Карен Шахназаров: Не морочьте себе голову киностудией

Гендиректор «Мосфильма» разбил мечту регионов о местном кинопроизводстве

30 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3813 (147) от 30 сент. 2015

Известный кинорежиссер, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров – фигура в российском кино более чем значимая. И с кем, как не с ним, еще говорить о путях-дорогах российского кино… А вопросы у нас накопились, Карен Георгиевич…

Есть ли смысл сравнивать с СССР?

– В этом году мы отмечали 70-летие Великой Победы. Было много речей, мероприятий. Но российский кинематограф яркой, заметной, серьезной, громкой премьерой такое событие почему-то не отметил…

– Ну почему же?.. Были неплохие, на мой взгляд, картины, мы спродюсировали «Дорогу на Берлин», которая в Монреале получила приз… Его будут показывать по Первому каналу. «Битва за Севастополь», «А зори здесь тихие» тоже, по-моему, неплохими получились.

– Но не в том масштабе, как было в советские времена…

– Ха! Так в СССР и кинематограф был другой. СССР производил почти 300 фильмов в год, а современная Россия – 70. Разница есть?

– Может, мы утратили ту память, ту связь, что была в СССР? Ушли свидетели тех событий – артисты и режиссеры, фронтовики и дети войны… Но ведь это история нашей страны. Великая история. А говорить о ней кинематограф стал ну очень мало…

– Не думаю, что все именно так трагично. Народ помнит и ценит Победу и тех, кто принес ей в жертву свои жизни. Но время уходит, естественно. Меняются поколения. И сегодня невозможно, чтобы отношение к войне, к Победе было таким же, как в 1955-м или 1975-м… Прошло 70 лет, выросли люди, для которых Вторая мировая как для нас с вами Первая… События минувших дней. И в этом нет никакой трагедии. Так и должно быть. Другое дело, что помнить надо… Но мне кажется – помнят. И не зря миллионы людей вышли в Бессмертном полку с фотографиями отцов и дедов…

– А я про кино, не про страну в целом. Ведь не зря, возможно, говорят о кризисе сценариев в российском кинематографе. И вы в одном из своих интервью говорили, что фильмы российских режиссеров – не про нашу жизнь. А как может молодой московский режиссер, не бывавший в России дальше МКАДа, говорить о Поволжье, Сибири, о городе на берегу Тихого океана?

– Честно говоря, и в советские времена про Владивосток говорили мало… Думаю, что проблема в том, что во ВГИКе, в других столичных учебных заведениях сегодня не так много учится приезжих, людей из провинции, как это было во времена СССР.

– А может, какую-то программу сделать, стимулирующую поступление в тот же ВГИК талантливых молодых людей из провинции?

– Может быть… Какие-то программы, конечно, быть должны. Ребятам из провинции даже чисто материально трудно поступать во ВГИК, и определенные преференции для них должны быть. Но я давно не встречал людей типа Шукшина, давно… А он принес с собой знание той жизни, которой жили люди Алтая. Это не значит, что в творческих вузах Москвы и Питера не должно быть москвичей и ленинградцев, но что-то, наверное, надо менять…

Все дело в одной поправке

– Во времена, когда вы учились, начинали работать, в кино шли люди с жизненным опытом, поработавшие на предприятиях, которым есть что сказать. Почему сегодня такого нет?

– Должен быть баланс, конечно… Но раньше во ВГИК можно было поступить, уже имея высшее образование, а сегодня за второе образование ты должен платить, и об этом тоже нельзя забывать. Удовольствие выходит дорогое и отсекает часть талантливых людей, которые созрели и хотят проявить себя в кино. Мы часто говорим об этом на самых разных уровнях, особенно в последние годы, и я на многих высокопоставленных советах отмечал: закон о втором платном образовании – касающийся хотя бы творческих специальностей – надо отменить, ведь это не такой большой процент… Ведь и в театральных училищах такие же проблемы! Но, увы, все остается на уровне разговоров. А вот в Белоруссии, например, отменили… Кто-то из начальства решился и сделал приписку в законе: за исключением творческих специальностей. А ведь платность второго образования действительно мешает притоку творческих кадров с жизненным опытом. Вот пример – Вадим Абдрашитов, с которым я почти в одно и то же время учился. У него к моменту поступления во ВГИК уже было высшее образование, он работал на заводе. А сегодня он поступить бы не смог! Денег не нашел бы… И не было бы режиссера Абдрашитова.

