальнереченске и Чугуевке (раньше в крае было восемь). Когда создавали эту махину, объединяя все музеи Приморья в один, была другая страна – СССР, где все делалось на века и все казалось неизменным. Никто не думал, что социальная реальность изменится настолько, что это вдруг станет тяжело. А именно так и случилось!

Положительным фактом стало то, что в начале 1990-х три музея – в Находке, Спасске-Дальнем и Дальнегорске – откололись от нас и стали муниципальными с подчинением местным администрациям. Остальные не захотели.

Но вот что показательно. С момента их отделения прошло 20 лет. И сегодня, если не брать Владивосток, какие самые интересные и развивающиеся музеи на карте Приморского края? Это в первую очередь находкинский музей, проектом которого («Палеодеревня») гордится полстраны, затем спасский и дальнегорский. Они развиваются семимильными шагами, освоили грантовые возможности, а это подстегивает творчество, дает полет фантазии. У них старые экспозиции, но во множестве проектов, придуманных, извините, от голода, они идут впереди всех. Нужно зарабатывать – и они придумывают как.

Не хочу, чтобы обижались коллеги, но это факт: ни один филиал нашего музея в крае не хочет осваивать дополнительные возможности. Они живут, как парень-переросток: вовремя не съехал от родителей во взрослую жизнь и застрял. Пришел домой – еда есть, одежда постирана… Это расхолаживает. Ты всегда знаешь, что есть кто-то, кто из любви к тебе или из чувства долга не даст тебе ходить голодному и в мятом пиджаке. Позаботится. Вот так выглядят и наши отношения с филиалами.

Мы бы мечтали, чтобы они перешли в муниципальное ведение. Но поезд ушел. Муниципалитеты сидят с дырявыми бюджетами, и, когда ты предлагаешь главе местной администрации взять музей на баланс, он на тебя как на сумасшедшего смотрит. Музей? Да он не знает, как от библиотеки избавиться, в край перекинуть, а тут ему музей… И это повторяется везде. Нам главы городов говорят: вы смешные – у нас на территории есть музей, но при этом мы за него не платим. Кто от такого откажется?

Да, наши коллеги в филиалах живут в тяжелой хозяйственной реальности, потому что нам просто нечем их баловать. По правде говоря, они не виноваты в том, что так все сложилось. Это многолетняя порочная система, традиция, которая стала нормой. Люди, которые сейчас работают в филиалах, пришли туда, когда все уже так было. Они не знают, как можно жить по-другому, не умеют. Но не видят плохого в такой системе. И, разумеется, не хотят никуда уходить.

Им говоришь: вы единственное учреждение культуры в городе, вам не надо даже бороться за аудиторию, она вся ваша. Во Владивостоке, с его четырьмя театрами, двумя концертными комплексами, филармонией, кинотеатрами, поди-ка потягайся за зрителя! У человека два выходных дня, один из которых тратится на семью, и поди сумей сделать так, чтобы во второй день он выбрал музей.

А у наших коллег что? В их городах больше ничего нет, ходить некуда. Да зритель должен валом валить! А у них один посетитель в день, и они поникают головами: ах, тяжелое время, ах, люди о душе не думают… И пример Находки, где в музее постоянно есть посетители, их не убеждает. К сожалению.

Но, по большому счету, четыре из пяти наших филиалов в крае легко могли бы жить самостоятельно, это подстегивало бы их к развитию…

– Что касается филиалов в крае, – вступает в разговор Нина Керчелаева, – можно сравнить: когда подобным образом объединяли музеи в Псковской или Владимирской области, там это не создавало проблемы – области маленькие, все рядом. Но когда у нас получилось объединение на территории от Дальнегорска до Дальнереченска – это мыслимо вообще? Да, все музеи в крае выжили, развились. Но они одинаковые, как близнецы! Ну, кроме дома-музея Фадеева. И мое заветное желание, моя мечта – чтобы они стали самостоятельными, полноценными музеями. Тогда и мы здесь сможем развиваться. У нас много коллекций, мы можем создавать во Владивостоке новые музеи, растить новые кадры…

