Не стой, паровоз. Постучите, колеса

Акция протеста шахтеров Кузбасса на рельсах Транссибирской магистрали поделила Россию на 2 части. И если несколько дней назад была перекрыта только основная ветка у Анжеро-Судженска, то теперь горняки и сочувствующие им остановили движение на второстепенных направлениях под Прокопьевском, на станциях Терентьевская, Ачинск. Уже сейчас "рельсовая война" в Сибири плачевно отразилась на экономике и транспортных связях Приморья.

25 май 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №381 от 25 май 1998

Акция протеста шахтеров Кузбасса на рельсах Транссибирской магистрали поделила Россию на 2 части. И если несколько дней назад была перекрыта только основная ветка у Анжеро-Судженска, то теперь горняки и сочувствующие им остановили движение на второстепенных направлениях под Прокопьевском, на станциях Терентьевская, Ачинск. Уже сейчас "рельсовая война" в Сибири плачевно отразилась на экономике и транспортных связях Приморья.

В четверг по приказу министерства путей сообщения Владивостокское отделение ДВжд перестало отправлять грузовые составы на запад дальше Восточно-Сибирской железной дороги. На запасных путях приморских станций стали накапливаться эшелоны с грузами. Это ежесуточные 50 платформ с контейнерами из Юго-Восточной Азии на Европу (что, естественно, вызовет негативную реакцию у зарубежных грузоотправителей), рефрижераторные секции с рыбой и морепродуктами, большой заказной состав из Казахстана с импортными автомобилями и многое другое. Резко сократился объем грузов, предназначенных к транспортировке.

Так же плохо обстоят дела с приходом в Приморье "четных" (с запада) грузовых поездов. Как сообщил корреспонденту "В" первый заместитель начальника Владивостокского отделения ДВжд Виктор Осипов, 21 мая в край прибыло всего 6 составов с разными грузами, в то время как еще несколько дней назад каждые сутки отделение принимало по 25-30 эшелонов. А в лучшие годы их и вовсе было более 60. На железнодорожных станциях Новосибирской области и Алтайского края скопились уже тысячи вагонов с экспортными грузами, а также предназначенными для Дальнего Востока продуктами питания, металлопрокатом, оборудованием и техникой, удобрениями, химическими и взрывоопасными веществами, нефтепродуктами и топливом, бумагой для печатания газет (не исключено, что из-за отсутствия бумаги уже в ближайшее время будет прекращен выпуск приморских газет. Сейчас руководство ГИПК "Дальпресс" пытается изыскать резервы газетной бумаги в крае), "литерных" - для Вооруженных сил - эшелонов. Дабы не увеличивать и дальше расходы, в отделении резко сократили число работающих маневровых локомотивов.

Ситуация особенно обостряется на фоне общего снижения железнодорожного грузопотока на востоке страны.

В апреле произошло обвальное падение объемов транспортировки грузов - на 17 процентов - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это зеркальное отражение глубочайшего кризиса в экономике страны. Выход из тупика, хотя бы по линии министерства путей сообщений, попытались найти в минувший четверг все заинтересованные стороны на чрезвычайном совещании в Хабаровске под руководством первого заместителя министра Эдуарда Поддавашкина.

Однако уже сейчас ясно, что наиболее стабильная отрасль несет сумасшедшие убытки. Они усугубляются акцией протеста шахтеров с перекрытиями железных дорог. Упущенная выгода от “рельсовой войны” только по Владивостокскому отделению составляет несколько сот тысяч деноминированных рублей. И явно будет расти как снежный ком. В беседе с корреспондентом “В” председатель комитета судоходства, порта, связи и транспорта краевой администрации Геннадий Несов подчеркнул, что в первую очередь пострадают краевой и местные бюджеты. Именно транспортный комплекс сейчас на четверть наполняет бюджеты и фонды всех уровней. Соответственно наносится ощутимый удар по работе всех приморских портов, морского флота и других транспортных организаций края.

Помимо остановки грузовых составов начались сбои в движении пассажирских поездов дальнего следования. Шахтеры под Анжеро-Судженском третьи сутки не пропускают пассажирские железнодорожные экспрессы. Им приходится делать крюк в несколько сот километров по южной ветке, где возле Прокопьевска местные шахтеры пока уступают дорогу для “пассажиров”. В пятницу отставание от графика для прибывающих во Владивосток 2, 8, 54 и других экспрессов составляло уже 24-27 часов. Кроме того, из-за “зеленого света” для опаздывающих экспрессов происходят значительные сбои в движении поездов местного назначения и электричек.

Пока что пассажиры с пониманием относятся к проблемам железнодорожников, сообщил корреспонденту “В” заместитель начальника Владивостокского отделения ДВжд по пассажирским перевозкам Анатолий Сенченко. 22 мая только 2 человека сдали билеты в кассы. Возможно, это связано с тем, что основную массу пассажиров составляют отпускники-военнослужащие с семьями и уволенные в запас “срочники”. Поскольку и на запад поезда уходят с опозданием, то на железнодорожном вокзале Владивостока ввели новую услугу. По дополнительным телефонам пассажирам сообщается реальное время отправления составов, поэтому людям не приходится дежурить на чемоданах в зале ожидания вокзала.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"