От тигриных дней до рыбного рынка

Глава Владивостока Игорь Пушкарев провел двухчасовой прямой эфир на радио «Лемма»

7 окт. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3817 (151) от 7 окт. 2015
60830c549e29a20b905b5a6414b5e251.jpg

Мэр приморской столицы подвел итоги ушедшего месяца, а также ответил на звонки горожан. Среди поднятых тем: День тигра, Восточный экономический форум, готовность школ к учебному году, а также будущий рыбный рынок в приморской столице.

«Полосатые» дни

В последнее воскресенье сентября (а по заведенной традиции отмечать праздник начали на день раньше) Владивосток в 16-й раз чествовал тигра. На сегодняшний момент приморская столица является единственным муниципалитетом, в котором это торжество утверждено официально в качестве городского праздника.

– По сути, это наш городской карнавал, своеобразный ответ бразильскому, – отметил глава Владивостока. – Почему Владивосток? Первым «жителем» города, как известно, был тигр. У нас есть и улица Тигровая, и сопка Тигровая. Хищник представлен и на гербе приморской столицы. Мы по-настоящему тигриный город. Где еще так почитают хозяина тайги? Отрадно, что который год президент России Владимир Путин в своем поздравлении с Днем тигра отдельно приветствует Владивосток и отмечает наш праздник.

С каждым годом увеличивается число участников мероприятия. В прошлом году зарегистрировалось чуть более 10 тысяч человек. В этом – уже больше 15 тысяч. Владивостокский День тигра был высоко оценен на федеральном уровне. В празднике приняли участие сотрудники администрации президента, в том числе Константин Чуйченко, начальник контрольного управления президента, председатель наблюдательного совета центра «Амурский тигр», а также Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии.

– Столь высокое внимание помогает привлекать спонсоров и меценатов, которые приобретают технику егерям, финансируют профильные службы, – рассказал Игорь Пушкарев. – Прямая связь с администрацией президента позволяет эффективно совершенствовать законодательство в области экологии. Увеличивается количество парков и охраняемых природных территорий. Очень важно, что такое отношение к проблемам экологии звучит на уровне руководства страны. Дополнительного эффекта в деле сохранения тигра удается добиться не только с помощью сурового наказания, но и через формирование современного экологического сознания.

Марафон хочет бежать по мостам

Двухдневная программа празднования Дня тигра была наполнена большим количеством самых разных мероприятий. Непосредственно празднование началось в субботу с международного полумарафона «Мосты Владивостока», стартовавшего на стадионе кампуса ДВФУ на острове Русском. Участие в акции приняли почти тысяча человек. Это любители и профессиональные спортсмены из Владивостока, других городов Приморья и Дальнего Востока, а также других стран.

– У нас получилось все, что мы задумали, – отметил глава. – Марафон состоялся и принес массу позитива участникам и наблюдателям. Более того, этим событием Владивосток включен в ряд таких городов, как Париж, Нью-Йорк, Токио и других, где проводится данное мероприятие. Присутствовали иностранные гости, прибывшие специально, чтобы не пропустить марафон. Они принимали участие в марафонах в Токио и Сеуле и теперь пробежались по Владивостоку. Интерес огромен. Единственное пожелание от участников: дать возможность пробежать по мостам. В принципе, можно попробовать это организовать в следующем году, продумать маршрут и время так, чтобы максимально сократить неудобства автомобилистам.

Не только тигр

В этом году во владивостокском аэропорту встречали «полосатый» рейс. Одна из авиакомпаний украсила тигриной мордой самолет. Его, кстати, сфотографировал известный певец Хулио Иглесиас, который выложил снимок в Сеть. Появились многочисленные отклики. Люди по всему миру порадовались и поддержали владивостокскую традицию.

