Учиться не для рынка
Моя приятельница долгое время проработала в банке. Считалась хорошим специалистом, построила успешную карьеру. При этом имеет диплом инженера и свою трудовую жизнь начинала на заводе, где ей также прочили быстрый профессиональный рост.
Но промпредприятия в начале XXI века, кто помнит, едва держались на плаву: цеха простаивали, зарплату, и без того мизерную, задерживали на месяцы, и молодому специалисту пришлось искать хлебное место – надо было содержать себя и ребенка. В те времена один за другим открывались банки, в один из них и трудоустроилась смышленая девушка, окончив курсы бухгалтеров. Базовое техническое образование не помешало выпускнице двухмесячных курсов счетоводов продвигаться по служебной банковской лестнице. За дельным советом и подсказкой к инженеру-бухгалтеру обращались даже профессиональные опытные банкиры.
Но в последние годы прибыльность в банковской сфере перестала радовать масштабами и объемами. Видимо, два подряд финансовых кризиса все же поумерили аппетиты не только потребителей, но и банкиров. А, может, и просто прошли времена легких денег в финансовой сфере. И наступила пора оптимизации штатов, урезания премий, сокращения социальных льгот и корпоративных поощрений.
На содержание семьи уже едва хватало. Ситуация, конечно, далека от периода, когда зарплату получала частями и не каждый месяц. Но когда деловая дама с большим финансовым опытом и инженерным прошлым столкнулась с выбором «экономить на здоровье или учебе», то поняла, что работу надо менять.
И банкирша пошла на завод. Где ее встретили конкурентной зарплатой и обещаниями больших перспектив. Потому, что она: а) имеет фундаментальное образование по специальности, которая сейчас весьма востребована; б) имеет опыт работы на большом производстве. Есть еще и «в»: таких специалистов – чтобы первые два пункта были в наличии – дефицит. Хотя бы потому, что промпредприятий с масштабами советских объемов выпуска товаров или услуг сегодня в крае нет.
Уверена, подобных историй каждый знает сотни. Тогда к чему это? Вузы подвели окончательные итоги вступительной кампании: выпускники по-прежнему идут учиться на экономистов. А их настойчиво зовут в инженеры, объясняя это требованиями рынка. Но он непостоянен: сегодня технари нужны, завтра – гуманитарии или биохимики. Не угадаешь. Может, стоит обучаться тому, к чему душа стремится? А подстроиться под ситуацию ответственный, грамотный и трудолюбивый человек всегда сумеет. Но ведь эти качества в вузах не преподают, не правда ли?
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО