Прерванный полет
68 лет назад погибли экипаж и пассажиры выполнявшего историческую миссию боевого самолета из Приморья
Во Владивостоке и ряде других городов России завершились торжества по случаю окончания Второй мировой войны и победы над милитаристской Японией. «В» подробно рассказывал о боевых действиях, которые моряки-тихоокеанцы и бойцы сухопутных частей 1-го Дальневосточного фронта вели в августе 1945 года. Однако несколько событий той войны остались за кадром, потому что произошли позже.
Слава
1 сентября 1945 года по приказу первого заместителя командующего ВВС ТОФ Героя Советского Союза генерал-майора Евгения Преображенского (именно он летом 1941 года одним из первых бомбил Берлин) с аэродрома «Пристань» на берегу бухты Суходол взмыл в небо в направлении Токио самолет 16-го отдельного морского дальнего разведывательного Порт-Артурского Краснознаменного авиационного полка.
Летчики этого полка славно воевали в годы Великой Отечественной войны, в августе 1945 года сражались с японским императорским флотом, в китайском порту Дальнем высаживали воздушный десант, доставляли десантникам боеприпасы и продовольствие. Полк в тот период дислоцировался в южном Приморье.
Для перелета из Приморья в Японию использовался PBY-6 «Каталина» – морской патрульный бомбардировщик (так называемая летающая лодка). Три летчика под руководством командира авиационного полка выполняли историческую миссию.
На борту самолета находилась советская правительственная делегация во главе с представителем ставки Верховного главнокомандования генерал-лейтенантом Кузьмой Деревянко и послом СССР в Японии Яковом Маликом, а также группа корреспондентов советских средств массовой информации. В числе пассажиров был и бывший император марионеточного режима Маньчжоу-Го, действовавшего в Северо-Восточном Китае, генерал Пу И. Им всем предстояло принять участие в подписании акта о капитуляции Японии, а также в дальнейших заседаниях международного трибунала.
Капитуляция, как известно, была подписана представителями японского генштаба и министерства иностранных дел утром 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе. Буквально сразу после этого, в 9 часов 2 минуты по местному времени, бортовой радист воздушного экипажа 16-го авиаполка (в числе других) известил мир об окончании Второй мировой войны. Об этом корреспонденту «В» рассказал председатель совета ветеранов морской авиации Тихоокеанского флота полковник Владимир Ермолкин.
Упоминание об этом событии прозвучало в хроникально-документальном фильме «Япония в войнах», вышедшем на экраны СССР в 50-х годах прошлого столетия.
Трагедия
Между тем исторический самолет ожидала печальная судьба. Он еще неоднократно летал через Японское море, перевозя советских военнослужащих для участия в работе международного трибунала над японскими военными преступниками в Токио.
11 декабря 1947 года на летающей лодке из столицы Японии во Владивосток возвращались Герои Советского Союза майоры-пограничники Иван Чернопятко и Гильфан Батаршин, на тот момент служившие в Главном управлении погранвойск СССР и выступавшие на международном трибунале в качестве свидетелей по Хасанским (в июле 1938 года) событиям.
По неизвестным причинам самолет PBY-6 «Каталина», не долетев 10 – 15 километров до мыса Поворотного, совершил вынужденную посадку на воду, получил повреждения и затонул. Поиски самолета, экипажа и пассажиров велись продолжительное время, однако результатов не дали. Именами погибших в этой авиакатастрофе героев Хасана позднее назвали новые добывающие рыболовецкие суда в Приморье.
Судя по всему, летчики приморского авиаполка и офицеры-пограничники стали последними жертвами Второй мировой. Вечная память им и всем погибшим в той кровавой войне российским воинам!
Автор: Николай КУТЕНКИХ