Все преступники под колпаком. У Интерпола
Россия вошла в состав Международной организации уголовной полиции
Интерпол – полицейская структура, объединяющая 190 стран мира. Ее уникальная правовая база (Интерпол руководствуется собственными процессуальными документами и законодательством входящих в него стран) и техническое оснащение позволяют эффективно и рационально координировать международное сотрудничество правоохранительных органов.
Сегодня филиалы Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола созданы на правах групп, отделений и отделов в большинстве регионов России, в том числе и в Приморье.
Полицейские всех стран, объединяйтесь!
Некоторыми секретами этой закрытой организации с корреспондентом «В» поделился руководитель группы НЦБ Интерпола Управления МВД России по Приморскому краю подполковник полиции Олег Баев.
За четверть века существования НЦБ Интерпола на территории России эта служба обеспечила задержание и экстрадицию сотен преступников, находившихся в международном розыске, а также поиск пропавших без вести людей. Благодаря содействию сотрудников приморского подразделения НЦБ Интерпола было найдено более трех с половиной тысяч похищенных предметов ценного имущества граждан и государства.
Местные интерполовцы кропотливо, как архивариусы, изучают документы, различные бумаги и справки, ищут преступников через Интернет в режиме реального времени. У них есть доступ ко многим базам данных полиции России и, конечно, к базе данных генерального секретариата Интерпола. В то же время им случалось задерживать преступников и выполнять работу экспертов-криминалистов. К примеру, совместно с заводом-изготовителем устанавливать достоверность маркировки на кузове автомобиля, угнанного за границей. То есть это универсалы, чья работа, как в известной песне, «на первый взгляд как будто не видна». Поэтому наши соотечественники ничего толком об этой структуре не знают.
– Сфера нашей деятельности – борьба с уголовной преступностью, к которой относятся экономические преступления, кражи транспорта, музейных ценностей, терроризм, наркотики, фальшивомонетничество. Иными словами, весь спектр Уголовного кодекса, – рассказывает подполковник Баев. – Мы работаем с пограничниками, прокуратурой, со всеми подразделениями полиции, с таможней, ФСБ, миграционной службой. А вот военными преступлениями Интерпол не занимается, так же как преступлениями на расовой и религиозной почве. Наши оперативники неоднократно выявляли факты незаконного изготовления и оборота фальшивых денежных знаков иностранных государств, наркотических средств и огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ иностранного производства.
Черный «бумер», где ты сгинул?
Сотрудники местного подразделения Интерпола благодаря имеющимся базам данных могут, например, выяснить, находится ли человек в розыске, входит ли он в состав террористической организации или организованной преступной группировки, на законных ли основаниях находится на территории России. Также можно проверить, находится ли в розыске картина, скульптура, икона или иная культурная ценность. Ежегодно по базам данных пробивается около трех миллионов объектов. В том числе и автомобили – на предмет угона.
Только в 2014 году при помощи сотрудников приморского подразделения НЦБ Интерпола на территории России было найдено 37 машин, похищенных за рубежом. Помимо того, были выявлены 44 единицы автотранспорта, объявленного в федеральный розыск. В том числе 9 прошедших таможню автомобилей, у которых в документах был указан завышенный год выпуска (чтобы уменьшить госпошлину). Две иномарки были возвращены за рубеж – в Австрию и Германию. Несколько лет назад сотрудники приморского подразделения НЦБ Интерпола вернули в Японию BMW. Правда, до суда с новым хозяином дорогого авто дело не дошло: во Владивосток приехали представители японской страховой компании и выкупили у него автомобиль. Как выяснилось, он и не подозревал, что машина краденая. Вообразите его состояние, когда ему сообщили, что любимый «бумер» в международном розыске! Между тем нередки случаи, когда японцы – бывшие хозяева угнанных автомобилей не горят желанием возвращать найденные в России машины. Их потерю они давно уже оплакали, и теперь для них это металлолом: японцам проще получить страховку за похищенное авто, чем связываться с полицией.
