Причина смерти – авось,
или Зачем нужны конкурсы по охране труда
Казалось бы, обычная должность «инженер по охране труда» – в далекую эпоху социализма подобые были в штате любого более или менее крупного предприятия. Постоянные занятия по технике безопасности казались абсолютно формальными, никому не нужными мероприятиями. А ведь по большому счету именно огромное количество всех этих мероприятий – занятия, проверки, конкурсы – и давали в результате низкие показатели производственного травматизма…
Теперь в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда активно участвуют и муниципальные власти. Чтобы предотвратить несчастные случаи на производстве и сократить их количество, на предприятиях вновь возвращают учебу и конкурсы по охране труда.
В числе функций управления по исполнению отдельных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда администрации Владивостока – участие в расследовании несчастных случаев, методическая помощь предприятиям, мониторинг состояния условий и охраны труда на предприятиях. Одной из форм работы, направленной на повышение заинтересованности работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте, является проведение городских смотров-конкурсов по охране труда.
Длится конкурс два-три месяца, участвовать же в нем могут учреждения и организации абсолютно всех направлений и форм собственности: и строительные компании, и банковские организации, и детские сады. Условия участия – добровольно и бесплатно.
Для чего нужен конкурс? Как поясняют организаторы мероприятия, их цель – «снижение уровня производственного травматизма», «улучшение условий труда», «предупреждение профессиональных заболеваний». Но, несмотря на традиционно формальный язык, задачи у конкурса чрезвычайно актуальные. И в качестве подтверждения этой мысли немного статистики по несчастным случаям, имевшим место на производстве в нашем городе. Так, за прошлый год на предприятиях краевого центра пострадали 280 человек, тяжело травмированные из этого числа – 55. Смертельных исходов – 16.
Победил? Иди учись…
Что требуется от участников конкурса? Представить заявку и информационную карту участника, по которой оргкомитет оценит уровень и качество функционирования системы управления охраной труда в той или иной организации.
В качестве же призов победителям вручают дипломы, подписанные главой Владивостока, а также сертификаты на бесплатное обучение в учебном центре по вопросам охраны труда и на приобретение средств индивидуальной защиты и спецодежды.
К слову, обучение в таком центре (всего на территории города их тринадцать) платное и обязательное: согласно Трудовому кодексу работодатель обязан пройти обучение в течение месяца со дня вступления в должность (иначе штраф!). А нужны руководителю знания, полученные в центре, для того, чтобы самому иметь право проводить для своих сотрудников работу по охране труда в форме инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда и т.д. Вроде бы рутина и формализм. На самом же деле, как выясняется, – сохраненное здоровье и спасенные жизни.
Надеялись, что обойдется…
Среди владивостокских организаций, где в минувшем году были зафиксированы несчастные случаи вследствие несоблюдения техники безопасности, представители абсолютно разных отраслей. Есть, например, в этом перечне и стоматологическая клиника, в которой подрались сотрудники, причем стычка завершилась тяжелыми последствиями (результаты мордобоя на рабочем месте также квалифицируются как травматизм на производстве).
Имели место и действительно необратимые трагедии, случившиеся в результате, как показывает практика, обычного разгильдяйства.
В июле этого года в нежилом помещении на Верхнепортовой рухнул лифт. Оборвавшийся из-за перегруза трос стоил жизни человеку. Падение в лифтовые шахты, смертельный удар электрическим током, обвалы неукрепленных стен траншей, засыпавшие людей… Все эти случаи есть не что иное, как результат банального несоблюдения безопасности охраны труда. Жертвой упомянутого разгильдяйства стал водитель-экспедитор, решивший по доброй воле помочь грузчику сложить ящики с продуктами в лифт. 50-килограммовый мешок соли, по всей вероятности, оказался лишним: трос от перегруза оборвался. И если грузчик успел выпрыгнуть, то водитель упал вместе с грузовой платформой и погиб.
Как выяснилось в процессе расследования, фактически пользоваться лифтом было нельзя не только из-за его неисправности (руководство магазина, арендовавшего здание, техническим состоянием лифта, похоже, не интересовалось). Все гораздо сложней: оказывается, сотрудники магазина в принципе не имели право его эксплуатировать, поскольку он не входил в перечень арендованного торговым предприятием имущества. Интересно получается: магазин помещение арендовал, а лифт в нем – нет. Тем не менее гендиректор магазина устно назначил ответственного за подъемное устройство, устно же проинструктировал его по безопасному использованию грузовой платформы.
