Дорогая бронза «Звонницы»
Почему вокальный ансамбль похвалили… за хореографию?
Триумфатором вернулся из Пусана, где проходил 11-й международный хоровой конкурс-фестиваль, ансамбль «Звонница», который уже много лет работает в детской муниципальной школе искусств № 3 Владивостока. Наши ребята получили весьма почетную награду – бронзовый приз в категории «Этника».
О том, как владивостокские школьники попали в Пусан и как добились столь почетной награды, рассказывает «В» Наталья Галкина, заведующая фольклорным отделением детской школы искусств № 3 и руководитель образцового ансамбля народной песни «Звонница».
– Пусанский хоровой конкурс-фестиваль – это музыкальное состязание международного масштаба. Участников множество: хоры из Кореи, Филиппин, Индонезии, Англии, Израиля, – объясняет Наталья Ивановна. – Конкурс очень уважаемый, известный во всем мире, в жюри – музыканты мирового уровня из Канады, Германии, Сингапура. Один тот факт, что общий призовой фонд составляет 60 тысяч долларов, говорит о многом.
Мы принимали участие в этом конкурсе пару лет назад, но тогда не вошли в число призеров. И вот нас пригласили опять. Мы уже знали, каков уровень соперников, какие требуются песни, и готовились очень ответственно. Концертмейстером с нами поехал директор нашей школы искусств Сергей Токарев, великолепный баянист. Он же помог ребятам научиться играть на гуслях, жалейках, ведь мы представляли на конкурсе номера полноценные – с вокалом, инструментами и хореографией. «Звонница» выступала в номинации «Этника», а там учитывалось в том числе и это.
Мощная энергетика детских голосов
Приглашение принять участие в конкурсе пришло в школу искусств № 3 Владивостока в середине августа. Все на каникулах, преподаватели в отпусках, Наталья Галкина вообще была в отъезде. Одновременно стало известно, что «Звонница» отобрана для участия в культурной программе Владивостокского экономического форума…
– Это был настоящий форс-мажор! – смеется Наталья Ивановна. – Потому что мы не филармонический, а учебный коллектив, ансамбль при школе искусств. А учебный год закончился, выпускники стали студентами разных вузов, ребята из младших классов на каникулах. Надо было быстро собрать группу для конкурса, выбрать номера, все вспомнить и отрепетировать, одновременно с этим подготовив и программу для ВЭФ. Да, нам было очень непросто. Но мы справились. В Пусан полетела команда из 21 человека, среди них были и наши выпускники, студенты колледжа искусств, которых я попросила тряхнуть стариной, так сказать. Но костяк – наши ученики. Возраст участников «Звонницы» – от 11 до 20 лет. Должна отметить, что ребята осознавали степень ответственности, мобилизовались и готовились тщательно.
Репертуар для конкурса и обязательной концертной 30-минутной программы выбирали очень ответственно. На конкурсе исполняли песню «Матушка Россия», а также свадебную песню «Да у нас ныне белый день», две казачьи песни – «Ох, в Таганроге» и «Черноморец идэ», а также плясовую «Ой, ниточка тоненькая».
В концертную же программу включили русские народные песни, в том числе обрядовые – «Ой, рано на Ивана», например. Это купальская песня, ребята идут по кругу и поют а капелла. Знаете, когда в огромном зале детские голоса запели эту песню, у меня прямо волосы зашевелились на голове: голоса пошли вверх, такая мощная энергетика. Зал ревел! А еще мы пели «Выйду ночью в поле с конем». Мы поем ее в своем стиле, и звучит она очень трогательно.
Кроме того, для финального концерта участники «Звонницы» выучили две корейские песни, в том числе «Ариран» – на корейском языке, что тоже было одним из условий конкурса. И все это чуть больше чем за месяц!
– Конкурс открывался гала-концертом, на который были приглашены далеко не все участники, но нам выпала такая честь, – продолжает рассказ Наталья Галкина. – Даже больше скажу: мы открывали его песней «Матушка Россия». Да, это была первая песня, которая прозвучала на международном конкурсе! Забегая вперед, скажу, что на закрытии фестиваля мне предложили дирижировать сводным хором участников из 250 человек, в который вошли и наши ребята. И мы все вместе спели «Ариран»!
Каждый наш конкурсный номер был представлением, действом! Ребята пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах: жалейках, гуслях. Знаете, после первого выступления нам коллеги-конкуренты сделали комплимент: «Как вы хорошо танцуете!». Сначала мы подумали, что над нами так подтрунивают, конкурс-то хоровой. Но потом поняли: это был действительно комплимент. И я очень благодарна своим коллегам: преподавателю по хореографии нашей школы Евгении Затолокиной, которая ставила нам все номера, концертмейстеру «Звонницы» Владимиру Калмыкову, преподавателю колледжа искусств Елене Грищук, ведь они внесли огромный вклад в подготовку программы.
Как моряки прослезились
Дни, проведенные в Пусане, были для учеников муниципальной детской школы искусств № 3 отнюдь не развлечением.
– Все четыре дня мы вставали рано, потому что утром члены жюри давали мастер-классы, на которые многие из моих учеников очень хотели попасть, – вспоминает Наталья Галкина. – Потом были репетиции, конкурсные выступления, концерт, а вечерами мы выступали на еще одном хоровом фестивале – в городе Тэгу, что в полутора часах езды на автобусе от Пусана. Видели бы вы это! Мы приезжаем в Тэгу, к концертному залу, а там висит огромная афиша и растяжка: концерт ансамбля «Звонница»! И был полный зал, между прочим. Притом что вход был не бесплатным, люди покупали билеты.
