Что ВЭФ дал Владивостоку?

Глава приморской столицы подвел важные для города итоги главного экономического события года

11 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3803 (137) от 11 сент. 2015

Владивосток принял и достойно провел Восточный экономический форум. На многочисленных сессиях обсуждались важнейшие отраслевые вопросы, в залах для брифингов подписывались миллиардные контракты и соглашения. Первые лица государства, ключевые фигуры отечественного и зарубежного бизнеса, звезды кино и музыкального мира – все они стали гостями форума. Но что само мероприятие дало принимающей стороне – городу и его жителям? Об этом рассказал «В» глава Владивостока Игорь Пушкарев.

Его величество результат

Для Владивостока ВЭФ стал событием года номер один. Приморская столица на три дня превратилась в площадку, к которой было приковано внимание не только всей России, но и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

– Для нас это было волнительное время. Но главное – это его величество результат, – отметил Игорь Пушкарев. – Если ограничение по числу участников было установлено в тысячу человек, то заявок на форум пришло в пять раз больше. Интерес проявили как отечественные, так и зарубежные компании. Форум признан успешным на самом высоком уровне. Это отметили участники ВЭФ, вице-премьер правительства и полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев и сам глава государства Владимир Путин. Уже принято решение, что он станет ежегодным.

Поддержка на высоком уровне

Что касается Владивостока, то в целом предприниматели представили на суд инвесторов более 40 перспективных проектов, планируемых к реализации на территории города. Администрация приморской столицы представила три крупных проекта: это Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД), транспортный коридор «Приморье-3» и ВЛАДЭКСПО. Ими заинтересовался Фонд развития Дальнего Востока и Забайкальского региона. На форуме было подписано совместное соглашение по взаимодействию и поиску инвесторов. Все три инициативы муниципалитета вошли в этот документ.

– Важно, что наши проекты были также поддержаны министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой и в министерскую повестку вошли как одни из самых приоритетных на территории города, – сообщил Игорь Пушкарев. – Поддержало наши инициативы по развитию дорожной инфраструктуры и министерство транспорта. ВКАД призван не только облегчить жизнь автомобилистам Владивостока. Он одновременно является финальной точкой международного транспортного коридора «Приморье-1» и началом «Приморья-3».

Еще одно соглашение было подписано между администрацией города и РАО ЭС Востока. В частности, энергетической компанией были поддержаны планы по строительству объектов ветряной электрогенерации на острове Попова и подстанции в районе картодрома «Змеинка».

О судьбе ВКАД

Предварительные расчеты показывают, что реализация только первого этапа проекта ВКАД (Эгершельд – остров Елены – остров Русский – дефризовская трасса) в четыре с половиной раза увеличит пропускную способность магистральных трасс в часы пиковых нагрузок. Стартовый участок наконец-то замкнет саммитовскую дорожную инфраструктуру в кольцо. Сейчас трасса идет от Седанки по дефризовской дороге на Патрокл и далее – на остров Русский до Канала.

– Сегодня две тысячи грузовиков ежедневно прибывают в торговый порт и выезжают из него, – отметил Игорь Пушкарев. – Контейнеровозы движутся через весь город, через и так загруженные улицы Эгершельда. Другого пути у них пока просто нет. Если мы выведем грузовой и транзитный поток с Эгершельда на дефризовскую дорогу вантовым мостом через остров Елены, то нагрузка городских магистралей снизится на 60 процентов.

Сам проект ВКАД подразумевает поэтапность. Причем каждый этап, являясь самостоятельным и автономным дорожным решением, дополняет предыдущий и служит улучшению ситуации города в целом. Строительство кольцевой автодороги спроектировано таким образом, что позволяет не перекрывать существующие трассы. Такого, чтобы весь город был закрыт на одну большую стройку, как во время подготовки к саммиту АТЭС-2012, не будет. Тогда мы расширяли действующие трассы – улицы Маковского и Олега Кошевого. ВКАД предполагает новое строительство. Что мы в итоге получим? Во-первых, сэкономленное время самих жителей, во-вторых, повышаются перспективы развития торгового порта, складских объектов, улучшается в принципе транспортная логистика города.

От этапа к этапу

Согласно финансово-экономическому обоснованию проекта ВКАД, один только высоководный мостовой переход на остров Елены оценивается в сумму около 14 миллиардов рублей.

– Если бы со стороны бюджета было бы софинансирование в размере 40 – 50 процентов, то, уверен, инвестор бы уже зашел на стройку и трудился, – отметил глава. – Но перед нами стоит задача найти инвестора, который сделает это без нашего финансового участия. Это по понятным причинам гораздо сложнее сделать, и в данной ситуации поддержка правительства, министерств, полпредства и Фонда развития Дальнего Востока дает нам серьезную опору и дополнительные возможности. Могу сказать, что инженеры одной из компаний, являющейся потенциальным инвестором, уже работали во Владивостоке, изучали трассировку.

Спрос рождает ВЛАДЭКСПО

На ВЭФ также был представлен проект конгрессно-выставочного комплекса ВЛАДЭКСПО. Наравне со ВКАД и «Приморьем-3» он был закреплен в соглашении о сотрудничестве, подписанном администрацией города и Фондом развития Дальнего Востока. Какую нишу он призван занять в выставочном пространстве города?

– Сейчас у нас уже есть современные площадки для проведения крупных международных мероприятий. В том числе и кампус ДВФУ, на территории которого проходил ВЭФ, – сообщил Игорь Пушкарев. – Однако форум показал и то, что выставочных мощностей в приморской столице пока недостаточно. Тот же зал для пленарных заседаний в университете может вместить около 800 человек. А желающих было намного больше. Если бы все бизнесмены, которые выразили желание участвовать в мероприятии, а заявок, напомню, было около пяти тысяч, смогли бы на него попасть, то заключенных контрактов и инвестиционных соглашений было бы намного больше.

Понятно, что пригласить инвесторов, но не обеспечить им должных условий – это значит их потерять. Исповедовался правильный принцип: надо брать тот вес, который нам по силам. Университет все-таки учебное заведение, и главная его функция – образование. В то время как ВЛАДЭКСПО заранее спроектирован под конгрессно-выставочную деятельность. Он может стать домом Восточного экономического форума, позволит значительно расширить круг участников и ВЭФ, и других крупных мероприятий.

На Дальнем Востоке подобных площадок практически нет. Ближайшая – в Новосибирске. Но у нас есть конкурентные преимущества. Это и близость к триллионным экономикам, к азиатским мегаполисам, находящимся на расстоянии двухчасового авиарейса. Это и море, морская логистика, позволяющая доставлять любые негабаритные грузы и оборудование. Разработкой проекта занимался ДНИИМФ. Учитывалось прекрасное расположение, большая территория, наличие гостиниц и причалов.

Кстати, во время проведения ВЭФ я разговаривал с Аразом Агаларовым, владельцем и управляющим «Крокус-экспо» в Москве. Сегодня это одна из лучших выставочных площадок в России. Аренда помещений расписана на год вперед. Спрос на нее колоссальный, потому как центр максимально приспособлен к профильной деятельности.

Хочу привести один пример. В начале сентября мы открыли парк Победы. Объект оборудован всей необходимой инфраструктурой для проведения культурно-развлекательных мероприятий. Нам для их организации не нужно нести дополнительных затрат, строить сцену, потом разбирать ее, чтобы снова смонтировать в следующий раз. В общем, приходи и проводи любые мероприятия с минимальными вложениями. Такую же удобную и эффективную инфраструктуру нужно построить и для ВЭФ, и для различных выставок, которые сейчас проходят в России. Недавно масштабную выставку своей продукции на территории Санкт-Петербурга проводила компания «Рособоронэкспорт». А во Владивостоке такое мероприятие было бы более уместно, потому как рынок сбыта находится гораздо ближе.

Мы обсуждали проект ВЛАДЭКСПО на острове Русском с представителями Ассоциации выставочной деятельности. Они подготовили письмо в правительство, в котором говорится, что здесь, на территории Владивостока, стратегически важно для России сделать выставочный комплекс. Это мощный вклад в экономику, в привлечение бизнес-партнеров, возможность нашим производителям выходить на иностранный рынок и завязывать контакты. Все лучшее, что есть сегодня на рынке, будет представлено здесь. Эту функцию город должен взять на себя.

Энергия для роста

Важным итогом работы ВЭФ стало подписание соглашения между администрацией Владивостока и ПАО «РАО ЭС Востока» о развитии генерации города. В частности, это касается установки ветрогенераторов на острове Попова. Приморская столица уже обладает удачным опытом применения альтернативных источников энергии. Речь идет о ветрогенераторе на острове Рейнеке.

– Люди на Рейнеке живут постоянно. А до недавнего времени электроснабжение в дома подавалось вахтовым методом, по нескольку часов в сутки. Это были крайне некомфортные условия для жизни и быта. С внедрением ветрогенерации мы, во-первых, добились круглосуточного электроснабжения жителей. Это было достигнуто впервые за всю историю. Во-вторых, это снизило эксплуатационные затраты. Причем эффект таков, что ветряные установки уже окупились и теперь приносят городскому бюджету прибыль. И в-третьих, это просто экологично. Мы используем силу ветра, объект не предполагает никаких выбросов в атмосферу. Стабильность электроснабжения достигнута за счет работы резервной дизельной станции, которая используется во время профилактических мероприятий. В итоге генерация Рейнеке практически автономна, не требует постоянного присутствия специалиста, регулярного завоза топлива, что в условиях острова проблематично. Два месяца в году территория скована льдом, так что добраться можно только на вертолете и на транспорте с воздушной подушкой. Содержание объекта показало хорошие результаты.

Мы привлекли инвестиции, получили положительный опыт и видим, что это действительно работает. Теперь мы пригласили инвестора на остров Попова, чтобы сэкономить городские средства. Он уже будет работать в этом направлении. Это хорошее решение в ситуации удаленности от магистральных сетей и необходимости автономной работы. Для самих жителей Попова это означает стабильное и экологичное электроснабжение. Сейчас там резервной мощности практически нет, стоят устаревшие дизельные генераторы. Также это даст большой эффект для бизнеса, для жилого строительства, для создания баз отдыха.

Документ предполагает создание электрических подстанций и объектов теплоснабжения в районе картодрома «Змеинка». Этот район считается перспективным для жилого строительства. Сдерживающим фактором пока является недостаток энергетических мощностей. В планах РАО ЭС Востока возведение таких объектов.

Спрос на Владивосток

Результат от ВЭФ виден и в сфере обслуживания, которая в начале сентября почувствовала большой приток клиентов. В гостиницах не хватало номеров, чтобы разместить всех желающих. Рестораны и кафе были переполнены.

– То, что во Владивостоке не хватает гостиниц, уже говорит многое об интересе российских и иностранных компаний, о привлекательности города. Такие мероприятия, как ВЭФ, дают мощный толчок экономике, развивают инфраструктуру гостеприимства. Форум заложил хороший фундамент для устойчивого роста, – заключил глава города.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