Не спрятаться, не скрыться
Изначально основной целью Интерпола был розыск криминальных элементов, скрывавшихся от правосудия, невзирая на звания, регалии и «крутизну». Сегодня под колпаком международной криминальной полиции много бизнесменов и бывших чиновников, чьи имена еще недавно гремели в Приморье. Ныне они беглецы, укрывшиеся в странах, с которыми у России нет договоренности об экстрадиции преступников. Например, с Таиландом. Но эта недоступность иллюзорна и временна. Каждый шаг таких людей под контролем, и рано или поздно они выйдут за границы своей «спасительной» ловушки, в которую сами себя и загнали…
К примеру, в свое время в Испании был задержан небезызвестный Вреж Бабакехян, подозреваемый в убийстве. Его разыскивала полиция Москвы. А на Украине повязали менеджера владивостокского казино «Император». Ушлый парень сбежал за кордон, прихватив из «императорской» казны более миллиона рублей. Приморские интерполовцы вели информационное сопровождение розыска, а непосредственно задержанием занималась полиция Украины. Изначально предполагалось, что преступник мог уехать в Европу. Но благодаря разветвленной сети каналов международной криминальной полиции его вычислили в Запорожье. Из недавних достижений Интерпола «с привязкой к местности» стоит упомянуть задержание Василия Сысойкина – бывшего генерального директора КГУП «Приморская краевая аптека», похитившего из кассы родного предприятия 121 миллион 278 тысяч 850 рублей. Господин Сысойкин скрылся от правоохранительных органов за пределами России, поэтому был объявлен в международный розыск. В декабре 2013 года беглого провизора задержали в Черногории, в аэропорту Подгорица, куда он прибыл из Рима.
Хочу в русскую тюрьму!
10 декабря 2014 года сотрудники приморского подразделения НЦБ Интерпола задержали во Владивостоке, в отеле «Хендэ», 44-летнего гражданина Республики Корея. Мужчина находился в международном розыске по инициативе южнокорейской полиции за совершение мошенничества. В отношении него было издано специальное международное уведомление Интерпола «Красный угол». Данный документ требует от правоохранительных органов стран – членов Интерпола ареста разыскиваемого лица с последующей экстрадицией в страну, инициировавшую розыск.
Задержанный обвиняется корейскими компетентными органами в приобретении в 2008 году рыболовного суда на аукционе с помощью подложных документов.
– Гражданин Кореи въехал в нашу страну официально и жил в России пять лет. Поэтому задержание стало для него неожиданностью. Он даже успел здесь поджениться. Хотя у него в Корее остались жена и трое детей, с которыми он категорически не хочет общаться. И на родину тоже не хочет возвращаться. На суде он заявил, что готов сидеть в тюрьме в России, лишь бы не возвращаться в Корею. Хотя по корейским меркам у него не особо тяжкая статья. В этом плане законы у них либеральные. Может быть, его супруга, которую он бросил с тремя детьми, – дочь крупного чиновника? Когда она узнала о его задержании, сразу же прилетела во Владивосток с обратными билетами на себя и на него. А он даже не захотел с ней встречаться, – рассказал Олег Баев.
В настоящее время аферист из Южной Кореи выдан правоохранительным органам родной страны.
Досье «В»
Интерпол (от французского Interpol – Organisation internationale de police criminelle) – Международная организация уголовной полиции. Штаб-квартира находится в Лионе, Франция. Интерпол финансируют правительства стран, входящих в эту организацию.
Россия вступила в Международную организацию уголовной полиции в 1990 году, тогда же ее Российское отделение вошло в структуру МВД. Сегодня филиалы НЦБ Интерпола созданы в министерствах и управлениях внутренних дел 80 субъектов РФ. Менее половины из них имеют статус отделений или отделов. В 11 регионах за данным направлением работы закреплены 1 – 2 сотрудника криминальной полиции.
Автор: Сергей КОЖИН