А еще мы дали концерт в Морском клубе Пусана. Там был российский консул, много российских моряков. Знаете, когда мои ребята запели «Выйду ночью в поле с конем», я увидела слезы на глазах у этих суровых, просоленных океаном и ветром людей. Они нас не отпускали: уже организаторы показывают, что пора ехать, а нас просят спеть еще…
Ребята потом говорили, что они очень сильно именно на этом выступлении прочувствовали, что они представляют Россию, ощутили, что за их спинами – Родина…
Знаете, одна из моих выпускниц не так давно мне написала: «Наталья Ивановна, мой патриотизм – это не воспитание школы или родителей, это воспитание «Звонницы». Вы так много нам рассказывали про русские корни, что иначе и быть не могло!»
Я думала над ее словами. В репертуаре «Звонницы» нет случайных песен, мы поем настоящий фольклор, берем песни с глубоким смыслом. Иногда кажется: ну вот даже «Ох, в Таганроге» – песня про то, как погиб казак за родину, как его жена тоскует. Поймут ли ее ребята, прочувствуют ли? Такие маленькие еще… Но объясняла, рассказывала – и дети все понимали.
Вообще, особенность «Звонницы», как и всего фольклорного отделения нашей школы искусств, в том, что мы не учим песни механически. Прежде чем начать разучивать произведение, мы говорим о том, на каком обряде его пели и что это за обряд, разбираем, в какой исторический период оно было создано и что тогда происходило в России. Например, мы начали изучать песню о некрасовских казаках и сначала изучили всю историю этого непростого эпизода в жизни казачества… У нас в отделении один из самых важных предметов – народное музыкальное творчество – по сути, история России в преломлении через музыку.
Закаленные сценой
Пусанскую публику ребята из владивостокской «Звонницы» покорили. Впервые в истории фестиваля, по словам организаторов, зрители требовали спеть на бис. А во время церемонии вручения призов коллеги-конкуренты, представители хоров из других стран дольше всего аплодировали нашим ребятам и кричали что есть сил: «Звонница»!!!»…
– Действительно, публика – и корейцы, и наши моряки в Морском клубе – принимала нас очень тепло. И все восхищались нашими детьми, – подчеркивает Сергей Токарев, директор детской муниципальной школы искусств № 3 Владивостока. – А я думаю вот что: ученики нашей школы, участники «Звонницы», постоянно принимают участие во всех городских концертах, мероприятиях, при поддержке администрации города участвуют в самых разных конкурсах и фестивалях, они закалены выступлениями, как говорится, «обстреляны», приучены к тому, что надо работать с полной отдачей. Вот поэтому такое впечатление и производим.
– Мы очень волновались весь конкурс, – подхватывает разговор Наталья Галкина, – потому что, скажем честно, хоть и обозначено было в программе, что это конкурс непрофессионалов, но что такое, к примеру, хор Высшей школы Тайбэя? Это почти консерваторский уровень! Такое многоголосье, почти академическое пение. И рядом мы… В первый день, я заметила, мои ребята немного даже струхнули, но потом собрались и отработали на отлично.
Готовясь к конкурсу, мы еще во Владивостоке занимались до десяти вечера, ребята не щадили себя. Выкладывались на сто процентов и больше. Дети наши молодцы!
Вообще, трудоспособность, умение выложиться присущи «Звоннице». Я всегда ставлю очень высокую планку, мне интереснее работать, когда произведения сложные. И мы никогда быстро, механически не учим, наш девиз: тщательно и качественно. Так и в Пусане работали.
И наши усилия не пропали даром! Мы получили бронзовый приз в категории «Этника», а на фестивале в Тэгу – благодарственное письмо. Денежное выражение приза – две тысячи долларов – мы, скорее всего, потратим на пошив новых костюмов, ведь весной будущего года будем отмечать юбилей – 20-летие «Звонницы», и очень кстати придутся новые костюмы!
Честно? Я до последнего не верила, что мы войдем в число лауреатов, ведь мы были единственным детским ансамблем на конкурсе, все остальные участники – взрослые хоры, с солидными исполнителями, с немного другой манерой пения, более академичной. Но тем сильнее было ощущение счастья! Вообще, я считаю, что это награда – в числе других многочисленных наград «Звонницы» – одна из самых важных и престижных. Именно потому, что мы соревновались с почти профессиональными хорами. Эта бронза дорогого стоит.
К слову, в последние годы воспитанники муниципальных школ искусств все чаще становятся победителями и лауреатами региональных, федеральных и международных конкурсов и фестивалей. Например, ансамбль народных инструментов «Озорники» муниципальной детской школы № 3 завоевал Гран-при международного конкурса баянистов, аккордеонистов, оркестров и ансамблей «Премия города Ланчано» в Италии. Ребята принимают активное участие в мастер-классах и пленэрах, в том числе международных. Так, воспитанники муниципальной детской школы искусств № 6 ежегодно выезжают на пленэр в Китай.
По поручению главы города Игоря Пушкарева оказывается всемерная поддержка муниципальным детским музыкальным, художественным школам и школам искусств. Одаренным в области культуры и искусства детям вручаются ежегодные стипендии. В этом году был увеличен размер стипендий и изменен порядок: теперь премию получают 25 одаренных ребят и три коллектива, добившихся наибольших успехов в учебном году.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