Более чем уверена: знал бы гендиректор того магазина, во что выльется такое вот бесхозное пользование, он бы к агрегату сам не подходил и сотрудникам велел обходить его десятой дорогой. Но, как водится, понадеялся на авось… Собственно, подобные надежды и приводят к несчастным случаям.
Хотел как лучше…
В одном из городских мебельных цехов механик решил осмотреть агрегат, измельчавший набивку для мягкой мебели (правильно называется «щипальная машина АС-42»), не дождавшись полной остановки вращавшихся барабанов. Просунул руку в люк аппарата – и ее тут же зацепил барабан. Причем не просто зацепил – оторвал.
По факту комиссия установила, что механик не прошел инструктаж при работе на щипальной машине. Быть может, в противном случае, кто знает, правило «не лезь руками во вращающийся барабан» вспомнилось бы в нужный момент?
А вот случай, также произошедший в мебельном цехе. Один из рабочих – обивщик мебели – решил самостоятельно починить порвавшийся шланг подававшего клей пневмопистолета. В процессе работы шланг лопнул, под действием остаточного давления клей брызнул бедолаге в лицо. Ему тут же промыли глаза холодной водой – ничуть не помогло. В результате у мужчины диагностировали химический ожог второй степени конъюнктивы и роговицы обоих глаз.
– Не имел права обивщик чинить шланг, это не входит в его должностные обязанности, – считает начальник управления по исполнению отдельных государственных полномочий по государственному управлению охраной труда администрации города Леонид Симанчук.
Не то место, не то время
Увы, зачастую причина несчастного случая абсурдна, тем более обидно, когда происшествие заканчивается смертью.
В Тернейском районе (предприятие, на котором произошел несчастный случай, зарегистрировано во Владивостоке) произошла авария: на моряков – капитана и электромеханика – наехал погрузчик. Причем и пострадавшие были в адекватном состоянии (после посещения бани возвращались на судно), и водитель погрузчика был трезв. Как вспоминает один из пострадавших (второй не выжил), неожиданно сзади из-за поворота на них на высокой скорости, без включенных фар и проблескового маячка, с размещенным впереди грузом круглого леса наехал погрузчик. Стоит отметить, что дело было вечером в конце октября, поэтому на улице уже было темно. Мужчины не успели отреагировать, отойти – и были сбиты бревнами. Парни упали на бетонное покрытие, а водитель погрузчика их не заметил и переехал. Причина аварии, как вы понимаете, самая что ни на есть банальная – неудовлетворительная организация работ, нарушение водителем правил дорожного движения. Это если сухим языком акта. А если обычным, разговорным, то до окончания смены оставались каких-то полчаса и думал парень в этот момент, похоже, совсем не о безопасности дорожного движения.
И подобные эпизоды – самое весомое доказательство важности всех проводимых мероприятий по охране труда. Несчастные случаи, которые произошли из-за того, что кто-то проигнорировал правила организации работы…
Положительную динамику поддержали профилактикой
На территории Владивостока сохраняется сложившаяся в последние годы тенденция снижения количества пострадавших на производстве. Для сравнения: в 2010 году было зафиксировано 527 пострадавших на производстве (включая легкие случаи), в 2011-м – 460, в 2012-м – 418, в 2013-м – 397, а в прошлом – 280.
Общее количество пострадавших на производстве в 2014 году снизилось на 29,5% по сравнению с 2013 годом и на 47% по сравнению с 2010 годом. На 49% снизилось количество погибших на производстве по сравнению с предыдущим годом.
Положительную динамику Леонид Симанчук объясняет в том числе и профилактической работой, которую активно проводит администрация Владивостока. Так, на недавнем заседании межведомственной комиссии по охране труда Владивостокского городского округа, где обсуждались вопросы безопасности труда на предприятиях строительной отрасли, также отметили позитивные изменения. К слову, до недавнего времени отрасль считалась лидирующей по количеству несчастных случаев на производстве.
На сегодняшний день, по данным администрации города, 87% предприятий строительной отрасли Владивостока разработали и внедрили систему управления охраной труда. Работники 92% компаний обеспечены сертифицированной специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. Регулярно проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников, мероприятия по улучшению условий и охраны труда, направленные на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В большинстве организаций сформирована комиссия (комитет) по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда прошли 3 330 работников. И как следствие – за 8 месяцев 2015 года на строительных площадках не зарегистрировано ни одного несчастного случая со смертельным исходом. В 2014 году зафиксировано 3 таких случая, в 2013-м – 7.
Комиссией было принято решение снять с контроля вопросы условий и безопасности труда на предприятиях строительной отрасли.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО