Доступный Сельянов

О новых проектах и роли кино в современном мире

15 окт. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3822 (156) от 15 окт. 2015

Продюсер Сергей Сельянов cегодня во многом определяет лицо современного российского кино. Вряд ли найдется человек, который не знает фильм «Брат» или «Брат-2», а уж среди владивостокцев наверняка много тех, кто помнит совсем недавно проходившие в нашем городе съемки ленты «Напарник» с Сергеем Гармашем. Это тоже проект Сельянова…

А в город нашенский Сергей Михайлович привез на этот раз фильм Бакура Бакурадзе «Брат Деян». Историю о сербском генерале, который десятилетиями прячется от Гаагского трибунала. Это кино не кассовое, не массовое, но и за такие проекты берется продюсер Сельянов…

Герой или нет – решать не нам

– Как сами сербы относятся к прототипу главного героя фильма?

– Сложно. Для кого-то они герои, для кого-то – люди, которые помешали развитию Сербии… И никто не знает ответа на самом деле. Кто такой Сталин, например? Злодей или важная фигура для нашей страны? Вопрос, который решает в России каждый по-своему. И в Сербии примерно такая же ситуация. И тем не менее эти сербские генералы – герои. Любите вы их или нет, но они сыграли существенную роль в жизни страны, стало быть, это объект для исследования художником: люди, которые были всем, а стали никем, люди, которые прячутся, скрываются…

«Полковнику никто не пишет…»

– Фильм «Брат Деян» такой особый, неспешный. Это коммерческий проект?

– Это абсолютно авторское кино. У него не будет никогда множества зрителей, широкого проката. Это было очевидно. Бакур Бакурадзе – один из самых талантливых режиссеров современной России. Но между талантом и зрительской любовью нет знака равенства, как и между качеством фильма и все той же любовью зрителей. Мы все это знали заранее, но нам показалось интересным и важным высказаться на эту тему. И для России это тоже имеет огромное значение. Мы с сербами все же очень близки. И, может быть, «Брат Деян» сыграет свою роль – пусть не сегодня и не завтра. И, может быть, о нем будут думать люди, от которых зависит принятие неких важных решений в нашем мире. Фильм стал кинематографическим явлением – его пригласили на фестиваль в Локарно, а эта своего рода выставка достижений входит в пятерку лучших в мире и выбирает яркие авторские работы. Думаю, на этом фестивальная история фильма не закончится. Есть уже приглашения – будем думать.

На хорошее кино деньги найти нетрудно

– Искусство должно делать людей немного лучше, немного чище… Чему должен научить людей «Брат Деян»?

– Искусство никому ничего не должно. Это работа. Если вы хотите стать лучше и чище, можете использовать костыль искусства, чтобы двигаться в этом направлении. Если вас это не интересует, никакое искусство вам не поможет. Подонкам искусство не поможет, это точно. У кино нет воспитательной функции, это иллюзия. Кино добавляет вам опыта жизни, опыта других людей – создателей фильма. И вы уж думайте, брать этот опыт в работу или не брать, меняться или не меняться… Это ваша задача. Что за абсурд: нам показывают плохое кино, поэтому мы плохие, или мы стали хорошими, потому что посмотрели хорошее кино… К сожалению или к счастью, так не бывает. Это ваша работа. И только ваша. А кино может немножко помочь, направить, но за вас работу не сделает. Быть человеком – задача человека.

– Трудно было найти деньги на фильм?

– Нет. На любую качественную историю деньги найти нетрудно. Трудно сделать фильм, хороший сценарий и так далее. Но и не скажу, что было легко. Потому что Минкульт наш проект не поддержал, ему это неинтересно. Чиновникам от культуры вообще неинтересен человеческий голос России в мировом пространстве. Фраза Пушкина о том, что мы всемирно отзывчивы, для нынешнего руководства культурой пустой звук. Я крайне критично отношусь к их деятельности, к той линии, которую ведет Минкульт в области кино.

– А частные инвестиции разве не должны…

– Частные инвестиции никому ничего не должны.