– Еще один важный момент. Мы ведь чествуем не только тигра. Это крупный экологический праздник, – подчеркнул глава. – Чтобы сохранить хищника, требуется обращать внимание на природу в целом. Надо увеличивать популяцию других животных и бережно относиться к нашей тайге. Возможно ли это сделать без нанесения ущерба экономическому развитию? Конечно. В мире много примеров. И лучшие из них представлены на многочисленных научных конференциях, обсуждениях, на форумах, которые сопровождают День тигра. В частности, на следующем Восточном экономическом форуме состоится отдельное заседание, посвященное экологии и обсуждению лучших мировых практик сохранения разнообразия животного мира.

Экологическое воспитание

Подавляющее число участников тигриных колонн – молодежь: дети, школьники, студенты. С юных лет в людях воспитывается правильное отношение к окружающей среде, к богатейшей флоре и фауне Приморья.

– Уже два года ведет свою деятельность студотряд «Тигр», – отметил Игорь Пушкарев. – Ребята строят в заповедниках кормушки для животных, тропы для туристов. Ведь, например, далеко не все, кто хотел, смог побывать на острове Петрова. Уникальнейшее место с тисовой рощей и памятниками чжурчжэньской культуры. Число посетителей там ограничено. Большой наплыв туристов может повредить корневой системе деревьев. Если же на пути следования экскурсий установить деревянные настилы, построить инфраструктуру, то число посетителей увеличиться в разы. Только гостей из Китая может быть тысячи. А туризм – это неисчерпаемый ресурс, это инвестиции, дополнительные рабочие места, где требуются квалифицированные кадры, знание языков.

Глава Владивостока поблагодарил всех, кто принял участие в праздновании Дня тигра.

– Мы показываем всему миру, какими дружными можем быть. И московские гости, артисты и музыканты, представители администрации президента – все они были поражены энергетикой наших жителей, – сказал он.

Владивостокские проекты поддержали на ВЭФ

От праздничных дел разговор перешел к стратегическим вопросам. В начале сентября Владивосток принял первый Восточный экономический форум. Международное мероприятие показало свою эффективность и приобрело ежегодный статус. Уже создана рабочая группа по подготовке к следующему форуму.

– Собираются предложения и готовятся организационные решения, которые позволят сделать ВЭФ еще более комфортным и полезным для всех участвующих сторон, – сообщил глава Владивостока. – Что касается итогов ВЭФ, то о них красноречиво говорят те многочисленные соглашения, которые были подписаны на его полях. В свою очередь, администрация Владивостока заключила соглашение с Фондом по развитию Дальнего Востока, касающееся проектов Владивостокской кольцевой автодороги и выставочного комплекса ВЛАДЭКСПО на острове Русском.

Также было подписано соглашение с РАО ЭС Востока о создании объектов ветряной генерации на острове Попова и развитии энергетики района картодрома «Змеинка». Здесь планируется возведение нового микрорайона.

Еще один положительный момент: проект транспортного коридора «Приморье-3» был рассмотрен министром по развитию Дальнего Востока и министром транспорта и включен в список перспективных проектов для реализации на территории региона.

– Особенность форума заключалась в том, что если инвестиционный проект был представлен на его полях, то он, по сути, поддерживается со стороны муниципальных, региональных и федеральных властей, что является важным аргументом для инвестора, – отметил Игорь Пушкарев.

Поддержка на столь высоком уровне инфраструктурных решений, предложенных Владивостоком, крайне важна. Так, реализация ВКАД по стоимости и трудоемкости сопоставима со строительством дефризовской трассы. Без привлечения частного капитала здесь не обойтись.

– Кольцевая автодорога подразумевает возведение новых мостовых переходов, в том числе и высоководного – с Эгершельда на остров Елены, проведение подводного тоннеля, создание большого количества развязок. В целом это 22 километра скоростной современной дороги, – подчеркнул мэр. – Поэтому за счет одного городского бюджета такие проекты, как ВКАД, построить невозможно. Мы хотим привлечь частные инвестиции. В связи с чем проезд по кольцевой дороге, скорее всего, станет платным. Но у водителей будет выбор: либо проехать бесплатно, но по обычной дороге, либо за небольшую плату воспользоваться скоростной трассой. Появится альтернатива. Отмечу, что платные автострады в Москве и Санкт-Петербурге уже показывают свою эффективность.

Связь форумов

О том, что Владивосток действительно становится центром международного сотрудничества в АТР, говорит преемственность форумов. В 2014 году администрация Владивостока провела Первый урбанистический форум, на который были приглашены профильные специалисты из Китая, Японии, Кореи. На полях форума обсуждались перспективы развития Владивостока и Владивостокской агломерации на фоне развития ближайших соседей – стран АТР и в партнерстве с ними.

– Если мы собираемся строить крупную дорожную артерию, по которой должны пойти контейнеровозы, то должны знать, есть ли, например, интерес к ней у китайской стороны, есть ли у них соответствующие грузы и потребности, – подчеркнул мэр. – После чего уже становится понятно, какой ширины должна быть магистраль и нужна ли она вообще. Так же и с развитием владивостокских портов: какие мощности могут понадобиться, каким параметрам они должны соответствовать, под какие суда и виды грузов совершенствоваться. Если мы будем делать что-то без оглядки на реальные потребности, если не просчитаем, как это будет увязываться с другими проектами в регионе и мире, то, скорее всего, потерпим неудачу. Как минимум потребуется все переделывать. Мир становится теснее. Нужно сверять свои планы с планами наших зарубежных коллег, интегрироваться в экономику АТР и предлагать то, чего нет у остальных, в чем мы лучше и чем мы привлекательнее. Это взаимное проникновение. Как мы не можем жить без остального мира, так и мир без нас. И чем теснее будет международное сотрудничество, тем быстрее к нам потянутся иностранные инвестиции.

Для этого и был организован урбанистический форум. Он сформировал представление о том, в каком направлении должен развиваться Владивосток, общую экономическую карту с точками потенциального роста. В будущем это выльется в конкретные дороги, мосты, развязки и предприятия. В частности, на этом форуме губернатор Яньбянь-Корейского автономного округа впервые озвучил заинтересованность в строительстве скоростной железной и автомобильной дорог из Китая во Владивосток. Это, в свою очередь, соответствует нашей заинтересованности в транспортном коридоре «Приморье-3». Китай расположен всего в 46 километрах от приморской столицы. Если сейчас требуется несколько часов, чтобы доехать до границы, то в будущем это расстояние можно будет преодолеть за 40 минут. Если мы проведем грузы по короткому пути, то эффект в виде дополнительной загрузки почувствуют наши порты. А это – рабочие места, налоги и инвестиции.

Вкупе со ВКАД этот проект не создаст дополнительные проблемы действующей городской дорожной сети. И даже, наоборот, кольцевая автодорога разгрузит дороги Владивостока, освободит их от длинномеров.

Восточный экономический форум показал, что те планы и проекты, которые мы обсуждали в 2014 году, встроены и гармонично вписаны в стратегию развития Приморского края, Дальнего Востока и России в целом.

У нас есть что предложить

Конец августа и начало сентября были богаты на международные мероприятия. Так, незадолго до ВЭФ во Владивостоке состоялась 25-я встреча мэров городов Сибири, Дальнего Востока и Западного побережья Японии. Каковы ее итоги?

– На встречу собрались 14 глав городов из России и семь – с японской стороны, – отметил Игорь Пушкарев. – За всю 25-летнюю историю встреч мы впервые стали хозяевами мероприятия. Круг вопросов касался развития городов, возможностей и перспектив экономических отношений. Так, японской стороной было объявлено, что принято решение о покупке паромов и создании новой линии, соединяющей приморскую столицу с островным государством. Кстати, проект возник не на пустом месте. Похожий паром сейчас курсирует между Владивостоком и Южной Кореей. Он рентабелен, он интересен как туристам, так и предпринимателям.

Еще один важный нюанс: сейчас в Японии реализуется большая программа по переносу основных портов, ориентированных на США, с восточного побережья на западный берег – уже с прицелом на Южную Корею и Китай. Крупные грузопотоки перемещаются сейчас в страны АТР, и японские порты не желают оставаться в стороне, терять клиентов. Ищутся возможности, маршруты, выгодные предложения.

– У нас есть что предложить, – отметил глава приморской столицы. – Владивостокская портовая инфраструктура имеет выход на Транссиб и далее – на Европу. На уровне муниципалитетов это понимание есть. В будущем, уверен, оно выльется и в межправительственные соглашения.

Кризис развитию не помеха

Следующий год в финансовом плане обещает быть непростым. На бюджет города накладываются общероссийские кризисные тенденции. От уплаты земельного налога освобожден Фонд развития жилищного строительства, что, с одной стороны, полезно для ведения профильного бизнеса, но автоматически вычеркивает из городской казны 500 миллионов рублей. Как это отразится на жизни приморской столицы?

– Мы стараемся спланировать бюджет так, чтобы влияния кризиса не было заметно, – отметил мэр. – Несмотря ни на что, в этом году готовим к запуску трассу Снеговая – Горностай. На объекте ведет работы городское предприятие МУП «Дороги Владивостока». До конца года частный подрядчик должен завершить строительство дороги Тухачевского – Днепровская. В этом году уже было открыто несколько важных участков. Несмотря на кризис, мы это делаем. И в том же направлении должны двигаться и дальше.

В кризисное время худшее из возможных видов поведения – уныние и бездействие, – отметил глава приморской столицы. – За последние годы население Владивостока выросло на 30 тысяч человек. Строятся новые микрорайоны, дороги, детсады. Жители приморской столицы становятся более позитивными, активными, целеустремленными. Инвесторы это тоже принимают во внимание. Куда они направят деньги: туда, где все сидят сложа руки или туда, где есть перспективы, где у жителей позитивный настрой? Ответ очевиден.

Кризис пройдет. И мы выйдем из него намного сильнее, чем были, если будем активно работать, развиваться, создавать условия для предпринимателей. Напомню, что с 12 октября вступает в силу закон о свободном порте, который даст колоссальные возможности.

На двести школьников больше

От экономики и международных отношений разговор перешел на социальные темы. Месяц назад у школьников Владивостока начался новый учебный год. Как город подготовился к нему?

– Радостная новость: в этом году школы города приняли на 200 учащихся больше, чем в предыдущем, – подчеркнул глава. – Все образовательные учреждения приморской столицы приняты надзорными органами к новому учебному году, прошли проверку по безопасности, санитарии и прочим параметрам. Тем не менее было принято решение провести внеплановый капремонт в одной из школ Первореченского района. Учащиеся переведены в соседнее учреждение. Они вернутся за родные парты во второй четверти, когда в здании отремонтируют кровлю. Несмотря на то что эта школа прошла приемку и была допущена к учебному сезону, мы не стали дожидаться следующего лета, а смогли найти средства в бюджете и организовать работы уже в этом году.

В сотрудничестве с ветеранами

Значимыми событиями в жизни города стали празднования 70-летия окончания Великой Отечественной и Второй мировой войны. 2 сентября приморская столица отмечала Дни мира на Тихом океане. Администрацией города была организована масштабная программа.

– Планы празднования 70-летия Победы и Дней мира были составлены вместе с советом ветеранов, – рассказал Игорь Пушкарев. – Патриотические мероприятия проходили в школах, библиотеках. Были привлечены общественные, патриотические и молодежные организации. Ко 2 сентября завершилась реконструкция парка Победы. Ветераны, которые вносили предложения и с которыми мы согласовывали план работ, уже успели оценить новую зону отдыха. Теперь в Советском районе появилась площадка со сценой, звуковым оборудованием, где можно проводить любые массовые мероприятия.

Также на данный момент реализованы два этапа реконструкции мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота». Проведена масштабная реконструкция инженерных сетей, системы ливневой канализации. Впереди – третий и заключительный этап.

История Владивостока – в городских скульптурах

Общественный резонанс вызвала установка городской скульптуры Александру Солженицыну на Корабельной набережной. По задумке автора, писатель изображен сходящим на берег.

– Вряд ли найдется человек, готовый поспорить с тем, что Александр Исаевич – знаковая фигура в истории России, великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, – отметил Игорь Пушкарев. – Более того, есть указ президента о подготовке к празднованию 100-летия со дня рождения Александра Солженицына. Мы движемся в рамках этого указа. На Родину писатель вернулся из долгого изгнания именно через Владивосток. Городская скульптура на Корабельной набережной зафиксировала этот факт. Мы не воздвигли ему памятник, не поместили его на пьедестал. Это городская скульптура, и здесь нет политических подтекстов. Люди, которые гуляют по набережной, заметят скульптуру и поинтересуются, что это за человек, что он сделал, какие произведения написал. Книги Солженицына посвящены жизни и быту в сталинских лагерях. Они не придуманы. Автор испытал все, о чем писал, на себе. Это надо знать, чтобы ни в коем случае не повторять ошибок прошлого. Напомню, что при строительстве дефризовской дороги были найдены многочисленные захоронения репрессированных советских граждан. Землей и ветками были завалены полторы тысячи расстрелянных. К Солженицыну можно относиться по-разному, но отвергать тот факт, что он пролил свет на самые мрачные деяния прошлого, нельзя.

И чем больше у нас будет таких объектов, напоминающих об истории города, о включенности его в жизнь страны и мира, тем лучше. К слову, они устанавливаются не на бюджетные деньги. Люди сами собирают средства, приглашают спонсоров, меценатов. Сегодня есть инициатива поставить памятники Антону Чехову в Чеховском сквере, Владимиру Арсеньеву и Дерсу Узала, адмиралу Колчаку, таможеннику.

Во Владивостоке уже есть много положительных примеров установки подобных культурных объектов. Открыты памятники Муравьеву-Амурскому, Катюше, Анне Щетининой, Юлу Бриннеру, Владимиру Высоцкому, Илье Муромцу.

– Тема памятников очень щепетильная. Например, есть инициатива восстановить памятник адмиралу Василию Завойко на его родном пьедестале, где сейчас находится памятник Сергею Лазо. Я считаю, что это необходимо сделать. Но и Лазо мы должны найти достойное место.

Здесь будет рынок-скат

Один из звонков, поступивших во время прямой линии, касался будущего рыбного рынка во Владивостоке, где рыбаки смогли бы торговать свежим уловом.

– Рыбный рынок собираемся строить на площадке между опорой Золотого моста и набережной Цесаревича, – ответил Игорь Пушкарев. – Буквально на прошлой неделе состоялась презентация эскизного проекта. Здание, по задумке авторов, будет иметь концептуальную форму рыбы-ската. Наши планы нашли поддержку в администрации края. Сейчас идет процедура оформления земельного участка, а также поиск инвесторов. В декабре планируем завершить работу с документами на землю, и тогда сможем приступить к проектированию и строительству рынка. Срок возведения таких объектов – около двух лет.

Объект будет уникальным. Во-первых, красивым и удобным. Здесь можно будет купить и свежую рыбу, и морские деликатесы по своему вкусу и кошельку. Предусмотрены рестораны, бассейны и аквариумы, пирсы для небольших сейнеров, чтобы их улов сразу попадал на прилавки. Более того, постараемся сделать так, чтобы соединить непрерывной пешеходной зоной центральную площадь и набережную Цесаревича. 

     

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