Одна мелодия для всех: белых, красных и махновцев
Неизвестная история известной песни
Нынешним летом исполнилось 100 лет мелодии прославленной песни «По долинам и по взгорьям».
Пытливый читатель возразит: песня появилась в 1922 году как марш дальневосточных партизан. Музыкальное произведение воспевало их подвиг, когда в середине февраля в боях под Волочаевкой и в начале октября в самом Спасске партизанские отряды основательно помогли 5-й Краснознаменной народно-революционной армии Василия Блюхера разбить белых в Приамурье и Приморье.
После чего и появился популярный военный марш времен Гражданской войны, который постоянно исполнялся весь советский период. Жители Владивостока его слышали ежедневно. К примеру, эта мелодия стала позывным сигналом широковещательной радиостанции «Тихий океан», которая вела передачи на русском языке для моряков и рыбаков Дальнего Востока от Певека до Посьета. А часы на здании владивостокского почтамта на привокзальной площади каждый час вызванивали «народную» музыку:
По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперед,
Чтобы с боем взять Приморье –
Белой армии оплот.
Журналист «В» решил разобраться в истории этого щепетильного вопроса с помощью экскурсовода военно-исторического музея Тихоокеанского флота во Владивостоке подполковника запаса Юрия Сыромятникова.
Марш Сибирского полка
Стихи на уже созданную неизвестным композитором мелодию летом 1915 года написал в Москве прославленный журналист и литератор Владимир Гиляровский, чтобы поддержать части российской армии, сражавшиеся на фронтах Первой мировой войны:
Из тайги, тайги дремучей,
От Амура, от реки,
Молчаливо, грозной тучей
Шли на бой сибиряки.
Их сурово воспитала
Молчаливая тайга,
Бури грозные Байкала
И сибирские снега…
Свое произведение Владимир Алексеевич назвал «Марш Сибирского полка». Оно было в том же году опубликовано в «Новейшем военном песеннике «Прапорщик» в Ярославле с добавленной интересной концовкой:
Эх, Сибирь, страна родная,
За тебя ль мы постоим,
Волнам Рейна и Дуная
Твой привет передадим!
Марш Дроздовского полка
Песня полюбилась на фронте. Ее за основу решил взять командир 2-го офицерского Дроздовского полка в Добровольческой армии генерала Антона Деникина полковник Антон Туркул.
У этого офицера необычная судьба. Два года Первой мировой войны Антон Туркул служил рядовым, несколько раз был ранен. За свой героизм награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Окончил ускоренные курсы прапорщиков юнкерского училища. В новом звании трижды был ранен, награжден орденом Святого Георгия IV степени и Золотым Георгиевским оружием. И сразу произведен в штабс-капитаны. В Гражданскую войну сам водил против красноармейцев в штыковые атаки свои подразделения из офицеров и юнкеров. Дослужился до звания генерал-майора. Его любила вся Белая гвардия.
Так вот, Антон Васильевич попросил своего подчиненного полковника Петра Баторина и молодого и неизвестного тогда композитора Дмитрия Покрасса поработать со словами и мелодией. Поэтому нынешняя оркестровка уже имеет конкретного автора. Впервые марш дроздовцев был исполнен 29 июня 1919 года в Харькове на приеме в честь того, что город был занят белыми:
Из Румынии походом
Шел Дроздовский славный полк,
Во спасение народа
Исполняя тяжкий долг…
В этом варианте песни уже был припев:
Этих дней не смолкнет слава,
Не померкнет никогда:
Офицерские заставы
Занимали города!
Ничего не напоминает? В более известной версии «офицерские заставы» поменяли на «партизанские отряды».
И батька Махно пел
Доподлинно известно, что песня была одной из любимых батьки Махно, который, как известно, в равной степени воевал на Украине и с красными, и с белыми. Правда, для знаменитого анархиста Нестора Ивановича переписали текст. В них были такие строчки:
В Брест-Литовске Украину
Ленин немцам уступил,
За полгода махновщина
Их развеяла, как пыль.
Партизанский гимн
Но все же советским людям песня была известна как марш дальневосточных партизан. Юрий Сыромятников говорит, что было не менее трех вариантов песни. Их писали разные авторы.
Советская историография придерживается официальной версии. В 1962 году в Москве даже состоялось заседание суда, которое и закрепило авторство за одним человеком.
Это Петр Парфенов, военнослужащий Красной армии. Якобы он написал «Партизанский гимн» и посвятил его погибшему герою Гражданской войны Сергею Лазо, которого, по имеющейся легенде, во Владивостоке арестовали японцы и потом сожгли в паровозной топке. Сохранилась рукопись Парфенова, в которой прописан именно этот момент с посвящением Лазо. По другой версии, описанной в журнале «Красноармеец – Краснофлотец», песню посвятили личному составу 2-й Приамурской дивизии в армии Блюхера, непосредственно освобождавшей Приморье. В 1937 году автора «Партизанского гимна» по ложному доносу арестовали и сразу же расстреляли.
Аранжировку песни в 20-х годах сделал другой военный – Илья Атуров. Именно с его помощью марш стал знаменитым на всю страну и популярным в народе.
В 1929 году ротный командир одной из частей Украинского военного округа Илья Атуров буквально напел его композитору, дирижеру и основателю Ансамбля красноармейской песни Александру Александрову. Автор музыки гимна СССР подчистил мелодию, а текст отдал для редактирования поэту-песеннику Сергею Алымову, из-за чего тот потом претендовал на авторство.
Ансамбль красноармейской песни включил «Партизанский гимн» в свой репертуар. В 1934 году хвалебную статью о гимне написала газета «Известия». С той поры песня и стала народной и особенно любимой на Дальнем Востоке:
И останутся, как в сказках,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.
Ради рифмы была изменена историческая временная последовательность. Как известно, вначале были бои на сопке Июнь-Корань, а уж затем состоялось взятие последнего редута белогвардейцев на Дальнем Востоке:
Разгромили атаманов,
Разогнали воевод
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
Автор: Николай КУТЕНКИХ