В поисках героя

– В советские времена много снимали фильмов на производственную тему и человек узнавал себя в герое-рабочем, герое-инженере… А кто сегодня герой нашего времени, наиболее близкий большинству россиян?

– Не знаю… Сегодня наше общество фрагментарно, как мне кажется, и найти героя, который попадал бы в точку для многих, трудно…

– А как тогда искать тему для фильма, созвучную людям?

– Строго говоря, искать героев бесполезно. Это само собой получается. Понять, как находится близкий всем герой, созвучная тема, я не могу и никогда над этим не задумывался, хотя снимал фильмы, которые, как считалось, попадали в точку. Но такие вещи проанализировать невозможно, творческий процесс не высчитаешь. Какой герой сегодня нужен? Не знаю. Как его создать? Не знаю.

– А есть вообще идея современного российского кино, как в американском?

– А какая у них идея? Американцы лучше всех и всех победят? Они это не декларируют, но так про себя считают… Но у нас ведь тоже есть масса фильмов, где русские всех побеждают. Не думаю, что это может стать реальной идеей. Идеи в кино, как и вообще в искусстве, должны быть очень разные.

– А как лично у вас с идеями?

– Я не сажусь за стол с мыслью: вот сейчас найду идею… Они сами находятся! Я ищу интересный материал, человека, историю, мне интересную. И прежде всего придумываю историю, а уж потом начинаю думать, что хочу сказать всем этим. Но ничего не просчитываю.

Своя киностудия – это наивно

– По мнению людей, так или иначе связанных с кинотворчеством, государство мало внимания оказывает кино…

– Знаете, тут справедливыми будут знаменитые слова про то, что если не хочешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую… Не даешь деньги на отечественное кино – будешь смотреть чужое. Сегодня российское кино слабое, и для страны такого масштаба 70 картин в год – это откровенно мало…

У нас телевидение сильное, и в каком-то смысле оно частично компенсирует ситуацию. Многие формы кино успешно приспособили под телевидение, и они развиваются. И бюджеты там намного больше, и сериалов снимается много. А вот кино для кинотеатров – мало! Франция делает 400 картин. А население у нее в три раза меньше.

– Уже в течение 13 лет чиновники краевого уровня говорят, что во Владивостоке пора бы сделать киношколу, киностудию…

– На мой взгляд, это не очень правильная и не очень оригинальная идея. Она есть едва ли не во всех регионах страны. Куда бы я ни приехал, везде говорят про создание киностудии.

Вы понимаете, построить студию – современную, настоящую – нужны большие инвестиции. Значит, скорее всего, денег будут просить у государства. А если и построят, то студия будет нерентабельна. Рентабельность – это большой объем производства. А где вы столько режиссеров возьмете? Ждать их из стран АТР – наивно, в регионе Юго-Восточной Азии есть свои крупные, хорошие студии.

Снимать в Приморье? А зачем режиссеры будут сюда ехать толпами снимать? Мне это постоянно говорят: вот режиссеры будут снимать в Чебоксарах, в Вологде… Это наивно…

Хотя вот в Якутии снимают кино. И довольно успешно – делают по восемь-девять фильмов в год. Но при этом там не строят никакой киностудии, а если нужно сделать что-то серьезное, приезжают к нам на «Мосфильм». И это правильно. Это более рентабельно, чем строить свои павильоны… Так что для развития кино вам нужны небольшие арендные компании, у которых можно будет взять в аренду камеры, оборудование, свет, технику для съемок. И работать. Не думаю, что в Приморье сразу начнут снимать историческое костюмное кино про гладиаторов, к примеру, да? Скорее всего, если начнут снимать, то про жизнь Дальнего Востока, про реальность. А это все делается просто, и студию для этого громоздить не надо. Поверьте мне как директору «Мосфильма», что студия – это очень серьезный процесс. «Мосфильм» – единственная рентабельная студия в России, при этом мы не получаем бюджетных денег. Но мы находимся в центре страны, в центре телепроизводства, без которого ни одна студия в мире сегодня не может жить. И если у вас нет серьезного телепроизводства в регионе – не снимают, например, те же сериалы, – то вы не выживете. Все азиатские, все студии США, наши студии – все работают на 80 процентов на телевидение.

В общем, мой вам совет: не морочьте себе голову киностудией. Хотите развить кинопроизводство? Кадры растите. Помогайте ребятам из вашего города поступать во ВГИК, стипендию придумайте для них специально, договоритесь о целевом наборе… Подготовьте камеры, операторов, кадры – и тогда будет сниматься кино. Поверьте, сегодня для этого не нужны большие студии, все это делается проще и дешевле.

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