– В свое время в России были сильны традиции меценатства, сейчас же такое чувство, что искусство, культура богатым людям неинтересны…

– Не было никогда в России сильных традиций меценатства. Было два-три человека, которые прогремели в истории и сделали погоду. А вообще, наши люди как расставались трудно с деньгами, так и сегодня трудно расстаются. Между прочим, сегодня меценатов даже больше, чем в конце XIX – начале XX века. Но меценатство не подразумевает некой публичности, это даже неприлично – рассказывать всему миру, мол, я вот дал деньги. И те, кто действительно много помогает, так и поступают: не кричат на весь мир. А кино вообще дорогая история. Нужно много денег. Поэтому больше тех меценатов, которые готовы помочь выходу книги, театральной постановке. С вложением в фильм все сложнее.

Всегда в свободном доступе

– Нужны ли хорошие связи, чтобы работать в кино? А то так просто иногда говорят: я снял на телефон фильм, послал продюсеру и он мне позвонил… Так бывает?

– Главное – талант. И так бывает: прислал – позвонили. Откуда возьмутся связи у человека, который снял первую короткометражку? Ниоткуда. И они не нужны. Только талант и профессионализм. Все продюсеры в открытом доступе – пожалуйста, присылайте. Вы нам нужны – новые сильные люди, которые хотят и умеют делать кино, неважно, откуда вы родом. Любой молодой человек, снявший первый фильм, может достучаться до продюсера Сельянова, уверяю вас. Вообще, нет понятия «провинциальный режиссер». Есть режиссеры и нережиссеры, все. Что значит – провинциальный? Весь мир на провинции держится, в самом лучшем смысле этого слова. Если вы знаете, как сказать и что сказать, неважно, где вы находитесь географически. Во Владивостоке? Прекрасно! Сняли короткометражку или полный метр? Отправляйте тому продюсеру, которого вы уважаете. А дальше все будет просто: вы будете снимать большое кино. Если – подчеркну – ваше произведение действительно сильное и если вы себя не обманываете на этот счет.

– Нет ли у вас ощущения, что некая разобщенность современного общества – Москва мало знает, чем живет Владивосток, и наоборот – плохо сказывается на современном российском кинематографе? Мы так оторваны друг от друга…

– Неожиданная постановка вопроса. Мне кажется, что лучшие российские – как и советские когда-то – фильмы страну соединяют. Вот фильмы нашей компании «Брат» и «Брат-2» – разве они не одинаково звучали для Калининграда и Владивостока? Или наши мультфильмы о трех богатырях, которых мы уже много сделали и будем еще делать, – разве они не одинаково звучат для тех же регионов?

– Но ведь в Москве можно часто услышать: а, Владивосток, это в Сибири…

– Я согласен, что необразованных много, но учить географии – не задача кино, а задача школы. Кино делается для всего земного шара. В идеале фильм должен быть интересен Африке, Америке, России, Японии. Нет задачи делать фильмы, интересные локально, только Дальнему Востоку, например. Это смешно.

Мы вот совсем недавно во Владивостоке снимали ленту «Напарник», уникальный проект, такого никто не делал в мире, никакой Голливуд. И мы постарались снять город, как он того заслуживает. Владивосток так изменился в лучшую сторону! Мосты собрали вокруг себя пространство, и мы постарались передать очарование Владивостока. Надеюсь, фильм «Напарник» поможет людям в России и не только увидеть красоту приморской столицы, понять чувственно, а не на уровне знания, что это город нашенский, необычный, великолепный…

И все же главное в кино – общечеловеческая история, неважно, где она происходит. Если есть история, люди будут смотреть фильм и любить его. А если мы будем сначала решать задачи просветительские, воспитательные, то такое кино, скорее всего, провалится и до зрителя не дойдет.

– Ну, мы будем надеяться, что у продюсера Сергея Сельянова в списке тех мест, где можно снимать красиво, навсегда обосновался и город Владивосток!

– Договорились!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