Свободный порт отправился в свободное плавание
Ближайшие 70 лет в южном Приморье будет действовать режим порто-франко
12 октября Свободный порт Владивостока начал свою работу. В соответствии с принятым в июле федеральным законом, который подписал и сам презентовал на Восточном экономическом форуме президент России Владимир Путин, режим порто-франко на территории южного и центрального Приморья вступил в силу сроком на 70 лет.
Понятные правила игры
Накануне исторического события свое мнение о нем высказал полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьер, глава Наблюдательного совета свободного порта Юрий Трутнев.
– Мы должны стать не менее привлекательными, чем порты Китая, Гонконга, Сингапура, Японии и Кореи. Только в этом случае мы сможем выиграть, – подчеркнул полпред. – Для этой цели мы не только сохранили все основные мировые принципы свободного порта, но и расширили полномочия порто-франко и его резидентов.
Сформированы нормы, позволяющие создать так называемую зону freeport в Свободном порте Владивостока. На портовом участке будет создан центр со свободной таможенной зоной, где можно будет хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их предпродажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям. Подобные центры реализованы и пользуются широкой популярностью в Люксембурге, Швейцарии, Сингапуре.
Наши зарубежные партнеры уже проявили большой интерес к свободному порту в рамках развития транспортной системы Дальнего Востока. Мы предлагаем налоговые льготы, простые и понятные правила игры, поддержку на законодательном уровне со стороны главы государства и правительства страны. Не сомневаюсь, что это привлечет сюда инвестиции.
Алмазы меняют направление
– Нашим порто-франко заинтересовался один из крупнейших мировых инвесторов в сфере логистики – глава стивидорной компании DP World Султан Ахмед бен Сулайем, – рассказал Юрий Трутнев. – Он считает, что географическое положение Владивостока плюс закон о свободном порте создают уникальные условия для развития территорий именно с точки зрения создания морских портов. Поскольку он является, насколько мне известно, персоной номер один в мировой логистике, то к его мнению трудно не прислушаться. При этом он сказал, что в течение месяца он подготовит предложения по началу работу DP World на территории Дальнего Востока. Его интересует, в частности, порт Владивостока.
Также решается вопрос по созданию во Владивостоке алмазной биржи. Во всяком случае, сейчас российская компания «АЛРОСА» ведет переговоры с китайскими партнерами о ее создании. Думаю, что до конца 2016 года это абсолютно реально. Понятно, что это будет Владивосток, потому что по всем транспортным пересечениям это наиболее удобно и город к этому готов. Глупо продавать наши алмазы Японии или Китаю (который является вторым крупнейшим покупателем после США) через Антверпен. Для начала мы просто переключим наших сформировавшихся потребителей из стран АТР на Восток. А потом, следующим шагом, можно подумать о переработке, создании совместных компаний. Они тоже заинтересованы.
Кого возьмут в резиденты
– На сегодняшний день главным вопросом являются критерии отбора резидентов свободного порта. Я предложил несколько авантюрную идею, которая мне пока нравится, – отметил полпред. – На мой взгляд, механизм отбора должен быть субъективным, надо избавиться от множества критериев, оставив только один – создание новых экономических мощностей на территории свободного порта.
На первом этапе компания подает заявку рабочей группе, которая выясняет, действительно ли эта компания создает новое предприятие или просто перетаскивает с одного места на другое. Если она создает новое капитальное сооружение, завозит оборудование, нанимает новых сотрудников, то проект предварительно одобряется, а затем выносится на обсуждение Наблюдательного совета Свободного порта Владивостока, который выносит окончательное решение. Уже в ближайшие дни на заседаниях Наблюдательного совета начнется отбор резидентов.
Справка «В»
Статус Свободного порта Владивостока для России сегодня уникален. Напомним, что впервые идею создания такого режима поддержки предпринимательства озвучил президент РФ в своем послании Федеральному собранию в декабре 2014 года. Соответствующий документ был разработан в кратчайшие сроки с использованием лучшего международного опыта, с участием представителей администраций Владивостока, Приморского края, муниципалитетов, ученых, экспертов и бизнесменов.
Вместе с законом о свободном порте также вступают в силу изменения в Налоговый кодекс и ряд федеральных законов – в связи с установлением режима порто-франко.
Для резидентов свободного порта устанавливаются льготы по налого-обложению и уплате страховых взносов, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Упрощается получение градостроительных документов, ветеринарный, фитосанитарный, карантинный контроль на границе. Устанавливаются режим одного окна для прохождения различных видов контроля на границе, круглосуточный режим работы пунктов пропуска.
Для иностранных граждан вводится упрощенный визовый порядок въезда и пребывания в течение восьми суток.
Автор: Николай КУТЕНКИХ