Чувство вины перед Фадеевым

– Особая наша головная боль, – продолжает Виктор Шалай, – это дом-музей Фадеева в Чугуевке, который, конечно, нельзя выталкивать в самостоятельную реальность. Почему? Потому что население в Дальнереченске, Арсеньеве, Партизанске, Лесозаводске измеряется десятками тысяч. А в Чугуевке все иначе. И, кроме того, это не краеведческий музей, как остальные, это музей литературный. Там удивительная коллекция. И герой – редкий, каких поискать. Дальний Восток не избалован личностями уровня Александра Фадеева.

Такой музей в автономное плавание пускать нельзя. Сейчас они сводят концы с концами, потому что мы страхуем. Посещаемость катастрофически низкая. В музее в Чугуевке нет центрального отопления, там бойлер. Это десятки тысяч рублей за зиму. И вариантов нет: не заморозить же учреждение культуры…

Музей в Чугуевке – это такой подарок, доставшийся нам из прошлого. Красивый. Интересный. Нужный региону. Здание отличное, построенное под музей. Прекрасная коллекция. Но что с этим подарком делать?

Сегодня мы все, музейные работники во Владивостоке, испытываем непреходящее чувство вины перед Фадеевым. Это такой силы личность, которая при правильной интерпретации может привлечь большое количество посетителей. Но лишь во Владивостоке. Потому что здесь сотни тысяч населения, здесь есть целевая аудитория. И по-хорошему, конечно, Фадеева из Чугуевки надо вывозить во Владивосток, здесь искать под него здание и открывать музей, разворачивая тему литературы Дальнего Востока, тем более что у нас есть чем дополнить эти коллекции. И Фадеев бы здесь расцвел.

В Чугуевке прекрасная экспозиция, но ей уже много лет, и она не меняется! Кого это заинтересует: жил, родился, умер великий писатель? Это интерпретация для людей из другой страны. Страны, которой уже нет, – СССР.

А меж тем разверни фигуру Фадеева иначе, какой колосс возникает! Стыдно, что такая коллекция прозябает в таежном селе, где, по сути, ее никто не видит. Но где взять ресурсы?

Чугуевский же музей, если оттуда перевезти материалы по Фадееву, в таком случае можно будет перепрофилировать под краеведческую тематику. Там роскошное старообрядчество, археология, сюжетов полно! Только работай. И тогда и люди пойдут, и музей себя прокормит. Но если мы всерьез об этом заговорим, нас тут же раздавят, сочинят крамолу: закрывают музей в Чугуевке! И хоть ты что говори, ничего не услышат. Будут разыгрывать политическую карту, присылать прокурорские проверки: «А докажите нам, что вы не закрываете музей в Чугуевке!» А в 2016-м – выборы. И нам меньше всего хотелось бы, чтобы какому-нибудь депутату пришла в голову идея использовать музей как разменную карту…

Это очень печально. Мы хотим заниматься музейной деятельностью, знаем как, но… Только при наличии здравого, спокойного, разнопланового общественного обсуждения ее можно и нужно вывести из пике. Мы надеемся на дискуссию, где будут услышаны и наши аргументы. Мы готовы об этом говорить, выслушивая других.

Кстати, через год мы будем принимать Дальневосточный музейный форум, на котором будет работать отдельная секция, посвященная будущему музеев в малых городах, в том числе будет обсуждаться проблема развития наших филиалов и путей выхода из этого кризиса. 

Кстати

Обращение к читателям

Этой публикацией, уважаемые читатели, мы хотели бы начать широкое общественное обсуждение проблемы филиалов музея имени Арсеньева, о котором рассказало его руководство. Газета «Владивосток» готова стать площадкой для дискуссии. Если у вас есть свой взгляд на будущее музея и его филиалов, на варианты развития музея Александра Фадеева в Чугуевке, пишите нам! Мы с удовольствием опубликуем все ваши мнения.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