​Юрий Трутнев: в порто-франко не пустят бюрократов

Резидентам Свободного порта Владивостока гарантируют экономическую свободу

23 окт. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3827 (161) от 23 окт. 2015
5584cda666bd9ffa8ff2e7fffccb6cfe.jpg

Дорога в порто-франко для инвестиционных проектов должна быть без бюрократических барьеров. С таким заявлением выступил вице-премьер российского правительства Юрий Трутнев на первом заседании Наблюдательного совета Свободного порта Владивостока, на котором обсуждались проекты, предложенные потенциальными резидентами порто-франко, и взаимодействие с инвесторами.

Ранее уже сообщалось, что потенциальные инвесторы Свободного порта Владивостока предложили семь инвестпроектов на сумму свыше 60 млрд рублей. Впечатляющая сумма!

– И это только начало. Это уже говорит о том, что те нормы, те модели регулирования и стимулирования инвестиционной активности, которые в законе о Свободном порте Владивостока заложены, востребованы инвесторами, – подчеркнул глава Наблюдательного совета Юрий Трутнев.

Как уже писал «В», статус первого резидента порто-франко получила Тихоокеанская инвестиционная компания, планирующая построить пятизвездочный отель на 182 номера в поселке Славянка. Стоимость проекта – около 5 млрд рублей. Гостиница должна быть сдана в эксплуатацию через два года. Строительство ведется в центре поселка, там, где когда-то стояла церковь.

– Стройка уже началась, земля есть, рассчитываем через два года сдать в эксплуатацию. Наша компания смотрит в будущее, мы также планируем строительство дороги, больницы, школы. Очень рады, что стали первым резидентом порто-франко, – с нескрываемой гордостью заявил журналистам президент группы компаний «Транзит ДВ» Игорь Польченко сразу после заседания Наблюдательного совета. По его словам, строительство гостиничного комплекса позволит не только развивать направление бизнес-туризма, но и принимать экипажи судов, заходящих в порт Славянка.

Отбор инвестиционных проектов для реализации на территории Свободного порта Владивостока продолжается. И критерии для их одобрения сведены к минимуму, точнее, их всего два. Первое: проект должен быть новым. Второе: минимальный объем инвестиций установлен в пределах 5 млн рублей. Эту сумму необходимо вложить в проект за три года.

Ставки меньше, чем в жизни

При этом государство предоставляет инвесторам свободного порта бесплатную дорожную и инженерную инфраструктуру. Для инвестиционного бизнеса предусмотрены преференции и льготы по налогу на прибыль: в первые 5 лет ставка не более 5%, в течение следующих 5 лет – не менее 10%, что существенно ниже действующей в нашей стране. Особо подчеркивалось: льготы распространяются только на новые проекты, а не на перекроенные уже существующие.

– Ставки очень низкие для бизнеса, мы это сделали сознательно. Считаем, что режим свободного порта должен работать не для ограниченного количества больших компаний, а позволять зарабатывать и средним, и малым предприятиям, – отметил Юрий Трутнев.

При этом полпред подчеркнул, что бизнесмены, которые пожелают подать заявку на получение статуса резидента, «должны понимать: первое, что мы сделаем, это попросим налоговую службу РФ проверить, какими видами деятельности они занимаются. Для нас принципиально важно, чтобы мы говорили о создании нового бизнеса, новых мощностей, а не льготирования существующих».

Кстати, по предварительной оценке экспертов, в результате создания Свободного порта Владивостока количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тыс. человек – к 2021 году, 108 тыс. человек – к 2025 году и 468,5 тыс. человек – к 2034 году. Прирост трудовых ресурсов будет обеспечен прежде всего за счет местного населения. И только потом за счет приезжих из других регионов России.

Таможня обеспечит режим

Между тем с реализацией федерального закона «О Свободном порте Владивостока» не все так гладко, как хотелось бы. Процессом внедрения беспошлинного режима в жизнь занимается Федеральная таможенная служба. Ведомство не успело до 1 сентября завершить работу над своими подзаконными актами, которые, как пазлы, должны состыковываться со статьями вышеназванного федерального закона. Об этом тоже говорилось на заседании Наблюдательного совета. После чего председатель Наблюдательного совета вице-премьер Юрий Трутнев поставил задачу к следующему заседанию сообщить реальные сроки ввода беспошлинного режима.

Глава приморской столицы Игорь Пушкарев отметил, что администрация города перестроила свою работу с учетом принятого закона «О Свободном порте Владивостока».

– Да, в таможенной службе процесс приведения таможенных норм и правил в соответствие с принятым законом «О Свободном порте Владивостока» идет сложнее, через Москву. И там другой регламент. Сроки определяет полпред президента в ДВФО – вице-премьер Юрий Трутнев. В целом мне заседание понравилось, были приняты конструктивные решения. Это большой шаг, – подчеркнул Игорь Пушкарев.

На заседании не обошлось без курьеза. Так, генеральный директор Корпорации развития Дальнего Востока Александр Корнейчук выступил с предложением обязать бизнесменов предоставлять графики выполнения своих обязательств. Чтобы члены координационного совета могли периодически мониторить мероприятия, которые готовят резиденты. По его словам, чтобы не было последствий после возможных нарушений в реализации проектов.

Но его предложение тут же было отвергнуто заместителем председателя правительства РФ. Причем категорически. Это отметили все присутствующие на совещании.

– Ответ отрицательный. У вас не будет таких полномочий. Вы будете фиксировать срок ввода предприятий в действие. Это да! – охладил Корнейчука полпред. – Мы попросим коллег сказать, когда они запускают предприятие, и вы вместе с налоговой инспекцией их проверите. Если резиденты не начнут в указанное время работать, то зачем нам нужен такой резидент? Контроль за экономической деятельностью резидентов считаю избыточным. Нам надо проверять, не жульничают ли они, не воруют ли налоги, вот это принципиально. И нам надо проверять, создает ли резидент рабочие места и прибавочную стоимость. Все! Чем меньше мы будем вмешиваться в бизнес, тем меньше будет к нему вопросов. Мы должны исключить любые возможности субъективного управления и коррупции, выкинуть любые оценочные показатели. Не понимаю, зачем мы собрались оценивать уровень бизнес-проекта. Есть инвестор, он рискует деньгами и репутацией. Оценка простая: если человек не реализовал проект, значит, бизнес-план плох по определению, – отметил Трутнев.

И глава Корпорации развития Дальнего Востока с ним согласился. Ко всеобщему одобрению присутствующих.

Другая песня

По окончании заседания корреспондент «В» спросил у полпреда, зачем строить новую гостиницу, если край с 2012 года не может достроить два пятизвездочных отеля Hyatt в центре Владивостока. Может быть, сначала их ввести в эксплуатацию? Юрий Трутнев назвал подход журналиста к инвестиционному проекту пятизвездочного отеля в Славянке «социалистическим».

– Наш главный принцип – не командовать бизнесом, инвестициями. Мне бы тоже хотелось как можно быстрее достроить гостиницы Hyatt в краевом центре. В ходе моей рабочей поездки у нас будет совещание с представителями власти Приморья по этому вопросу. Будем обсуждать, что там происходит и что нужно сделать для ускорения процесса. Но сейчас есть инвестор, который хочет простроить гостиницу в Славянке не за бюджетные деньги. И это здорово!

Напомним, что гостиницы Hyatt – тяжкое бремя для краевого бюджета. Два пятизвездочных отеля планировали сдать к сентябрю 2012 года, к саммиту АТЭС, затем – к июню 2013 года. В конце прошлого года было заявлено, что отель на Корабельной набережной сдадут в текущем году, а гостинице на мысе Бурном будут искать покупателя. Как уже писал «В», начальная сметная стоимость гостиниц подскочила почти в два раза. Счетная палата РФ ранее сообщала, что затраты на два отеля составляли 7,3 млрд рублей. 

Справка «В»

12 октября вступил в силу федеральный закон «О Свободном порте Владивостока», установивший особый экономический режим на территории 15 муниципальных образований края. К территории порто-франко относятся все ключевые порты юга Дальнего Востока от Посьета до Находки плюс международный аэропорт Кневичи под Артемом. Помимо того, в зону действия свободного порта входят перспективные международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2».


Автор: Сергей КОЖИН